Настольно-печатные игры.
Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам . Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых ( 2 куклы, 2 мячика). Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например: найти среди всех картинок 2 самолета, 2 яблока. И самолеты и яблоки могут быть различны по форме, по цвету, но их объединяет, делает похожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по одному признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связей между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят их с местом произрастания, объединяют по этому признаку картинки.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся также как и с предметами. Например, в игре «Отгадай какую картинку спрятали?» дети должны запомнить содержание картинок , а затем определить какую из них спрятали. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания.
Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении предметов(картинок) на столе (справа-слева, сбоку, рядом).
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр- учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх могут быть увеличение количества частей. А также усложнение содержания, сюжета картинок.
Если в младшей группе картинки разрезаются на 2-4 части, то в средней группе на 8-10 частей. При этом в младшей группе на картинке изображен один предмет. Для старших детей сюжетное требование следующее: предметы на картинках должны быть знакомы детям. Для младшей группы необходимо вначале давать картинку для рассматривания, а затем давать задание сложить картинку.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах углублять знания о них, т.к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя их характерные признаки сходства и различия, находят алогизмы в суждениях и т.д.
В младшей и средней группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, активизацию словаря, развитие ориентировки в пространстве (пастух шел около и бил кнутом).
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей активно формируется логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе, их условно можно разделить на 4 основные группы:
- Игры, с помощью которых формируется умение выделять существенные признаки предметов, явлений («Отгадай»).
- Игры на развитие умения сравнивать, обобщать, замечать алогизмы, делать умозаключения («Похож – непохож»).
- Игры на развитие умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам («Кому что нужно?», «Назови одним словом»).
- Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, чувства юмора («Испорченный телефон», «Летает – не летает»).
Структура дидактической игры:обучающая или дидактическая задача, игровые действия, правила.
Таким образом, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Творческие игры
Режиссерские игры
Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация.
Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и в переносном, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от маминого махрового халата - змеей в режиссерской игре в зоопарк; кубики разных размеров превращаются в учителей и детей в игре в школу; из карандаша получается дирижерская палочка или микрофон для куклы-певицы). К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о развитии воображения.
Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя.
В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам (выступление артистов на площади го автодорожное происшествие, лечение в кабинете док празднование дня рождения). Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов других людей (режиссерская игра в школу под влиянием сказов старшего брата-ученика). Для этих игр свойственны комбинирование впечатлений из кого опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, нaблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, др.) аккомпанирует; автомобили едут трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельны эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи (игрушки, предметы), или объясняет все, что происходит.
В режиссерской игре речь - главный компонент. Часто звучит как «дикторский текст за экраном». Например, разыгрывает день рождения куклы Маши: «Маша сказала гостям «спасибо» за подарки, гости сразу стали садиться за стол. Маша наливает всем чаю. Помимо описательные высказываний используются и оценочные: «Гости хорошие, принесли Машеньке много подарков. А волчонок был жадный: он подарок принес, но не отдал Маше».
В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, ритм высказываний, логические ударения, употребление различных суффиксов звукоподражаний. Так, изображая семейную сценку с ребенком-капризулей, Наташа говорит за него, за бабушку. папу. За ребенка она говорит тоненьким голоском с требовательными нотками: «Дайте другую кашу! Эта противная!», за куклу-бабушку - ласково с упрашивающим интонациями: «Поешь, поешь, Вовочка!», за папу - громко, подчеркнуто медленно: «Это что же, каша не нравится? Другую варить никто не собирается. Быстро все съесть!»
В режиссерской игре часто используется много персонажей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды игрушек.
Особенностьюрежиссерской игры является то, что партнеры(игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы,и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем начнет выполнять игровые действия. Происходит то, особенно ценил в детских играх К. Д.Ушинский: ребенок учится распоряжаться своими силами.
Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное значение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию сразличных позиций.Именно таким образом, глазами разных персонажей, ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской и потому, что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев режиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 2531;