Третий вопрос. Построение типологии индивидуальности как терапевтического средства
В данном случае сразу скажу, что имеется в виду. Скажем о тех, кто говорит о характере на философском языке – Канте, и о крупном психологе – К.Юнге.
Особенности построения типологии характера здесь. Психиатр шел от эмпирии. Психиатры – Ганнушкин, Личко, давали [типологию] по эмпирическим описаниям, и никак не объясняли их.
Философ Кант, психолог и терапевт Юнг начинают типологию сверху, дедуктивно. Потом Юнг обязательно найдет достаточное количество индивидуальных типов. Но прежде ему нужно установить какую-то общую причинную связь. От Канта – идея – здесь нормальный характер должен быть. Именно Кант сказал о характере, что это – достоинство человека, форма поведения, внутренняя форма. Юнг эту идею берет, и эта идея становится идеей равновесия.
Рассказ о Юнге обязательно начинать с этого положения. Данная идея проходит через всю юнговскую типологию. Если есть перекос в одну сторону – позаботься, чтобы снять необоснованное отсутствие равновесия...
Свою типологию, добавим также, Юнг строит для своего пациента. Поскольку они с пациентом собеседники, в нее входит тот, кто ее создает; [это] – полноправный диалог с пациентом. Типологию Юнга встречаем в работе «Психологические типы».
Описываем по шагам.
1. Обобщение разнообразного конкретного материала и выделение двух (только двух!) основных направленностей.
Работа «Психологические типы» состоит из двух частей, но эти части различаются по объему. Много исторических обсуждений и анализа. История философии,... поэзии... И замечаем прежде всего одну вещь, о которой сегодня мы уже немного сказали – люди ходят парами. Суть в том, что так и выдел[яются]: Платон-Аристотель, Гете-Шиллер; типы характеров выделяют как взаимно-дополнительные.
На бытовом языке, которого не избегает Юнг, два данных типа либо – рациональный тип, либо – эмоциональный...
Эмоции и мышление – так шло разделение.
Нельзя начинать с отдельных психических функций. И выделил две общих направленности. Идея подтверждена многими интуитивно ясными примерами – сердцебиение.... Экстра- и интроверсия...
2. Второй шаг назовем так – необходимость существования двух направленностей у каждого человека.
Эту идею потом достаточно исказили диагносты. Им просто, они определили – экстраверт или интроверт, чего Юнг не делал так определенно. Та и иная направленность есть: в сознательном – экстраверт, в бессознательном – интроверт... Значит, в бессознательном – причина личностной проблемы...
Суть типологии Юнга: определить причину личностной проблемы. Эта причина [связана] с той или иной направленностью.
3. Разделение разных направленностей и доминирующих психических функций.
Конечно, эти шаги мы выделяем, чтобы лучше понять рассуждения Юнга, а у него эти рассуждения представлены более кратко.
К чему на данном этапе приходит Юнг? Есть экстраверт-интроверт, а до этого они назывались эмоциональным и мыслительным типами.
Что делает Юнг? Эту связь сегодня, скажем, когнитивный психолог личности назвал бы... связь – склейкой. Что надо сделать? Надо критерии развести! Экстраверт-интроверт – одна ось, а эмоции-мышление другая.
До сих пор экстраверт – эмоционален, а интроверт – опирается на мышление и ищет новые возможности...
Есть ли эмоциональный интроверт?.. Смотрит на свою эмпирию и видит... – есть. Есть ли мыслительный экстраверт?..
И тогда Юнг [это] понимает, разводит, и вводит новый критерий – доминирующих психических функций,... расширение числа доминирующих психических функций. Их не две, их – четыре. И он называет их далеко не случайно последовательно...; продолжает действовать идея о том, что любое психическое событие имеет определенные стадии... Четыре функции:
1. Сенсорика, т.е. восприятие материала, объекта, ситуации, события.
2. Вторая функция – эмоции, чувственное приятие материала. Если материал не будет принят эмоционально, с ним невозможно далее работать.
3. Мышление. Здесь имеется в виду осмысление[333] материала события, его рациональное понимание, тут Юнг говорит как теоретик и... практик...
Мышление – орудие сознания, не бессознательного. Поэтому мышление полного понимания события дать не может...
4. Интуиция... Эта функция связана с бессознательным. И тогда он определяет ее как возможность предсказать последствия события, предвосхитить его будущий результат. И если это так, то словечко интуиция поясним еще одним. Как психическая функция интуиция выделяется редко. Но есть функция схожая – воображение. И здесь Юнг тоже нарисует круг с четырьмя секторами и будет показывать, что у его пациентов доминирует одна из функций, а надо – равновесия...
За оставшиеся четыре минуты аккуратно перейдем в десятую и одиннадцатую темы...
Тема 12: Психология общения. (наверх)
Короткое введение. Можно привести классический пример Леви-Стросса. Он одним из основных культурных правил считает запрет инцеста. Биологически этот запрет необходим для того, чтобы общество не вырождалось в результате кровосмешения. Но Леви-Стросс даёт более тонкое психологическое понимание этого запрета. Обмен невестами и женихами предполагает обмен знаками. Общение между носителями разных языков, собственно коммуникация[334] качественно разных индивидов. Когда общаемся сохраняем язык. Социальная среда есть необходимое условие появления личности в первый раз.
Сходства и различия природы и культуры как условий существования социального индивида. 1. Очевидно, они есть необходимые условия существования социального индивида. Социальное существование своего рода экспериментальное. Ему нет и не может быть полных гарантий. Существование человека суть проблема, которую условно можно сравнить с решением задачи. И тогда природные условия можно назвать исходными данными, материал для преобразования. А культурные нормы есть принципы преобразования этого исходного материала. 2. Природный и культурный опыт должны быть человеком с необходимостью присвоены. Природный присваивается само собой, организм невинен. А культурный присваивается так, что человек создаёт на природном материале личностные свойства. 3. Природный и культурный опыт должен быть воспроизведен, передан далее. Природа обеспечивает возможность своего воспроизводства.
Многие проблемы человека связаны с тем, что для передачи культурного опыта у человека нет естественной потребности. Воспроизводство культурного опыта суть нравственный моральный долг. По Канту категорический императив. Организм порождают, а личность возрождается.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 562;