К истории изучения общественного мнения
Общественное мнение является предметом научного интереса различных дисциплин (также как и понятие "общественность", составляющее его ядро): прежде всего социологии, а также психологии, политологии, связей с общественностью. Соответственно, и определение понятия общественное мнение дается с учетом специфики конкретной области знания, причем и в каждой из них встречаются различные позиции. Как отмечает Б.А. Грушин, дело здесь не в количестве сторон, а в различии их природы: общественное мнение представляет собой органический сплав социальных, психологических, идеологических и других элементов [Грушин, Б.А. Мир мнений и мнение о мире /Б.А.Грушин. – М., 1967. - С.18].
Феномен общественного мнения привлекал внимание мыслителей еще с античных времен. Эта идея увлекала Протагора, Сократа, Платона, Аристотеля. Сам термин англосаксонского происхождения, встречается у английского государственного деятеля и писателя XII в. Дж. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Из Англии этот термин пришел в другие страны, а с конца XVIII в. стал общепринятым.
Итальянский мыслитель Н. Макиавелли в своем трактате «Государь» особо указывал на исключительную важность общественного мнения. Он, в сущности, подошел к многозначной интерпретации этого феномена, видел в народе «большую силу», мощную опору государя.
Целый ряд мыслей об общественном мнении связано с именем немецкого философа Гегеля. По Гегелю, общественное мнение выражается в совокупности множества собственных мнений, которые реализуются либо в суждениях о всеобщих дела, либо в советах относительно этих дел. Он был одним из первых исследователей, заложивших основу современных взглядов на связь общественного мнения и общественного сознания. Гегель считал общественное мнение «проявлением публичного сознания», фокусирующим массовые всеобщие воззрения, формой проявления «здравого человеческого смысла», отражающей состояние наиболее важных общественных дел. Он выделил целый ряд структурных элементов: первый – условия существования общественного мнения, второй – объект (содержание) общественного мнения, третий – носитель (субъект) общественного мнения, четвертый – характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый – соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений, сочетание и «противоположность» в «явлении» элементов истины и лжи.
Активная научная разработка социологических и социально-психологических аспектов общественного мнения велась со второй половины XIX в.
В начале ХХ в. определилась основа современного социологического подхода к общественному мнению как средству интеграции индивидов в социальную общность.
Теоретические основы исследования общественного мнения были заложены в книге американского журналиста Уолтера Липмана «Общественное мнение», опубликованной в 1920 г. Основным в работе Липмана было следующее положение: общественное мнение - это то, как общественность воспринимает сообщения СМИ. Автор считал, что общественность не способна рационально оценивать то, что сообщили СМИ. Газеты, например, сообщают о том, что, как правило, находится за пределами личного опыта человека. Люди во многом полагаются на СМИ в оценке происходящего. Если бы не было СМИ, люди жили бы в своем ограниченном мире. СМИ должны восприниматься общественностью как объективные и нейтральные.
Среди исследователей конца XIX – начала ХХ в в., специально занимающихся проблематикой общественного мнения можно назвать французского социолога Г.Тарда, проф. МГУ В. М. Хвостова, американского ученого Лоуэлла. Последним были сформулированы актуальные и по сей день проблемы границ компетентности общественного мнения, соотношения мнений большинства и меньшинства, цивилизованных механизмов выражения общественного мнения.
В. М. Хвостов в работе «Общественное мнение и политические партии» (1906 г.) связывал процесс зарождения общественных суждений с интересами классов и социальных групп, ролью политических партий в жизни России.
Не обошли вниманием изучение проблем общественного мнения и отечественные социологи П.А. Сорокин, Н.Н. Головин и др. Среди современных исследователей общественного мнения (вторая половина ХХ в.) – М.К. Горшков , А.К. Уледов , Б.А. Грушин и другие.
Следует, однако, признать, что условиями для своего формирования, выражения и функционирования (общественного мнения) российская практика еще не располагает. Она заметно отстает от западной. С одной стороны это связано с традицией самовластия, с другой – неразвитостью демократических начал (следствие последнего) и общегражданских институтов. В-третьих – становлением новой российской государственности.
В странах же с развитой демократией мнение общественности по тем или иным вопросам существенно влияет на государственную политику, законодательные процессы,поведение политических партий, динамику избирательных кампаний, принятие решений субъектами экономической деятельности.
3. Соотношение понятия "общественное мнение" со смежными понятиями
Содержание общественного мнения нужно раскрывать через уяснение родового понятия«мнение».Мнение – это суждение об определенном объекте, факте, явлении и событии, принимаемом решении и т.д.
Существуют оценочные суждения, выражающие похвалу или порицание, одобрение или неодобрение действий и поступков людей и т.д., а также дескриптивные (описательные), нормативные. Их специфика может формироваться под воздействием ряда факторов:
1) личных, т.е. физических и эмоциональных особенностей индивида, включающих возраст, состояние здоровья и т.д.;
2) культурных – жизненного стиля населения конкретной страны или географического района (например, городского или сельского);
3) образовательных, включающих уровень и качество образования человека;
4) семейных, учитывающих происхождение людей, ибо мировоззренческие особенности родителей нередко «впитываются» детьми в раннем возрасте и сохраняются в дальнейшем;
5) социально-классовых, т.е. определенной позиции в обществе, смена которой чревата изменением отношения к общественному явлению;
6) этнических, в том случае, когда они определяют стиль жизни носителей общественного мнения.
Мнение классифицируется как:
- индивидуальное;
- групповое;
- общественное.
Последнее возникает лишь в том случае, если ценностные свойства явлений, процессов рассматриваются как социально значимые, т.е. затрагивают интересы социальных общностей (классов,групп и т.д.). Общественные интересы и потребности могут носить как долговременный характер, так и развиваться. Соответственно и общественному мнению присуща как определенная стабильность, так и неустойчивость, быстрая изменчивость.
Все три вида мнения тесно связаны между собой. Общественное мнение может существовать только через индивидуальные мнения, однако не является простой суммой частных мнений, которыми люди обмениваются в узком кругу семьи или друзей. Оно носит интегративный характер, выражая точку зрения широких социальных групп.
Общественное мнение тесно связано с явлением общественного сознания. Общественное сознание можно определить как систему духовных (рационально-логических, эмоциональных, связанных с воображением, иррациональных и т.п.) способов отношения людей к миру и самим себе, возникающую в процессе жизнедеятельности различных типов и видов социальных общностей и «обслуживающую» эту жизнедеятельность [Социология: Краткий тематический словарь. – Ростов-на – Дону, 2001. – С.194].
В структуре содержания общественного сознания выделяют ряд уровней:
– теоретическое (логическая система знаний и представлений об окружающей действительности) и обыденное (результат социального опыта людей, практического освоения действительности, связанное с условиями жизни людей) сознание;
– общественная психология (эмоциональное отношение людей к какому-либо событию, явлению, факту);
– идеология (совокупность идей, теорий, ценностей и мировоззренческих установок).
Выделяют также ряд форм, в которых реализуется общественное сознание:
•политические идеи;
•правосознание;
•мораль, религия;
•философия, наука;
•искусство и т.д.
Эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенностями своего развития и, прежде всего, своим предметом. Каждая форма сознания отражает определенную сторону действительности: мораль имеет дело с нормами поведения человека в обществе, наука рассматривает законы природы и общества, политическая идеология имеет дело с политическими отношениями (государственными, классовыми, национальными и т. д.).
Предмет общественного мнения невозможно отождествить с какой-либо конкретной формой общественного сознания. Оно может быть сформировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии и науки и т.д. Тем самым общественное мнение по своему предмету пронизывает все формы и уровни общественного сознания, т.е. выступает как вид общественного сознания, однако уступая ему в широте диапазона.
Следует рассмотреть также связь общественного мнения с феноменом массового сознания. Массовое сознание – один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения; особый специфический вид сознания общества, свойственный значительным множествам людей («массам»), определяемый как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа разнообразных «классических» групп общества (больших и малых), однако несводимый к ним [Политология: Энциклопедический словарь / Общ. Ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. – 1993. – С. 166].
Выступая как практическое знание, массовое сознание существует в нескольких состояниях:оценочном и безоценочном. Безоценочное представляет собой совокупность сведений (знание, традиций, обычаев, обрядов), передающихся из поколения в поколение и принимаемых как некая социальная норма, призванная регулировать поведение людей. Эта норма не вводит массовое сознание в состояние критического отношения к себе самой. «Так надо» – одно из обязательных условий функционирования массового сознания, находящегося в безоценочном состоянии.
Оценочное состояние массового сознания предполагает реакцию, определенное отношение к получаемой информации (приятие, неприятие, желание следовать или желание избежать действий). Такое состояние массового сознания, характеризующееся оценочностью, является общественным мнением.
Общественное мнение –это состояние массового сознания, связанное с высказыванием (как в вербальной, так и невербальной форме оценочных суждений по социально значимым проблемам. Такая трактовка (с теми или иными вариациями) в настоящее время широко используется в отечественной социологической литературе. В рамках современного подхода общественное мнение, во-первых, связывается с высказыванием суждений (что предполагает свободу публичных высказываний), и, во-вторых, речь идет о высказываниях по актуальным проблемам общественной жизни.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1477;