Романтика и высокий пафос романа Б. Васильева
«В списках не значился»
В военной прозе 70-х годов углубился психологический анализ характеров, поставленных в экстремальные условия, обострился интерес к нравственным проблемам. Усиление реалистических тенденций дополняется возрождением романтического пафоса.
Борис Васильев
Реализм и романтика тесно переплелись в повестях «А зори здесь тихие…» Б.Васильева, «Пастух и пастушка» В.Астафьева. Высокий героический пафос пронизывает страшное в своей обнаженной правде произведение Б.Васильева (1924 – 2013) «В списках не значился» (1974).
Фото Великой Отечественной войны
Николай Плужников прибыл в Брестский гарнизон вечером накануне войны. Его еще не успели занести в списки личного состава, и когда началась война, он мог бы уйти вместе с беженцами. Но Плужников сражается даже тогда, когда погибают все защитники крепости. Несколько месяцев этот мужественный юноша не давал фашистам спокойно жить: взрывал, стрелял, появлялся в самых неожиданных местах и убивал врагов. И когда лишенный пищи, воды, боеприпасов, он вышел из подземных казематов на свет, то перед врагами предстал седой, ослепший старик. А в этот день Коле исполнилось 20 лет. Даже фашисты преклонились перед мужеством советского солдата, отдав ему воинскую честь.
Николай Плужников умер непокоренным, смертью смерть поправ. Б.Васильев не задается вопросом, почему так упорно, зная, что один в поле не воин, сражается с врагом Николай Плужников — совсем еще юный, не успевший пожить человек. Он рисует сам факт героического поведения, не видя ему альтернативы. Все защитники Брестской крепости сражаются героически. Б.Васильев продолжил в 70-е годы ту героико-романтическую линию, которая зародилась в военной прозе в первые годы войны («Радуга» В.Василевской, «Непокоренные» Б.Горбатова).
9. Художественно-документальная проза о войне («Я из огненной деревни» А. Адамовича, И. Брыля, В. Колесника,
«Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина)
Еще одна тенденция в изображении Великой Отечественной войны связана с художественно-документальной прозой, которая основывается на магнитофонных записях и рассказах очевидцев.Такая — «магнитофонная» — проза зародилась в Беларуси. Первым произведением ее была книга «Я из огненной деревни» А.Адамовича, И.Брыля, В.Колесника, воссоздающая трагедию Хатыни.
Алесь Адамович
Страшные годы ленинградской блокады во всей неприкрытой жестокости и натурализме, позволяющие понять, как это было, что чувствовал, когда еще мог чувствовать, голодный человек, встали на страницах «Блокадной книги» А.Адамовича и Д.Гранина. Война, прошедшая через судьбу страны, не пощадила ни мужчин, ни женщин. О женских судьбах — книга С.Алексиевич «У войны не женское лицо».
Фото Великой Отечественной войны
Проза о Великой Отечественной войне — самая мощная и крупная тематическая ветвь русской и советской литературы. От внешнего изображения войны она пришла к постижению глубоких внутренних процессов, происходивших в сознании и психологии человека, поставленного в экстремальные военные обстоятельства.
Фото Великой Отечественной войны
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1333;