Политическая элита как наиболее высокий уровень субъекта власти, политическая элита в Украине.

Термин «элита» (лучший, выбранный, отборный) с XVII ст. начали употреблять для обозначения людей, которые являются избранными, прежде всего наивысшей знати. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823 г., элитой называли высшие социальные слои общества. Однако понятие «элита» в социальных науках до конца XIX — началу XX ст. не было распространено.

Политическая элита – наивысшая по социально-политическому статусу, относительно привилегированная, автономная группа, составляющая меньшинство общества, которому присущи определенные выдающиеся политические, социально-экономические и психологические свойства и которое непосредственно принимает участие в принятии и осуществлении решений относительно реализации государственной и другой политической власти.

Следовательно, политическая элита — это самая влиятельная часть правящего социального слоя (класса), который активно влияет на реализацию ее интересов во власти, в политике и вообще в общественной жизни. В частности, Р. Дарендорф включает в ее состав: 1) экономических лидеров; 2) политических лидеров; 3) профессоров и учителей; 4) духовенство; 5) выдающихся журналистов; 6) военных; 7) судей и адвокатов. Понятно, что мера влиятельности этих групп в элите будет не равнозначной.

Во время античной философии элитарную концепцию наиболее четко сформулировал Платон, который выступал против приближения Демоса (народа) к управлению государством, считая его «толпой», которая является враждебной мудрости. Позже эта концепция была разработана в трудах других известных мыслителей — Н. Макиавелли, Ф. Ницше, О. Шопенгауера. Однако как целостная система взглядов и концепций елитизм сложился в первой половине XX ст. благодаря трудам Вильфредо Парето, Гаетано Моски и Роберта Михельса. Структурный состав элиты традиционно содержит:

– «лучших» представителей класса (социального слоя), то есть тех, кто имеет значительные материальные ресурсы и социальные позиции;

– наиболее специально (профессионально) подготовленных членов социальной группировки относительно политической (государственной) деятельности;

– пополняется элита (если она является открытой, а не автаркичной) из подчиненных слоев общества наиболее талантливыми и полезными лицами.

Однако реализует свою власть элита опосредствовано через бюрократию и соответствующие институты власти, поэтому и легитимизуется она разными средствами: через право, обычаи, силу, целесообразность, харизму, административные механизмы, а иногда — через необразованность и суеверия толпы.

Элиты в социуме выделяют согласно со сферами их жизнедеятельности и за функциональным назначением, в частности, выделяют: политическую, экономическую, духовную, информационную, национально-этническую, военную, профессиональную элиту и некоторые субэлиты.

Политическая элита состоит из групп, политических лидеров и лиц, которые непосредственно осуществляют политико-властные решения; это лица, которые занимают высокие должности в органах государственной власти, как гражданского, так и военного характера. Исходя из объемов полномочий власти, выделяют три уровня правящей элиты:

1) высшая политическая элита, к которой принадлежат руководители государства, которые занимают наивысшие должности во всех ветвях власти (президент и его окружение, высшие руководители правительства, председатели и члены высших судебных органов власти, спикер парламента и руководители наибольших фракций; лидеры самых влиятельных политических партий и движений); ее количество не превышает 100-200 человек, даже в достаточно больших страна

2) средняя политическая элита, что формируется из огромной массы выборных должностных лиц — сенаторов, депутатов, представителей региональных элит (губернаторов, мэров), лидеров разных политических партий и движений;

3) административно-бюрократическая элита (низший уровень политической элиты) состоит из госслужащих, высокопоставленных чиновников министерств, ведомств, руководителей других органов или департаментов государственного управления.

Экономическая элита— это наиболее богатые члены общества, так называемая «финансово-промышленная олигархия»: самые крупные владельцы, банкиры, руководители финансово-промышленных групп, председатели ведущих корпораций, руководство предприятий военно-промышленного комплекса, владельцы больших капиталов.

Духовная элита представлена меритократиею (интеллектуальной элитой), церковно-религиозной элитой, элитой мира искусства (богема, андеграунд) и идеологической элитой (в партиях и идеологических учреждениях).

Информационная элита — «инфократия» — состоит из выдающихся деятелей СМИ, журналистов, руководителей теле- и радиоканалов, издательства, газет, журналов и тому подобное. Она не без основания считается «четвертой властью», так как контролирует, руководит и дозирует потоки информации и осуществляет значительное влияние на формирование общественного мнения. Эта элита достаточно близка к интеллектуальной (педагоги, научные работники, идеологи, художники культуры), поэтому иногда политологи говорят о культурно-информационной элите вообще.

Национально-этническая элиты, как и аристократию (родовую, племенную) в некоторых обществах относят к так называемым традиционным элитам. Их влияние на политический процесс достаточно значительно, если эти элиты остаются у власти в традиционных обществах, в которых властвуют системы традиционных (в том числе религиозных) ценностей.

Военная элита («генералитет») составляет необходимую частицу политической «элиты власти», либо автономно руководит политическими процессами при условии соответствующих диктаторских режимов.

Профессиональная элита по составу напоминает интеллектуальную, но принципом ее выделения является наличие элитных профессий в обществе: юристы (адвокаты, судьи и тому подобное), врачи, ученые, политики, психологи, социологи, менеджеры и др. (этот набор зависит от конкретных условий и уровня развития государства).

Социологи и политологи выделяют также специфические субэлиты — «криминалитет», маргиналы, демографические элиты («золотая молодежь», феминистки), сексуальные меньшинства и тому подобное. Они не осуществляют постоянного влияния на политику, а тяготеют к ее «теневым» формам и технологиям.

По месту в политической системе элиты разделяются на правящую(элиту власти) и оппозиционную(контрэлиту). Правящая элита непосредственно осуществляет функции государственной власти. В состав контрэлиты входят те силы, которые стремятся занять определяющие позиции во власти; такая потенциальная элита часто выдвигает популистские лозунги, апеллирует к поддержке недовольных слоям общества.

По структуре и характеру внутренних связей выделяют элиты с высокой степенью интеграции и элиты с низким уровнем интеграции. Интегрированные элиты достаточно сплочены, иногда на религиозной или идеологической основе, или благодаря консенсусному согласию — на определенных ценностных основах, нормах политической конкуренции и процедурах осуществления политической власти. Неинтегрированным элитам присуща острая борьба между группировками за овладение стратегическими позициями, тактическими возможностями, за сферы контроля и распределения ресурсов (например, административная элита).

Элиты разделяются также на «открытые» и «закрытые» согласно с интенсивностью их циркуляции и средств рекрутирования, что характеризуют отбор в элиту.

Элиты выполняют в обществе следующие функции:

универсальную – заключается в маскировке фактического общественного источника и классового характера власти;

посредническую – формирование политической репрезентации класса как целого, посредничество между конечными субъектами политики и властью, между представителями и непосредственными субъектами политики;

регулирующую – регуляция деятельности политического представительства класса, дозируя (усиливая или ограничивая) его;

резервирующую – исполнение роли главного резерва руководящих кадров, своеобразного центра отбора кадров к институтам власти;

прогнозирующую – прогнозирование и диагностика процессов и явлений в политике, то есть элиты выполняют так называемую миссию «штабов» в политике;

координирующую – координация деятельности разных уровней и форм политической репрезентации класса, то есть посредническое управление совокупной политической практикой.

Политическая наука выявила два главных механизма рекрутирования элиты: система гильдий и антрепренерская. Характерными чертами системы гильдийявляются:

– закрытость, отбор претендентов на высшие должности в основном из низших слоев самой элиты; путь вверх достаточно медленный;

– высокая мера институционализации отбора через наличие многочисленных формальных требований для занимания должностей (возраст, пол, партийность, социальное происхождение и тому подобное);

– относительно небольшой и закрытый круг электората, который осуществляет отбор, как правило, воспроизводится уже существующий (установившийся) тип лидерства.

Антрепренерская система характеризуется:

– открытостью, широкими и реальными возможностями разных социальных групп войти в элиту;

– незначительным количеством требований относительно претендентов;

– широким кругом электората, реальным и высоким конкурсом при отборе;

– первичностью значения индивидуальных качеств претендента.

Этот механизм рекрутирования элиты в большей степени отвечает динамике современной жизни и применяется при либерально-демократических режимах. Система гильдий при современных условиях имеется в традиционных обществах и в консервативных режимах и институциях.

Известно, что часть политологов (П. Бурдъе, П. Бирнбаум, Л. Санистебан) достаточно жестко связывают социальный состав и динамику формирования элиты с социально-политическим типом общества (или разделенного на касты, или на классы, или на социальные слои). Внутри отдельного класса (общества), но вне элиты может находиться определенная часть лиц, которые стремятся к включению в элиту, или к формированию новой — контрэлиты или субэлиты. Ради этого используются разные средства — от соперничества на выборах к насильственному увлечению власти, а также разные мотивы — от лично эгоистичных до глобально общественных.

В динамике (развитии) политических элит выделяют две типичные тенденции: первая — автаркическая, при которой закрытая элита «закрывается», препятствуя какому-нибудь входу в ее ряды («эффект крепости»); вторая — открытая, при которойэлита, «открывается» для привлечения полезных сторонников, членов в свои ряды. Это более жизнеспособные элиты, они имеют возможность обновляться. Циркуляция в открытых элитах достаточно динамическая, высокой здесь является также мера социальной адаптации к внешним изменениям; в закрытых элитах — циркуляция медленная или даже заторможенная, но здесь хранится внутренняя стабильность, есть наследственность политики и уравновешенность принятых решений.

Среди населения Украины все больше распространяется мысль, что правящая элита — это та группа людей, которая стоит на высшей ступени социальной иерархии, занимает социальное престижные позиции та способная реально влиять на процесс распределения весомых для общества ресурсов. Массовое сознание граждан Украины чаще всего идентифицирует политическую элиту с системой таких социально-политических групп: народные депутаты Украины (или областных и городских уровней); представители республиканской, областной или городской администрации; лидеры весомых политических партий, движений, общественных организаций или группировок; в конечном итоге, политическая (исполнительная) власть страны, а именно — президент, его ближайшее окружение и правительство.

Политическая элитарность народных депутатов обеспечивается и гарантируется государством, которое через законодательство установило систему экономических, политических и юридических условий (гарантий) их деятельности, что, в сущности, являются депутатскими привилегиями, определенными в законе. Среди них — депутатская неприкосновенность, обеспечение информационно-справочными материалами, бесплатные консультации специалистов и юридическая помощь, подавляющее право выступать в средствах массовой информации, льготное материальное и социально-бытовое обеспечение, регламентация правового статуса депутатов через специальные нормативные акты государства и тому подобное.

Естественно, если элита власти стремится быть демократической и отвечать современным функциональным требованиям к политическому руководству, ей не следует избегать конкурентности, общественной легитимации и не допускать превращения в номенклатуру.

 

3.3. Политическое лидерство как категория политологии: социальная роль, функции и механизмы формирования политического лидера.

Проблема лидерства может рассматриваться с позиций разных социально-гуманитарных наук. Политология рассматривает лидерство как феномен политической жизни общества, исследует его место в системе властных отношений, механизмы формирования и функционирования, а также разрабатывает практические рекомендации.

Термин «лидер» (сангл. — ведущий, тот, кто руководит другими людьми) имеет немало определений. Например, лидером называют:

– лицо, которое способно влиять на других с целью интеграции общей деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества;

– лицо, за которым данное сообщество признает право принятия решений, значимых с точки зрения группового интереса;

– индивида, который имеет самые яркие качества («полезные» для данной группы), благодаря чему его деятельность является самой производительной (например реакция, скорость у спортсмена).

Лидеры возглавляют, ведут за собой разные человеческие общности — от небольших групп людей до общностей государственного уровня. Становление и функционирование лидеров — это объективное и универсальное явление. Объективное -потому, что для какой-нибудь совместной деятельности необходимая организация, разработка наиболее приемлемых путей достижения целей. Эти функции выполняют люди, в которых верят, которые имеют авторитет, люди активные и энергичные. Универсальное – потому, что в лидере нуждаются все виды общественной деятельности людей, группы, организации, движения. Существуют лидеры в политике, бизнесе, науке, искусстве, религии, в партиях, профсоюзах, семье, студенческой группе и тому подобное.

Различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидерназначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая, таким образом, официальный статус руководителя. В политике формальный, институциональный аспект является главным. Неформальный лидер — член группы, который в своем поведении полнее всего отвечает групповым ценностям и нормам и поэтому имеет наибольший авторитет среди своего окружения. Неформальный лидер имеет влияние на группу благодаря определенным лидерским чертам и может стать формальным.

Становление личности как политического лидера зависит от способа формирования лидерства: бюрократического или антрепренерского. Бюрократическийспособ предусматривает формирование лидера узким кругом лиц по определенным, четко заданным критериям (партийность, преданность системе, вождю). В соответствие с антрепренерским способом лидер формируется в публичной конкурентной борьбе, в которой решающим фактором является имидж человека, который соревнуется за лидерство.

Среди разных аспектов лидерства политическое лидерство, особенно лидерство на уровне нации, государства, занимает главное место. Политический лидер освещает и реализует интересы определенных социальных групп и слоев населения, при этом, влияя на ум и сердца людей, является одним из важнейших регуляторов социального сообщества. Особенно значительной является роль политического лидера в переломные, переходные периоды развития страны, когда политические события, темпы, формы, сроки радикальных превращений приобретают ярко выраженную личностную расцветку. С реальным деятелем ассоциируются общие направления реформ, средства выхода на цивилизованный путь развития. В такие периоды власть перестает быть анонимной, резко растет личная ответственность политика перед обществом за принятие решений и результаты его деятельности. Масштаб влияния лидера зависит от многих факторов, но особенное значение имеет его умение определять общественные потребности.

Политическое лидерство имеет определенные признаки:

– наличие политической программы, умения реализовать ее;

– популярность, авторитет, ответственность;

– умение постоянно своей практикой доказывать право на лидерство и оправдывать кредит доверия;

– политическое влияние на окружающих, которое должно быть постоянным и распространяться на всех членов управляемого сообщества;

– наличие определенных норм, правил, привилегий, полномочий.

Политическое лидерство существует на трех социальных уровнях:

1) лидерство на уровне «малой группы», объединенной политическими интересами, например группы лиц, которые составляют верхушку власти в государстве;

2) лидерство на уровне политических движений, в основе которого лежат потребности и интересы определенных слоев населения;

3) лидерство, поданное в виде социального института, характеризующееся определенным типом политического поведения, предусматривающего удовлетворение интересов, как лидера, так и его сторонников.

Одним из первых, кто предложил типологизировать политических лидеров, был М. Вебер. Исходя из трех типов легитимного господства, он выделил три типа лидерства:

1. Традиционное лидерство, которое свойственное традиционному правлению. Оно предусматривает веру подчиненных в то, что власть законна, поскольку она существовала всегда.

2. Рационально-легальное лидерство означает выбор политического лидера через демократические процедуры и предоставление ему полномочий, за злоупотребление которыми он несет ответственность перед избирателями.

3. Харизматичное лидерство(харизма — исключительный дар, талант, свойственный человеку), предполагает, что правитель имеет особенные магические способности. Люди верят, что он назначен выполнять определенную заранее определенную миссию.

Распространенной в политологии является типология политического лидерства в зависимости от содержательного смысла стиля политической деятельности лидеров.Одновременно с харизматическим типом, эта типология предусматривает выделение еще цезаристского, плутократического, популистского и профессионального типов политического лидерства.

Цезаристский тип политического лидерства характеризуется сосредоточением всей полноты власти в руках лидера (как это было во времена правления Юлия Цезаря). Лидер этого типа имеет неограниченную свободу принятия решений, широкие возможности для осуществления огромного влияния на окружение. Такой тип лидерства может быть оправдан в экстремальных условиях, но неприемлемый в демократическом обществе.

Плутократический тип политического лидерства основывается на богатстве и представляет интересы самых зажиточных общественных слоев. Он также предусматривает использование лидером всей полнотой власти. Присущий всем этапам общественно-исторического развития, но наиболее характерный для индустриального общества.

Популистский тип политического лидерства базируется на популизме. В своем первом значении термин «популизм» означал борьбу за права и интересы народа. Впоследствии противники популизма начали применять его для характеристики деятельности, направленной на достижение популярности в массах, ценой необоснованных обещаний, демагогичных лозунгов и т.п. В современной политике лидер-популист — это деятель, который заигрывает с массами.

Еще один тип политического лидерства — профессионал.Это лидер постиндустриального общества, уважение и доверие к которому базируются на его компетентности и личном поведении. Он органически соединяет в себе высокий интеллект, волевое устремление, развитую способность генерировать оригинальные свои и воспринимать чужие идеи, высокую нравственность. Такой лидер умеет определять приоритетные цели, осуществлять научный анализ тех или других проблем и определять способы их решения.

Современная политическая наука предлагает разныекритерии типологиилидерства. Г. Лассуелл предложил типологию лидерства, связанную со стилем их политики: лидеров-администраторов, агитаторов, теоретиков. Р. Такери В. Хагеман выделяют консервативный, революционный и реформаторскийтипылидеров по их отношению к перспективе общественного развития. В зависимостиотстиля руководства и политической системы, вкоторой действует лидер, выделяют диктаторский, демократический, автократический типы лидера.

Политических лидеров также разделяют по способу прихода к власти на: «лидеров поневоле», «лидеров сверху», «лидеров на основании отбора и доверия», «политических карьеристов», «лидеров на веру», «лжелидеров» (Тихомиров); за стилем лидерства на: «бюрократов-политиков», «флюгеров-политиков», «инфант-политиков», «авантюр-политиков» (Курашвили).

В современном мире, в котором ведущей есть тенденция преодоления тоталитаризма, роль института индивидуального политического лидерства растет. Это касается также Украины. Становление института политического лидерства здесь имеет специфический характер уже потому, что преодоление тоталитаризма происходит в то же время с национальным возрождением, становлением демократической республики. Существенными факторами являются также политическая и поликонфесиональная структуры населения, региональные отличия в его социальном составе, в политических ориентациях.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Как рассматривается личность в политике?

2. Поясните, в каких случаях личность выступает объектом политики.

3. Что такое политическое участие, назовите его основные формы и типы.

4. Сделайте политологическую интерпретацию понятий «элита», определите состав политической элиты и дайте характеристику ее функциям.

5. Чем вызвано структурное множество элит в современных обществах? Определите главные элитные группы в социуме.

6. Раскройте механизмы рекрутирования элиты (система гильдий та
антрепренерская).

7. Дайте развернутое определение понятий «лидер» и «лидерство». Поясните, почему становление и функционирование лидеров — это объективное и универсальное явление?

8. Поясните, как трактуется понятие «политическое лидерство», и какие оно имеет признаки?

9. На каких трех социальных уровнях существует политическое лидерство?

10. Раскройте главные функции политических лидеров?

11. Приведите известные Вам типологии политических лидеров за разными критериями.

12. Приведите аргументацию своего понимания наиболее оптимального, по вашему мнению, типа политического лидера.

 

ТЕМА 4.ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

4.1. Политическое сознание: понятие и основные характеристики.

 

Политическое сознание и политическая культура и характеризуют субъективные аспекты политики. Речь идет о чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлениях граждан относительно событий, явлений и тенденций, связанных с политической жизнью, политической властью. Самым распространенным является толкование политического сознания как совокупности взглядов и установок, которые характеризуют отношение людей к государству, партиям, общественно-политическим организациям, политических ценностей и целей развития, традиций и норм политической жизни.

Политическое сознание непосредственно связано с политическим бытием (особенностями общественно-политической структуры и систем общественных отношений, уровнем развития образования и культуры), на него влияют исторические, социально-экономические, национальные и культурные особенности, а также глобальные, общечеловеческие проблемы. Но политическое сознание не является пассивным отражением реалий политического бытия, поскольку имеет собственную активность и может:

– прогнозировать и моделировать политические процессы;

– влиять на политическую жизнь общества, а через него – на его экономические, духовные, культурные процессы;

– определять направление политической деятельности социальных групп, политических партий и общественных организаций, политических лидеров и обычных личностей.

Поэтому практика управления общественными процессами должна учитывать состояние политического сознания во всех его проявлениях.

Можно выделить такие сферы политического сознания:

– политическая наука (политические теории, концепции, гипотезы);

– политическая идеология (политические ценности, доктрины, программы, лозунги);

– политическая психология (политические ощущения, настроения, мысли, воля, направленность и тому подобное).

Проявлениями взаимодействия политического сознания и политической системы общества являются функции политического сознания, которые конкретизируют направления его влияния на политическую систему в целом. К ним относятся:

– когнитивная, направлена на познание политической действительности, благодаря чему формируются политические теории, концепции, субъекты приобретают новые знания;

– прогностическая – реализуется в предвидении движения политической системы в будущем на основе полученных политических знаний;

– моделирующая, сущность которой заключается в определении способов, методов и форм изменений в политической системе общества или изменений самой системы;

– регулятивная – заключается во влиянии на направленность, активность и интенсивность деятельности субъектов политики;

– компенсаторная, благодаря которой осуществляется замена желаемого, но отсутствующего в реальной жизни политического явления;

– интегративная – реализуется в сплочении людей в пределах социума на основе определенных общих взглядов, убеждений, ценностей, норм и идеалов;

– репрезентативная, направленная на отображение, обобщение, представительство определенных политических интересов, ожиданий и потребностей;

– коммуникативная, обеспечивает связь отдельных элементов политической системы через функционирование постоянной системы ценностных ориентаций.

Политическая наука рассматривает политическое сознание как многоструктурное и многоуровневое понятие.

Первым компонентом политического сознания являются политические знания и сформированные на их основе типичные политические представления относительно разнообразных аспектов политической жизни общества. Принципиально важным есть то, что политические знания и политические представления, как и политическое сознание в целом, функционируют на двух уровнях – повседневном и теоретическом.

Повседневное политическое сознание – совокупность идей, знаний и представлений, которые возникают непосредственно из будничной практики того или другого класса, социального слоя, группы людей или отдельных индивидов. Это сознание отображает процессы и отношения общества поверхностно, без анализа их сущностных характеристик. Повседневное политическое сознание создает информационную базу для обобщений, на основе которых синтезируются политико-теоретические модели. Носителями повседневного политического сознания являются члены общества, которые могут нормально, рационально мыслить.

Более высокой степенью политического сознания можно считать научно-теоретическое сознание, которое касается уровня обобщений, анализа механизмов управления политической сферой общества.

Научно-теоретическое политическое сознание – совокупность идей, знаний и учений, которые возникают на основе научного исследования политических отношений, процессов, институтов, проникновения в их сущность, понимания глубинных взаимосвязей и противоречий, закономерностей развития.

Уровень научно-теоретического политического сознания не является общедоступным. Он характерен для специфической высококвалифицированной деятельности политических мыслителей – идеологов, научных работников и т.п.

Вторым важным компонентом политического сознания являются политические ценности и политические ориентации, то есть такие политические представления и знания, которые определяют значимость, смысл поступков человека, направляют его действия в политической жизни. Например, такие политические ценности, как демократия, политическая воля, социальная справедливость, политические права и тому подобное, является важнейшим мотивационным компонентом деятельности людей, поэтому их потерю человек часто переживает как личную трагедию. Относительно общества, то потеря или упадок этих ценностей может привести к духовной катастрофе.

Третьим компонентом политического сознания является политические установки, то есть отношение субъекта к политическим явлениям, процессам. Это может быть позитивная ориентация на активную деятельность с целью получения политических знаний или, напротив, негативное отношение к тому, чтобы получить эти знания. Это может быть настроенность на активное или пассивное участие в политической деятельности, отношение к разным аспектам политической жизни.

В зависимости от субъекта (носителя) в структуре политического сознания выделяют политическое сознание индивида, социальной группы, социального сообщества, нации, общества в целом. На этом основании выделяют индивидуальное, групповое и массовое политическое сознание.


 

4.2. Политическая культура общества: сущность, структура, функции, типология.

 

Политическая культура — один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о развитой самой этой системы. Политическая культура, отображая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, очень влияет на формирование и функционирование политических и государственных институтов, определяет значимость политических процессов, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества.

Понятие «политическая культура» внедрил в научное обращение мыслитель эпохи Просветительства И. Гердер. Концептуальное осмысление этого феномена началось с 50-х годов ХХ века. Трактовка политической культуры в современной науке характеризуется чрезвычайно широким спектром мыслей, разного рода определений. У западных и отечественных политологов сложилось несколько подходов к пониманию политической культуры.

Психологический подход (школа Г. Алмонда): политическая культура рассматривается как набор психологических ориентаций на социально-политические объекты и процессы.

Комплексный, обобщающийподход (Д. Мервик, Р. Такер, Л. Дитмер): политической культуре присущее все, что происходит в политике. Она либо идентифицируется с политической системой, либо сводится к политическим отношениям, то есть не имеет специфического содержания.

Объективистская (нормативная) трактовка (Л. Пай, Д. Поль): политическая культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения.

Эвристическая концепция (С. Хантингтон): политическая культура понимается как гипотетическая нормативная модель желаемого поведения.

Социопсихологический подход (Р. Карр, Д. Гарднер, Ю. Тихомиров): политическая культура определяется как установочная поведенческая матрица, в пределах которой находится и функционирует политическая система. В этих концепциях акцент делается на объективных социальных факторах, которые определяют сущность политической культуры.

Аксиологическая трактовка: политическая культура является совокупностью ценностей определенного порядка. «Бинарный» вариант этой трактовки включает в политическую культуру как позитивные, так и негативные ценности. «Прогрессистский» вариант характеризует политическую культуру только как совокупность позитивных политических ценностей.

Политическая культура – это политические традиции, нормы политической практики, идеи, концепции, убеждения о взаимоотношениях между разными общественно-политическими институтами, которые обусловлены политическим опытом предыдущих поколений и воссозданием в течение текущей политической жизни

Политическая культура представляет собой сложный многоуровневый социальный феномен. В ее структуре выделяют несколько компонентов:

· общезначимые политические знания, которые разделяются на теоретические и практические знания, которые получают из текущей информации.

· культура политического мышления – умение правильно ориентироваться в обстановке, акцентировать внимание на главном в политической жизни, давать адекватную оценку политическим явлениям и принимать решения относительно своего отношения к ним и участия в них;

· культура политических чувств – выдержка, хладнокровие, настойчивость, энергичность, грусть, радость или, напротив, злопыхательство, неприятие, жестокость, грубость, то есть те качества, которые являются одним из главных механизмов регуляции политического поведения и деятельности людей;

· культура политического поведения и деятельности – формируется под влиянием политических традиций в обществе, уровня политического сознания, культуры политического мышления и соответствующих чувств;

· культура функционирования политических структур, которая характеризует культуру руководящих органов, культуру принятия и реализации политических решений, восприятие и урегулирование социально-политических конфликтов;

· культура политических отношений – касается культуры индивидуальных, групповых, межгосударственных политических отношений;

· культура политической деятельности – это культура депутатской, партийно-политической и общественной деятельности;

· культура электоральной деятельности – характеризует деятельность граждан во время проведения выборов, референдумов, опросов населения и т. п.

Анализ понятия «политическая культура» дает возможность сформулировать ее функции. Политическая культура выполняет такие функции:

интегративную – заключается в достижении согласия на основе политико-культурных общепринятых ценностей в пределах существующей политической системы и избранного обществом политического строя;

– идентификационную – заключается в предоставлении человеку возможностей отнести себя согласно со своими потребностями, интересами, вкусами к определенной социальной (этнической, конфессиональной, политической) группе, сообществу;

– регулятивную – регулирует политическую жизнь, способствует обеспечению работоспособности, развитию, укреплению политической системы общества;

коммуникативную– дает возможность установить связь между участниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали» в соответствии с иерархией политической системы;

обеспечение социального прогресса- создает условия для эффективного развития политической системы и общества в целом;

нормативно-регулятивную- заключается в формировании закреплении в общественному сознанию необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения;

социализационную – формирует соответствующие знание, ориентации, способность адаптироваться к установленным образцам и другим реалиям цивилизованного политического бытия.

Важным условием формирования политической культуры является знание ее типов, то есть ее типологизация по определенным признакам. Поскольку признаков для выделения типов может быть много, то такими будем считать: исторические эпохи, разное отношение к политике, характер политической деятельности, носители, типы миропонимания и тому подобное. Например, американские политологи Г. Алмонд и С. Верба в работе «Гражданская культура» на основе анализа разных политических ориентаций, в которых был отображен интерес населения к политической жизни, выделили три типа политической культуры: патриархальный, подданический, активистский.

Характерной чертой патриархальной политической культуры является отсутствие интереса к политической жизни, специализированным политическим ролям. Политические ориентации членов общества неотъемлемы от религиозных и социальных. Этот тип политической культуры был характерный для средневековья, а сегодня имеет место в слаборазвитых странах.

Политическая культура (культура подчинения) подданического типа также заключается в ориентации на пассивное отношение к политике, хоть и допускает возможность определенного участия граждан в политической жизни, формы и направления которой определены властными структурами. В целом эта культура предусматривает отстранение граждан от политики как самостоятельных субъектов, разрушает культурные основы политического процесса: сковывает человеческую инициативу, порождает безответственность, апатию, страх, отчуждение личности от власти и государства. Этот тип культуры имеет место в странах с тоталитарным или авторитарным режимом.

Активистская политическая культура (культура участия) как главную черту имеет ориентацию граждан на активное участие в политической жизни. По своему содержанию, формами проявления этот тип культуры является более сложным, чем предыдущие, поскольку предусматривает, во-первых, наличие высокого уровня знаний относительно особенностей политических процессов, политической жизни в целом, во-вторых, значительное распространение представлений относительно автономии интересов личности и государства, в-третьих, способности личности инициировать активные политические действия. Этот тип имеет место в высокоразвитых странах.

Сочетание приведенных «чистых» типов культур дает еще три типа политической культуры: 1) патриархально-подданический, 2) подданическо-активистский; 3) патриархально-активистский. Оптимальным вариантом, по мнению Г. Алмонда и С. Вербы, есть смешанный тип политической культуры, которую они назвали «культура гражданина». Основой этой культуры является активистская политическая культура, которая вобрала в себя определенные прогрессивные элементы и патриархальной культуры подданного.

Кроме вышеупомянутых типов политической культуры, которые являются классическими для политической науки, можно по разным критериям выделить еще несколько разновидностей этого феномена политической жизни. Один из таких критериев — степень согласованности во взаимодействии политических субкультур в определенной стране. На этом основании можно выделить два типа политической культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную(разнородную).

Интегрированная политическая культура характеризуется: тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны; низким уровнем конфликтности и политического насилия, преимуществами общественных процедур в решении конфликтов; лояльностью к существующему политическому режиму. Политическая стабильность поддерживается высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом, который выступает социальной основой политической стабильности. Примером такого типа политической культуры может быть Большая Британия.

Фрагментарная политическая культура характеризуется отсутствием согласия граждан относительно политического строя общества, разногласиями в вопросах понимания власти, лояльности к государственным структурам, социальной разъединенностью, отсутствием доверия между отдельными группами, Как пример можно навести политическую культуру Италии.

Еще одним критерием выделения типов политической культуры являются базовые ценности, на которые ориентируется определенное сообщество в политической деятельности. В соответствии с данным критерием можно выделить такие три типа политической культуры.

Гражданская политическая культура. Базовой ценностью в этом типе политической культуры является человек с ее потребностями и интересами. Политическая система в целом и все ее структурные элементы имеют демократический характер. Людям свойственное чувство ответственности за все, что происходит, а поэтому достаточно высокой есть политическая активность участников политического процесса.

Элитарная политическая культура. Для нее характерным есть то, что как базовая политическая ценность воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты). Человек выступает средством для достижения цели, которую ставит политическая элита. Основная часть общества отстранена от решения политических проблем, уровень политической активности низкий.

Архаичная политическая культура. Главная ценность носителей этого типа культуры — интересы этноса, к которому они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.

Еще одним критерием для типологизации политической культуры является ориентация общества на определенные регулятивные механизмы в пределах политической системы. История общества знает два основных регулятивных механизма — рынок и государство.

Рыночная политическая культура является культурой, которая рассматривает политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как наивысшей цели политической деятельности. Политика является разновидностью бизнеса, собственно политик — либо «товар», либо «бизнесмен». Политические решения — результат «торгового соглашения». Эта культура ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, для которого высшей целью являются частные (реже групповые) интересы.

Бюрократическая политическая культура — это культура, которая связывает решение политических проблем с действием механизмов государственного контроля и регуляции политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются доминирующими. Следует отметить, что в чистом виде названные типы случаются очень редко. Речь идет лишь о доминировании определенного типа в смешанной политической культуре.

С политической системой взаимодействуют разные сферы общественной жизни, которые в известной мере принимают участие в формировании политической культуры, определяют основные направления этого процесса. К источникам, которые непосредственно формируют политическую культуру, определяют ее содержание и форму, относятся:

– государство в лице законодательных, исполнительных и судебных органов, которая формирует и закрепляет: а) национальные политические символы (герб, флаг, гимн и тому подобное); б) модели политического поведения (нормы, идеалы, ценности);

– партии и политические организации, которые своей деятельностью закладывают определенные формы политического сознания и поведения, формируют у граждан собственный имидж, типы отношения к партиям и партийным системам, представлению относительно отношений между партиями и государством;

– средства массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение), которые информируют население о политической жизни страны, региона, города и формируют у него определенные представления о политических явлениях и процессах, стимулируют его политическую деятельность, участие в политической жизни;

– научные и образовательные институции, которые производят у населения научные политические знания, исследуют общественное мнение, изучают особенности формирования политического сознания и тому подобное;

– гражданская жизнь, которая, особенно в периоды заострения политических отношений, подъемов массовых движений, стимулирует интерес населения к политике, повышает гражданскую активность населения;

– церковные организации, которые активно участвуют в повседневной политической жизни и выработке основных моделей политического мышления и поведения граждан;

– учебный и воспитательный процесс в учебных заведениях, целью которого является в первую очередь подробное информирование о политической системе и ее нормах. Именно учебные заведения включают в программы учебы изучение истории Родины, которое используется как средство утверждения патриотических ценностей, оправдание существующей политической системы и в конечном итоге — формирование добропорядочного, лояльного к власти гражданина.

Источниками формирования политической культуры является также экономика, семейные отношения, армия.

 








Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1258;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.078 сек.