Новаторство и образы романа В.Некрасова
Основные тенденции в изображении темы Великой Отечественной войны в русской литературе
После революционной эпохи 1917-1921 годов Великая Отечественная война являлась самым крупным и значительным историческим событием, оставившим глубочайший, неизгладимый след в памяти и психологии народа, в его литературе.
В советский период классикой литературы о войне считались те произведения, в которых война героизировалась, а основным становился мотив преодоления войны. Это такие произведения, как «Молодая гвардия» (1946) А.Фадеева, «Сын полка» (1944) В.Катаева, «Повесть о настоящем человеке» (1946) Б.Полевого и др.
На второй план отодвигались произведения, авторы которых стремились объективно и правдиво воссоздать суровые будни войны, показать страшную военную реальность с ее далеко не всегда героическим поведением человека в трудных военных условиях.
О произведениях, принадлежащих ко второй группе, будет идти речь.
Виктор Платонович Некрасов
Новаторство и образы романа В.Некрасова
«В окопах Сталинграда»
Одним из лучших произведений, правдиво воссоздающих суровые будни войны, был роман В.Некрасова (1911 – 1987) «В окопах Сталинграда», написанный в 1947 году. Война предстает в нем во все своем трагическом величии и грязных кровавых буднях. Впервые она показана не человеком со стороны, а через восприятие непосредственного участника событий, для которого отсутствие мыла может быть более важно, чем наличие стратегического плана где-то в штабе. В.Некрасов показывает человека во всех его проявлениях: в величии подвига и низменности желаний, в самопожертвовании и малодушном предательстве. Человек на войне не только боевая единица, но главным образом живое, со слабостями и достоинствами, страстно жаждущее жить существо. В романе В.Некрасов отразил быт войны, поведение представителей армии на разных уровнях.
3. «Лейтенантская проза»: особенности
В 60-е годы в литературу пришли писатели так называемого «лейтенантского» призыва, создавшие большой пласт военной прозы. В их произведениях война изображалась изнутри, виделась глазами рядового воина. Более трезвым и объективным был подход к образам советстких людей. Оказалось, что это вовсе не однородная масса, охваченная единым порывом, что советские люди ведут себя по-разному в одних и тех же обстоятельствах, что война отнюдь не уничтожала, а только приглушала естественные желания, затушевывала одни и резко выявляла другие качества характера. Проза о войне 60-70-х годов впервые поставила в центр произведения проблему выбора. Помещая своего героя в экстремальные обстоятельства, писатели заставляли его сделать моральный выбор. Таковы повести «Горячий снег», «Берег», «Выбор» Ю.Бондарева, «Сотников», «Пойти и не вернуться» В.Быкова, «Сашка» В.Кондратьева. Писатели исследовали психологическую природу героического, делали акцент не на социальные мотивы поведения, а на внутренние, обусловленные психологией воюющего человека.
Фото Великой Отечественной войны
В лучших повестях 60-70 годов изображаются не крупномасштабные, панорамные события войны, а локальные случаи, которые казались бы, не могут коренным образом повлиять на исход войны. Но именно из таких «частных» случаев складывалась общая картина военного времени, именно трагизм отдельных ситуаций дает представление о тех немыслимых испытаниях, которые выпали на долю народа в целом.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1605;