Антидарвинизм конца XIX - начала XX века
Критика дарвинизма велась со дня его возникновения. Многим ученым не нравилось, что изменения, по Дарвину, могут идти во всех направлениях и случайным образом. Одни из них утверждали, что изменения происходят не беспорядочно и случайно, а по законам форм, другие придерживались идеи, в соответствии с которой взаимопомощь являлась более важным фактором эволюции, чем борьба. Рост антидарвинизма имел вполне объективные причины: из поля зрения дарвинистов выпал ряд фундаментальных, важных для эволюционной теории вопросов, ради решения которых она создавалась. Это причины сохранения в историческом развитии системного единства организмов, механизмы включения в эволюционный процесс онтогенетических перестроек, неравномерность темпов эволюции, причины макро-и прогрессивной эволюции, крупномасштабные события в эпохи биологических кризисов.
Основными течениями антидарвинизма в те годы были неоламаркизм и концепции телеогенеза.
Неоламаркизм - первое крупное антидарвинистское течение, возникшее еще в конце девятнадцатого века. Это течение основывалось:
- на признании адекватной изменчивости, возникающей под непосредственным или косвенным влиянием факторов среды и обеспечивающей прямое приспособление организма к ним;
- на идее наследования приобретенных таким образом признаков;
- на негативном отношении к созидательной роли естественного отбора.
Разновидностями неоламаркизма были:
- механоламаркизм (Г. Спенсер, Т. Эймер), который рассматривал концепцию эволюции, согласно которой целесообразная организация создается путем прямого или «функционального» приспособления (упражнения органов по Ламарку). Вся сложность эволюционного процесса сводилась к простой теории равновесия сил, по существу заимствованной из ньютоновской механики;
- психоламаркизм (А. Паули, А. Вагнер) - основу которого составили идеи Ламарка о значении в эволюции животных таких факторов, как привычки, усиление воли, сознание, присущие не только животным, но и составляющим их клеткам. Таким образом, эволюция представлялась как постепенное усиление роли сознания в развитии от примитивных существ до разумных форм жизни, что развивало учение о панпсихизме (всеобщей одушевленности);
- ортоламаркизм (К. Негели, Э.Коп, Г. Осборн) - представлял совокупность гипотез, развивающих идею Ламарка о стремлении организмов к совершенствованию как внутренне присущей всему живому движущей силе эволюции. Именно они определяли прямолинейность эволюции.
Крупнейшим представителем неоламаркизма в нашей стране был Т.Д. Лысенко, согласно которому наследственность рассматривалась как свойство всего организма.
Телеологическая концепция эволюции (телеогенез) идейно была связана с ортоламаркизмом, так как исходила из той же идеи Ламарка о внутреннем стремлении всех живых организмов к прогрессу. Наиболее видным представителем телеологического течения был русский естествоиспытатель К. Бэр.
Модификацию телеологической концепции представляли взгляды сторонников сальтационизма, заложенного в 1860 -1870 годах А. Зюссом и А. Келликером. По их мнению, уже на заре появления жизни возник весь план будущего развития, а влияние внешней среды определяло лишь частные моменты эволюции. Все крупнейшие эволюционные события - от возникновения новых видов до смены биот в геологической истории Земли -происходят в виде скачкообразных изменений, прежде всего преобразований эмбриогенеза (сальтациях или макромутациях). По сути дела, это модифицированная дополнительными аргументами теория катастроф. Но эти взгляды существуют до сих пор.
Ценность этого направления заключается в том, что оно обращает внимание на специфичность макроэволюции, на значение внутренней конституции организмов как факторов, ограничивающих возможные пути дальнейшего эволюционного развития, а также на неравномерность темпов эволюции и возможность замены в ее ходе одних факторов другими.
В начале двадцатого века возникает учение о наследственности и наследуемости измененных признаков (генетика). Основателем генетики считается Г. Мендель, ставивший свои опыты еще в 1 860-х годах. Но датой рождения генетики считается 1900 г., так как в это время Г. де Фриз, К. Корренс и Э Чер-мак вторично установили правила наследования признаков в поколениях гибридных форм, открытые Менделем еще в 1865 г. Выступление генетиков против учения Дарвина вылилось в широкий фронт, в результате чего в эволюционной теории возник глубокий кризис. Возник так называемый генетический антидарвинизм, объединяющий несколько течений: мутационизм, гибри-догенез, преадапционизм и др. Открытие устойчивости генов трактовалось как их неизменность, что способствовало распространению антиэволюционизма. Мутационная изменчивость отождествлялась с эволюционными преобразованиями, что исключало необходимость процесса отбора, как главной причины эволюции.
Вершиной антидарвиновских выступлений генетиков была теория номогенеза Л.С. Берга, разработанная в 1922 году. В основе ее лежит идея, о том что эволюция есть запрограммированный процесс реализации внутренних, имманентных живому организму закономерностей. Берг считал, что живым организмам присуща внутренняя сила неизвестной природы, действующая целенаправленно, независимо от внешней среды, в сторону усложнения организмов. В доказательство Берг приводил много данных по конвергентной и параллельной эволюции разных групп растений и животных.
Современные представления об эволюции
Теория эволюции, предложенная Дарвином и Уоллесом, была расширена и разработана в свете современных данных генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, экологии и этологии и получила название неодарвинизма. Неодарвинизм можно определить как теорию органической эволюции путем естественного отбора признаков, детерминированных генетически.
Термин «эволюция» может означать как сам этот процесс, так и его результат; соответственно разные аспекты неодарвинизма опираются на доказательства разного типа. Для того чтобы признать сформулированную выше неодарвинистскую эволюционную теорию, необходимо:
1 ) установить факт изменения форм жизни во времени (эволюция в прошлом);
2) выявить механизм, производящий эволюционные изменения (естественный отбор генов);
3) продемонстрировать эволюцию, происходящую в настоящее время («эволюция в действии»).
Свидетельствами эволюции, происходившей в прошлом, служат ископаемые остатки организмов и стратиграфия. Данные о механизме эволюции получают путем экспериментальных исследований и наблюдений, касающихся естественного отбора наследуемых признаков и механизма наследования, демонстрируемого классической генетикой (работы Менделя на горохе и др.). Наконец, сведения о действии этих процессов в наше время
дает изучение популяций современных организмов, например, исследование видообразования у серебристой чайки, а также результаты искусственного отбора и генной инженерии, такие как создание новых сортов пшеницы или получение моноклональ-ных антител.
Не существует пока твердо установленных законов эволюции; у нас есть лишь хорошо подкрепленные фактическими данными гипотезы, которые в совокупности составляют достаточно обоснованную теорию. Преждевременное принятие современных концепций как неких догматических истин на достигнутом сейчас уровне, равно как и на любом уровне научного исследования, может подавить интеллектуальный рост и поиски истины. Некритическое принятие ряда представлений эволюционной теории служит тому примером. Некоторые из событий, приводимых в качестве доказательств эволюционной теории, могут быть воспроизведены в лаборатории, однако это не значит, что они действительно имели место в прошлом; они просто свидетельствуют о возможности таких событий. В современных научных дискуссиях об эволюции обсуждается не сам факт ее существования, а то, что она происходит путем естественного отбора случайно возникающих мутаций.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 2786;