Вопрос о прагматике философии.
Вернемся‚ однако‚ к нашему абитуриенту и поставим вопрос еще круче. Как ты собираешься жить (чтобы не сказать — выживать) этим делом? Все искусства и науки‚ все дела человеческие чему-то служат‚ зачем-то нужны‚ полезны. Все они‚ замечал уже Аристотель‚ более необходимы‚ чем философия‚ — дело досужее. Но нет‚ утверждает Философ‚ ничего лучше нее (Metaph.983a10). Как это может быть: наилучшее и вместе с тем наименее необходимое‚ почти что бесполезное‚ ненужное?! Но что-то‚ видимо‚ все же требует этого роскошества‚ чуть ли не вынуждает к нему. Что же это за чудная потребность‚ которая каждый раз вопреки всему снова и снова порождает на свет это странное существо — философа‚ способного исполнить свое назначение лишь на воле‚ как бы отстраняясь от необходимейших дел и занятий‚ от всех торгов и восторгов[13]? Побережемся‚ однако‚ от романтического соблазна мнить философию отвлеченным царством чистой мысли‚ возвышающимся над “презренной пользой”. Мы всерьез спрашиваем о практическом‚ пусть даже утилитарном смысле философского дела. Попросту: зачем нужна роскошь философии в наши скудные времена?[14].
Итак‚ еще один вопрос‚ над которым следует задуматься каждому‚ приступающему — здесь и теперь — к философскому делу‚ пожалуй‚ таков: если вдруг страна очнется от маний преследования и величия и в самом деле всерьез решит стать хозяйственной‚ деловой‚ — какое место может занять философия‚ в чем ее деловитость и‚ соответственно‚ в чем состоит дельность философа? Власти нынче позволяют учить и учиться философии как бы от растерянности‚ на всякий случай‚ чтобы все было‚ как у людей‚ “как в цивилизованном мире”. Ну, так за отсутствием соответствующих инстанций спросим-ка самих себя: какую пользу “народному хозяйству” может принести философия‚ в чем ее утилитарный‚ прагматический смысл? Стоит ли вообще содержать каких-то любителей какой-то мудрости в то время‚ когда…?
Кое-какую надежду на то‚ что нам не понадобится вставать в позу жрецов‚ непонятых толпою‚ подсказывает ближайшая сотрудница философии — филология. Простой словарь откроет нам‚ что некогда греческое слово “софия” означало именно “дельность”‚ — “мастерство”‚ “умелость”‚ “искусность” (cleverness, skill). В известном стихе “Илиады” (XV,412) о корабельном плотнике говорится как о человеке‚ хорошо знающем “всю свою софию”‚ т.е. попросту — хорошо разбирающимся в своем деле‚ понимающим свое дело‚ умелом‚ сметливом. SofТj ўn»r (софос анер) — значит “дельный мужик”‚ искусный мастер своего дела. Умелость‚ сметливость‚ смекалка‚ ловкость‚ хваткость‚ толковость‚ — все эти смыслы отвека залегают в семантических пластах “ума”‚ “мышления”‚ “понятия”.
Что если принять это значение всерьез‚ задеражаться на нем‚ понять “фило-софию” как “любовь к мастерству”‚ — от простейшего‚ на посторонний взгляд‚ ремесла‚ примерами котрого часто пользуется Сократ‚ до умного мастерства художников и художества самого ума... Что если придерживаться этого понимания при чтении философов? Не раскроет ли нам такой подход философию с той стороны‚ которая ближе всего отвечает делу?
2. Дело о философии
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 438;