Характеристика первобытного общества.
Общественно-экономическая формация - общество исторически определенного типа,, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства (базис),а производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества представляет собой процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.
В русской и советской исторической науке долгое время применялся разработанный в XIX в. основоположниками марксизма - немецкими социалистами К. Марксом и Ф. Энгельсом, - формационный подход к историческому процессу. В основе этого подхода лежит изучение в первую очередь социально-экономических и государственно-политических отношений, которые, как считалось, последовательно развиваются от низших к высшим формам. Но некоторые события не укладывались в эту систему, хотя многие сформулированные в то время термины используются до сих пор.
Один из таких терминов - первобытнообщинный строй, или первобытное общество. Он охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства и характеризуется совместным коллективным трудом и общим потреблением. Основной ячейкой такого общества, по мнению большинства ученых, был материнский род, который сменила при патриархате большесемейная община - поэтому темин "первобытнообщинный" до сих пор используется в истории.
Ученые считают, что предками первых людей была одна из ветвей человекообразных обезьян, которые под воздействием внешних причин: теплого климата, способности к прямохождению, борьбы за выживание с хищниками, способности к примитивному (мимическому) общению - постепенно приобретали человеческие черты. Этот постепенный процесс называется эволюцией (в обществознании – антропогенез (дословно: развитие физического типа человека) и протекал в течение миллионов лет. Древнейшие обезьянолюди жили в теплых землях: восточной Африке, Танзании (австралопитеки), центральной Азии и некоторых других экваториальных местах. Отдельные археологические находки относятся к Европейскому материку. Но пока ещё научно не установлена взаимосвязь между этими находками, и не известен ответ о едином предке человека. Поэтому наряду с антропогенной теорией существуют другие, в частности – космотеория.
Эти люди ещё не умели разговаривать, общались при помощи звуков; но мозг у них был развит лучше, чем у обезьяны, но не так хорошо, как у людей нашего времени. Первобытные люди не могли выжить поодиночке и объединялись в группы- человеческие стада. Остатки древнейших ископаемых людей - архантропов (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек и т.д), близки друг другу по уровню эволюционного развития и характеру культуры. Костные остатки архантропов были найдены в Азии, Африке, Европе. Время их существования — ранний плейстоцен (650-350 тысяч лет тому назад). В поисках пропитания они находили плоды, коренья, травы, насекомых, не знали металлов т.е. занимались собирательством. Примитивные орудия труда: рубила, скребки – изготавливали из камня или при помощи камня. Поэтому время, когда они жили, называют каменным веком. Его периодизация такова:
Палеолит – древнекаменный век
Мезолит – среднекаменный век,
Неолит – новокаменный век.
Появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в силу вещи (тотемизм), в духов и богов – свидетельствует о зарождении начальных религиозных верований. Подтверждением этому служат редкие находки. Наскальные изображения, в науке получившие название петроглифов, находят в разных частях света и относятся к разным историческим эпохам. Древние люди наносили их на стены и потолки пещер, на открытые скальные поверхности. Палеолитические изображения найдены в пещерах и гротах Южной Франции и Северной Испании (Альтамира). Для них характерны фигуры животных, как объектов охоты древнего человека: бизоны, лошади, мамонты, носороги, реже встречаются хищники — медведи, львы. В России петроглифы называли писаницами. Здесь палеолитические рисунки открыты в Каповой пещере на Урале и на скалах у деревни Шишкино на реке Лене. Уже в древнейшие времена стиль и техника наскальных изображений были разнообразными — от контурного рисунка, процарапанного на камне, до барельефа и росписи с использованием минеральных красок. Наскальные изображения имели для древних людей магическое значение.
Примерно 10 тыс. лет назад, в эпоху неолита, в жизни людей произошли кардинальные изменения – эволюционно они перешли к производящему хозяйству, к земледелию и скотоводству. Земледелие возникло из собирательства, из подмеченной людьми способности семян растений прорастать и давать урожай. Первоначально это были зерна ячменя и пшеницы, а орудиями труда стал ручной серп. Скотоводство появилось примерно в то же время, и первыми, после собаки, прирученными животными стали дикий осел (кулан), дикий баран (муфлон), дикий бык (тур), олень и овца. Начало обработки земли, скотоводство, строительство, гончарное производство и металлургия (первые металлурги выделились из общин земледельцев 9 тыс. лет назад в Западной Азии) так сильно изменили жизнь людей, что этот процесс стали называть неолитической революцией. Земледельцы и скотоводы сами создавали (производили) то, что потом могли использовать. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умения.
1. Определите, в чем суть неолитической революции?
Тема №1: «Введение в курс «Отечественная Россия»
(2 часа)
Цели лекции:знакомство с требованиями Госстандарта, предъявляемыми к студентам вуза при изучении курса «Отечественная история»; характеристика ключевых понятий, категорий и методов исторической науки, формулировка основных дидактических единиц; цели, значения и основных проблем изучения курса в контексте мировой истории
План
1.Предмет, функции и структура исторической науки.
2.Методы исторической науки.
3.Методология истории: основные подходы (теории).
4.Историография как научная дисциплина. Становление исторической науки в России.
Вопросы для дискуссии
1. Что важнее для истории: факты или законы (закономерности)?
2. Кто прав в споре о методология истории: «формационники» или «цивилизационники»?
3. Кто «делает» историю: выдающиеся личности или народные массы?
Основные понятия темы
История (исторический процесс) и основные концепции (теории) ее, объяснения; историческая наука (история как наука): ее предмет и функции структура и методы; историческое: движение, время и пространство, сознание и мышление; исторический факт, конкретно-исторический подход, методология истории: основные подходы крупномасштабного членения исторического процесса – цивилизационный и формационный; историография
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1089;