Отстранение работника от работы
Правила, регламентирующие отстранение работника от работы, установлены в ст. 76 Кодекса. В ней конкретизированы правила, прежде содержавшиеся в ст. 38 КЗоТ, а также введены новые положения. Особенность данной статьи Кодекса заключается прежде всего в том, что отстранение работников от работы (недопущение их к работе) в указанных в ней случаях теперь является безусловной юридической обязанностью работодателя.
Отстранение от работы - временная мера, не влекущая сама по себе изменения трудового договора или его прекращения, однако в ряде случаев она может предшествовать прекращению трудового договора. В случаях отстранения работника от работы трудовые отношения, установленные на основе трудового договора, сохраняются. В принципе не изменяются также основные права и обязанности сторон трудового договора, кроме обязанности работодателя оплачивать труд работника. Исполнение данной обязанности может временно приостанавливаться в силу прямого указания специальной правовой нормы (ч. 3 ст. 76 Кодекса).
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
при выявлении в соответствии с медицинским заключением,
выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации,
противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;
по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения влечет обязанность работодателя не допускать работника к работе или отстранить его от работы - в зависимости от того, на какой стадии обнаружено токсическое опьянение работника. Прежде ч. 2 ст. 38 КЗоТ предусматривала, что в таком случае работодатель не допускает работника к работе в тот день (смену), когда обнаружено соответствующее состояние работника. Теперь Кодекс не определяет продолжительность отстранения от работы для частных случаев и содержит лишь указание на то, что отстранение от работы может продолжаться до устранения обстоятельств, послуживших его основанием (ч. 2 ст. 76 Кодекса). Состояние опьянения работника может быть подтверждено как медицинским заключением, так и иными видами доказательств. В период отстранения работника от работы в связи с появлением на работе в состоянии токсического опьянения зарплата такому работнику не начисляется.
Необходимо также иметь в виду, что появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения является дисциплинарным проступком, за совершение которого может быть применено дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (см. ст. 192 Кодекса). За указанный проступок работодатель вправе с соблюдением требований ст. 193 Кодекса применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения работника по основанию, предусмотренному подп. "б" п. 6 ч. 1 ст. 81 Кодекса, либо иное дисциплинарное взыскание. Практика исходит из того, что при этом не имеет значения, отстранялся ли работник от работы в связи с состоянием опьянения.
Обязанность работника проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи
при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда предусмотрена императивной нормой ст. 214 Кодекса. Если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, то заработная плата такому работнику в период отстранения от работы не начисляется. Если работник не прошел указанные обучение и проверку знаний не по своей вине, то ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. Оплата времени простоя производится по правилам ст. 157 Кодекса.
Обязанность проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) возложена на работника ст. 214 Кодекса. В случае, когда работник не прошел обязательный медицинский осмотр (см. ст. 213 Кодекса), работодатель отстраняет его от работы. Заработная плата работнику, отстраненному от работы в связи с непрохождением обязательных медицинских осмотров, не начисляется, кроме случаев, когда работник не прошел медицинский осмотр не по своей вине (см. ч. 3 ст. 76 Кодекса).
Работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (ст. 212 Кодекса). В случае если такие противопоказания выявились в процессе трудовых отношений, работодатель отстраняет работника от работы. Согласно ч. 1 ст. 73 Кодекса работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, работодатель обязан с его согласия перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. При отказе работника от перевода либо отсутствии в организации соответствующей работы трудовой договор прекращается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 Кодекса.
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника также в случаях, когда этого требуют органы и должностные лица, уполномоченные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника также в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Например, ст. 357 Кодекса предоставляет государственным инспекторам труда (правовым, по охране труда) право: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания, в частности, об отстранении от должности в установленном порядке лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.
Согласно ст. 32 ФЗ от 27.07.2004 "О государственной гражданской
службе Российской Федерации" <1> представитель нанимателя обязан
отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать
к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего,
привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом
вынесено постановление о временном отстранении от должности в
соответствии с положениями уголовно-процессуального
законодательства Российской Федерации. Представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.
<1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2006. N 6. Ст. 636; 2007. N 10. Ст. 1151; N 16. Ст. 1828.
Закон РФ от 18.04.1991 "О милиции" <1> предоставляет милиции право отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством (п. 23 ст. 11).
<1> Ведомости РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; Ведомости РФ. 1993. N 10. Ст. 360; N 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2964; 1999. N 14. Ст. 1666; N 49. Ст. 5905; 2000. N 31. Ст. 3204; N 46. Ст. 4537; 2001. N 1. Ч. П. Ст. 15; N 31. Ст. 3172; N 32. Ст. 3316; N 53. Ч. I. Ст. 5030; 2002. N 18. Ст. 1721; N 30. Ст. 3029; 2003. N 2. Ст. 167; N 27. Ст. 2700; N 28. Ст. 2880; N 50. Ст. 4847; 2004. N 30. Ст. 3087; N 35. Ст. 3607, 7927; 2005. N 13. Ст. 1078; N 14. Ст. 1212; N 19. Ст. 1752; 2006. N 24. Ст. 2555; N 31. Ч. I. Ст. 3420, 3452; 2007. N 10. Ст. 1151.
В соответствии со ст. 69 ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" <1> арбитражный суд отстраняет руководителя должника от должности по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований указанного Федерального закона. В таком случае трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут по дополнительному основанию, предусмотренному п. 1 ст. 278 Кодекса, - в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
<1> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1. Ч. I. Ст. 18, 46; N 44. Ст. 4471; 2006. N 52. Ч. I. Ст. 5497; 2007. N 7. Ст. 834; N 18. Ст. 2117; 2007. N 30. Ст. 3754.
ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <1> предоставляет главным государственным санитарным врачам и их заместителям при угрозе возникновения и распространения
инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, право выносить мотивированные постановления о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства (подп. 6 п. 1 ст. 51). Согласно п. 2 ст. 33 указанного Федерального закона, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения этих заболеваний, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода такие лица отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию.
<1> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; 2002. N 1. Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 167; N 27. Ч. I. Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; N 52. Ч. I. Ст. 5498; 2007. N 1. Ч. I. Ст. 21, 29; N 27. Ст. 3213.
В качестве мер и временных ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного положения, вводимого при наличии обстоятельств, указанных в п. "б" ст. 3 ФКЗ от 30.05.2001 "О чрезвычайном положении" <1>, указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения может быть предусмотрено отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения: руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением такими руководителями своих обязанностей; руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных п. "ж" ст. 11 и п. "в" ст. 13 ФКЗ "О чрезвычайном положении" (п. "г" и "д" ст. 13 ФКЗ "О чрезвычайном положении").
<1> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277; 2003. N 27. Ч. I. Ст. 2697; 2005. N 10. Ст. 753.
Статьей 114 УПК РФ установлено, что при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного ч. 5 ст. 114 УПК РФ. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.
Согласно ч. 5 ст. 114 УПК РФ, в случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент РФ в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.
Отстранение работника от работы возможно также в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Продолжительность отстранения от работы (недопущения к работе) Кодекс связывает с единственным фактом - устранением обстоятельств, послуживших основанием для отстранения от работы или недопущения к работе. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств,
явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.
После устранения указанных обстоятельств работник, который не был уволен или переведен на другую работу, вновь допускается к исполнению трудовых обязанностей по трудовому договору.
Часть 3 ст. 76 Кодекса сохранила общее правило, прежде содержавшееся в ч. 1 ст. 38 КЗоТ в несколько иной редакции: в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Однако федеральными законами могут быть предусмотрены исключения из указанного общего правила. Например, подозреваемому или обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном ч. 1 ст. 114 УПК РФ, выплачивается ежемесячное государственное пособие в размере, установленном п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ. Еще два исключения из указанного правила предусмотрены во втором предложении ч. 3 ст. 76 Кодекса. В названных здесь случаях время отстранения от работы оплачивается по правилам оплаты времени простоя, установленным ст. 157 Кодекса, при условии, что соответствующие основания освобождения от работы возникли не по вине соответствующего работника. Напомним, что в праве вина понимается как психическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям и означает осознание (понимание) лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и связанных с ним результатов. Наличие вины означает, что деяние не просто совершено конкретным лицом, но и является как бы продуктом его внутреннего мира, его воли, сознания.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 608;