Место пожилых людей в структуре общества в Средние века

С падением Римской империи и началом эпохи Средневековья продолжительность жизни вновь снижается по ряду причин.

В эпоху Средневековья в Европе ведущей идеологией общества становится христианская, проповедующая о греховности плоти и необходимости страданий для очищения бессмертной души. Практиковалось самобичевание, почетом пользовались аскеты. Отношение к греховной плоти, согласно религиозной идеологии тех времен, должно быть пренебрежительным, забота о здоровье не приветствовалась религией.

Наряду с этим, крестьянство, составляющее большую часть населения Европейских стран, находилось на грани выживания. Неурожаи в связи с изменениями климата и низкого уровня развития земледелия, бесчисленные подати феодалам порождали голод и нищету в среде беднейших классов общества. Спасаясь от голода, люди употребляли в пищу траву, кору деревьев и даже трупы животных и людей. Разорившиеся, доведенные до крайности люди становились нищими, бродягами или преступниками.

Таким образом, в средневековом мире, посто­янно находящемся на грани голода, с низким уровнем самосознания, живущем в антисанитарных условиях, недоедающим и упот­ребляющим скверную пищу бушевали эпидемии чумы, проказы, туберкулеза. Способствовало беспрепятственному распространению эпидемий и тогдашнее состояние городов, не имевших канав и мостовых, где дома бедняков были протекаю­щими трущобами, а улицы напоминали болото, а также – миграция населения, бродяжничество. По свидетельствам европейских историков XII-XIII вв. сорокалетний мужчи­на считался человеком зрелого возраста, а пятидесятилетний – «че­ловеком преклонных лет». Старше 50 лет люди встречались редко и были, в основном, из высших сословий.

Проблема старости и продления жизни интересовала ученых и философов Средневековья. В средневековой Европе в XI-XIII веках получила распространения алхимия – донаучное направление в развитии химии. Главной целью алхимических исследований было открытие «философского камня» для получения эликсира долголетия и бессмертия, а также превращение неблагородных металлов в золото и серебро. Поиском эликсира бессмертия занимался и знаменитый немецкий врач и естествоиспытатель Парацельс (XV-XVI вв.) – ставший основоположником ятрохимии (использования химических веществ для лечебных целей). Усилия алхимиков, как известно, завершались неудачей, поскольку уровень развития естествознания был еще довольно низким.

Что касается социального положения пожилых людей того времени, то, учитывая серьезные социальные проблемы, оно было крайне низким. С возрастом запас жизненных сил иссякал, присоединялись болезни, от которых вылечиться тогда было просто невозможно, и старики пополняли ряды нищих, убогих и калек. Сам же западный мир находился на грани жизни и смерти, а прогресс европейской цивилиза­ции во многом диктовался необходимостью выживания.

Отношение к немощным, увечным, прокаженным, вообще к пост­радавшим от всяческих болезней людям оказывалось край­не неоднозначным, двойственным, включавшим самые разнообразные чувства – от ужаса до восхищения.

Роль «социального защитника» в Средние века в Европе и на Руси взяла на себя христианская церковь. Одной из неукоснительных забот церкви в неурожай­ные годы становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и предоставлять временное прибежище. В каж­дом крупном аббатстве имелись службы раздачи милосты­ни и призрения нищих и убогих. В то же время, религия отождествляла болезни и немощь с божьей карой, расплатой за грехи, поэтому общество сторонилось прокаженных и калек.

Хрис­тианский мир раннего и классического средневековья не был особенно человеколюбив. Он был далек от тех чувств милосердия и сострадания к ближнему, какие проповедовались христианской церковью. Идеализация ни­щенства вовсе не предполагала человеколюбия, а отноше­ние к неизлечимо больным людям граничило с чувствами страха и отвращения.

 

2.3. Период развития капитализма (ХVIII-XIX вв.): элементы социальной защиты пожилых людей

Возникновение капитализма, как общественного строя, с одной стороны – вызвало развитие промышленности, технический прогресс, появление рабочего класса, с другой – обесценило человеческую личность, сделав ее частью «производительных сил».

В системе капиталистических отношений ценилась трудоспособность, пожилые люди просто оказывались на улице, как отработанный материал. Условия труда на производстве в ХVII-XIX веках были далеки от современных. Продолжительность рабочего дня составляла 12-15 часов без выходных и отпусков, о каких-либо защитных средствах и гигиенических требованиях вообще не было и речи. В таких условиях старение происходило значительно быстрее, присоединялись болезни, которые в наше время принято называть профессиональными.

С середины XIX века в Европе появляется движение союзов рабочих, позже названное профсоюзным, направленное на улучшение положения рабочих и их социальную защищенность. Основными требованиями, выдвигаемые профсоюзами были: увеличение заработной платы, сокращение рабочего дня, предоставление пенсий и пособий в связи с болезнью или увечьем, полученным на производстве.

В странах, где противоречия между рабочим классом и промышленниками проявлялись особенно остро, вспыхивали конфликты, разрешаемые, как правило, в пользу работодателей вмешательством полиции.

Во Франции в 1871 году, где социальное положение пролетариата было усугублено поражением во франко-прусской войне, вспыхнула революция. Произошло свержение государственной власти и провозглашение Парижской Коммуны. К числу социально-экономических мероприятий Ком­муны относится установление рабочего контроля над производством, согласование с профсоюзом заработной платы рабочих. Одной из первых задач, возложенных Парижской Коммуной на местные муници­палитеты, стала организация общественного призрения. Ряд мер, проведенных Коммуной, был направлен на повышение общего благосостояния граждан Парижа, находящихся в крайне бедственном по­ложении из-за безработицы и нехватки продовольствия. Парижская Коммуна просуществовала всего 72 дня, но ее воздействие на развитие институтов демократии и становление современной социальной политики было не­сомненным.

Надо заметить, что «призрак коммунизма», бродив­ший, по выражению К. Маркса, во второй половине XIX в. по Европе, заставлял европейские правительства идти на неоднозначные по своему содержанию мероприятия, что особенно характерно для Германии. С одной стороны, в 1878 г. правительство «железного канцлера» О. Бисмарка добилось принятия рейхстагом закона «Против общественно опасных стремлений социал-демократов», назван­ного впоследствии «исключительным законом против со­циалистов». Поводом послужили два покушения на импе­ратора Вильгельма II в 1871 и 1878 гг., в организации ко­торых социал-демократы были безосновательно обвинены.

Но одни только репрессивные меры против социали­стов не могли принести желаемого эффекта, поэтому О. Бисмарк, продлив действие «исключительного закона» 1878 г., проводит беспрецедентную по тем временам ак­цию – вводит комплекс тщательно разработанных зако­нов о социальном страховании: на случай болезни (1881), в связи со старостью и инвалидностью (1883) и при несча­стных случаях (1884). Действие законов, однако, распрос­транялось лишь на часть рабочих, за счет которых и про­водилось само страхование. В 1896 г. принимается Германское гражданское уложение, где впервые в европейской практике утверждались прин­ципы социальной справедливости и вводилось повсемес­тное рабочее страхование.

Примеру Германии последовали и другие европейские страны. Так, в 1908-1910 гг. широкие социальные рефор­мы были проведены в Великобритании. В 1908 г. министер­ство торговли, в ведении которого находился рабочий воп­рос, возглавил Уинстон Черчилль (будущий премьер-ми­нистр). Начав с установления восьмичасового рабочего дня в угольной промышленности, У. Черчилль получил разре­шение премьер-министра на проведение комплекса зако­нов, направленных на смягчение противоречий между ра­бочим классом и предпринимателями.

Первым таким законом стал закон о создании бирж труда. Они должны были помочь без­работным в подыскании работы, а предпринимателям в найме рабочей силы. За законом о биржах труда последовал закон о стра­ховании по безработице. Были введены пенсии для преста­релых, а также страхование по болезни, инвалидности и в связи с увечьем на производстве. Стратегия либеральной партии состояла в том, чтобы предвосхитить требова­ния рабочего класса.

Таким образом, к началу XX в. наблюдается станов­ление социального законодательства в ведущих европей­ских странах, получает широкое распространение социаль­ное страхование на случай трудового увечья или профес­сионального заболевания. К рискам, подлежавшим обеспечению, были причислены инвалидность, старость, болезнь, частично (в некоторых отраслях промышленнос­ти) безработица.

В середине XIX в. происходит зарождение так называемой «карцерной» системы благотворительности, во многом перенесшей тюремные карательные процедуры в общественную прак­тику. «Карцерная» система, пришедшая на смену практике изоляции, предоставляла своим заклю­ченным некое подобие свободы выбора, но одновременно заимствовала и принципы тюремного заключения. В рам­ках «карцерной» системы принцип безусловной изоляции от общества уже не соблюдается в полной своей мере, а принцип извлечения пользы предусматривает не только использование дешевой рабочей силы, но может сочетаться с состраданием и оказанием необходимой помощи. Тем не менее, «карцерная» система, охватившая наиболее обездоленные слои населения, выполняла роль социально­го амортизатора, имея целью поддержание равновесия в обществе. Пионерами в создании новой системы стали Франция, Великобритания и Германия.

Один из популяризаторов новой системы призрения Моро де Жонн в 1846 г. отме­чал: «Наши благотворительные заведения представляют собой превосходно согласованное целое, благодаря кото­рому нуждающийся ни на миг не остается без помощи от колыбели до могилы.Посмотрите на обездоленного: вы увидите, что он рождается подкидышем, попадает в ясли, потом в приют, с шести лет поступает в начальную школу, позднее – в школу для взрослых. Если он не мо­жет работать, то его берут на заметку в окрестном благо­творительном бюро, а если заболеет, то может выбирать из 12 больниц. Наконец, когда парижский бедняк подхо­дит к концу жизненного пути, его старости дожидаются 7 богаделен, и зачастую благодаря их целительному режи­му его никчемное существование длится куда дольше, чем жизнь богачей».

Иными словами, «карцерная» система пред­ставляет собой целую сеть благотворительных заведений, оказывающих специализи­рованную помощь нуждающимся. В эту сеть включаются сиротские приюты, благотворительные школы, школы для взрослых, бесплатные больницы, богадельни и т. п. Объек­тами социальной помощи становятся дети-сироты, дети, обладающие физическими и умственными недостатками развития, неизлечимо больные, одинокие старики.

Бесперебойное функционирование та­кой системы будет обеспечивать административный и карательный аппарат (служба правосудия, полиция, ар­мия и, наконец, благотворительные общества). Наказа­ние и сострадание переплетаются здесь в причудливый и крайне противоречивый симбиоз. Противоречие зак­лючалось в том, что институты «карцерной» системы, призванные оказывать необходимую помощь нуждаю­щимся, противодействуют реальной социализации чело­века, определяя ему место в иерархической сословной системе и препятствуя развитию социальной мобильно­сти в обществе. Именно это противоречие во многом и дает толчок развитию на рубеже XIX-XX вв. теории со­циальной работы.

На рубеже XIX-XX вв. более активную позицию в оказании социальной помощи нуждающимся начала занимать и христианская церковь. Подлинным реформа­тором стал протестантский священник Уильям Бут, ра­ботавший во второй половине 1860-х гг. в Лондоне и имевший дело с девиантными группами на­селения (воры, проститутки, пьяницы, мошенники). В августе 1878 г, был утвержден устав благотворитель­ной христианской организации – «Армии спасения». В первой половине 1880-х гг. деятельность «Армии» раз­ворачивается в США, а затем и в дру­гих странах мира (в Канаде, Австрии, Франции, Швей­царии, Индии, Южной Африке).

Таким образом, XIX век стал во многом перелом­ным в развитии социальной помощи нуждающимся сло­ям населения, в том числе пожилым людям, в Западной Европе и США, будучи отме­чен изменением в отношениях между предпринимателями и наемными рабочими, появлени­ем и выработкой новых приоритетов в социальной политике государства, активизацией общественной, ча­стной и церковной благотворительности. Но установившаяся с конца XIX столетия система со­циального обеспечения в современном обществе оказалась не­совершенной, поскольку охватывает не все страны и не все слои общества.

Взаимоотношения старых людей и общества на различных исторических этапах не оставались исторически неизмен­ными и в значительной степени определялись социально-эко­номическим укладом и нравственными критериями, которы­ми общество руководствуется.

 








Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 1967;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2025 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.