Место пожилых людей в структуре общества в Средние века
С падением Римской империи и началом эпохи Средневековья продолжительность жизни вновь снижается по ряду причин.
В эпоху Средневековья в Европе ведущей идеологией общества становится христианская, проповедующая о греховности плоти и необходимости страданий для очищения бессмертной души. Практиковалось самобичевание, почетом пользовались аскеты. Отношение к греховной плоти, согласно религиозной идеологии тех времен, должно быть пренебрежительным, забота о здоровье не приветствовалась религией.
Наряду с этим, крестьянство, составляющее большую часть населения Европейских стран, находилось на грани выживания. Неурожаи в связи с изменениями климата и низкого уровня развития земледелия, бесчисленные подати феодалам порождали голод и нищету в среде беднейших классов общества. Спасаясь от голода, люди употребляли в пищу траву, кору деревьев и даже трупы животных и людей. Разорившиеся, доведенные до крайности люди становились нищими, бродягами или преступниками.
Таким образом, в средневековом мире, постоянно находящемся на грани голода, с низким уровнем самосознания, живущем в антисанитарных условиях, недоедающим и употребляющим скверную пищу бушевали эпидемии чумы, проказы, туберкулеза. Способствовало беспрепятственному распространению эпидемий и тогдашнее состояние городов, не имевших канав и мостовых, где дома бедняков были протекающими трущобами, а улицы напоминали болото, а также – миграция населения, бродяжничество. По свидетельствам европейских историков XII-XIII вв. сорокалетний мужчина считался человеком зрелого возраста, а пятидесятилетний – «человеком преклонных лет». Старше 50 лет люди встречались редко и были, в основном, из высших сословий.
Проблема старости и продления жизни интересовала ученых и философов Средневековья. В средневековой Европе в XI-XIII веках получила распространения алхимия – донаучное направление в развитии химии. Главной целью алхимических исследований было открытие «философского камня» для получения эликсира долголетия и бессмертия, а также превращение неблагородных металлов в золото и серебро. Поиском эликсира бессмертия занимался и знаменитый немецкий врач и естествоиспытатель Парацельс (XV-XVI вв.) – ставший основоположником ятрохимии (использования химических веществ для лечебных целей). Усилия алхимиков, как известно, завершались неудачей, поскольку уровень развития естествознания был еще довольно низким.
Что касается социального положения пожилых людей того времени, то, учитывая серьезные социальные проблемы, оно было крайне низким. С возрастом запас жизненных сил иссякал, присоединялись болезни, от которых вылечиться тогда было просто невозможно, и старики пополняли ряды нищих, убогих и калек. Сам же западный мир находился на грани жизни и смерти, а прогресс европейской цивилизации во многом диктовался необходимостью выживания.
Отношение к немощным, увечным, прокаженным, вообще к пострадавшим от всяческих болезней людям оказывалось крайне неоднозначным, двойственным, включавшим самые разнообразные чувства – от ужаса до восхищения.
Роль «социального защитника» в Средние века в Европе и на Руси взяла на себя христианская церковь. Одной из неукоснительных забот церкви в неурожайные годы становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и предоставлять временное прибежище. В каждом крупном аббатстве имелись службы раздачи милостыни и призрения нищих и убогих. В то же время, религия отождествляла болезни и немощь с божьей карой, расплатой за грехи, поэтому общество сторонилось прокаженных и калек.
Христианский мир раннего и классического средневековья не был особенно человеколюбив. Он был далек от тех чувств милосердия и сострадания к ближнему, какие проповедовались христианской церковью. Идеализация нищенства вовсе не предполагала человеколюбия, а отношение к неизлечимо больным людям граничило с чувствами страха и отвращения.
2.3. Период развития капитализма (ХVIII-XIX вв.): элементы социальной защиты пожилых людей
Возникновение капитализма, как общественного строя, с одной стороны – вызвало развитие промышленности, технический прогресс, появление рабочего класса, с другой – обесценило человеческую личность, сделав ее частью «производительных сил».
В системе капиталистических отношений ценилась трудоспособность, пожилые люди просто оказывались на улице, как отработанный материал. Условия труда на производстве в ХVII-XIX веках были далеки от современных. Продолжительность рабочего дня составляла 12-15 часов без выходных и отпусков, о каких-либо защитных средствах и гигиенических требованиях вообще не было и речи. В таких условиях старение происходило значительно быстрее, присоединялись болезни, которые в наше время принято называть профессиональными.
С середины XIX века в Европе появляется движение союзов рабочих, позже названное профсоюзным, направленное на улучшение положения рабочих и их социальную защищенность. Основными требованиями, выдвигаемые профсоюзами были: увеличение заработной платы, сокращение рабочего дня, предоставление пенсий и пособий в связи с болезнью или увечьем, полученным на производстве.
В странах, где противоречия между рабочим классом и промышленниками проявлялись особенно остро, вспыхивали конфликты, разрешаемые, как правило, в пользу работодателей вмешательством полиции.
Во Франции в 1871 году, где социальное положение пролетариата было усугублено поражением во франко-прусской войне, вспыхнула революция. Произошло свержение государственной власти и провозглашение Парижской Коммуны. К числу социально-экономических мероприятий Коммуны относится установление рабочего контроля над производством, согласование с профсоюзом заработной платы рабочих. Одной из первых задач, возложенных Парижской Коммуной на местные муниципалитеты, стала организация общественного призрения. Ряд мер, проведенных Коммуной, был направлен на повышение общего благосостояния граждан Парижа, находящихся в крайне бедственном положении из-за безработицы и нехватки продовольствия. Парижская Коммуна просуществовала всего 72 дня, но ее воздействие на развитие институтов демократии и становление современной социальной политики было несомненным.
Надо заметить, что «призрак коммунизма», бродивший, по выражению К. Маркса, во второй половине XIX в. по Европе, заставлял европейские правительства идти на неоднозначные по своему содержанию мероприятия, что особенно характерно для Германии. С одной стороны, в 1878 г. правительство «железного канцлера» О. Бисмарка добилось принятия рейхстагом закона «Против общественно опасных стремлений социал-демократов», названного впоследствии «исключительным законом против социалистов». Поводом послужили два покушения на императора Вильгельма II в 1871 и 1878 гг., в организации которых социал-демократы были безосновательно обвинены.
Но одни только репрессивные меры против социалистов не могли принести желаемого эффекта, поэтому О. Бисмарк, продлив действие «исключительного закона» 1878 г., проводит беспрецедентную по тем временам акцию – вводит комплекс тщательно разработанных законов о социальном страховании: на случай болезни (1881), в связи со старостью и инвалидностью (1883) и при несчастных случаях (1884). Действие законов, однако, распространялось лишь на часть рабочих, за счет которых и проводилось само страхование. В 1896 г. принимается Германское гражданское уложение, где впервые в европейской практике утверждались принципы социальной справедливости и вводилось повсеместное рабочее страхование.
Примеру Германии последовали и другие европейские страны. Так, в 1908-1910 гг. широкие социальные реформы были проведены в Великобритании. В 1908 г. министерство торговли, в ведении которого находился рабочий вопрос, возглавил Уинстон Черчилль (будущий премьер-министр). Начав с установления восьмичасового рабочего дня в угольной промышленности, У. Черчилль получил разрешение премьер-министра на проведение комплекса законов, направленных на смягчение противоречий между рабочим классом и предпринимателями.
Первым таким законом стал закон о создании бирж труда. Они должны были помочь безработным в подыскании работы, а предпринимателям в найме рабочей силы. За законом о биржах труда последовал закон о страховании по безработице. Были введены пенсии для престарелых, а также страхование по болезни, инвалидности и в связи с увечьем на производстве. Стратегия либеральной партии состояла в том, чтобы предвосхитить требования рабочего класса.
Таким образом, к началу XX в. наблюдается становление социального законодательства в ведущих европейских странах, получает широкое распространение социальное страхование на случай трудового увечья или профессионального заболевания. К рискам, подлежавшим обеспечению, были причислены инвалидность, старость, болезнь, частично (в некоторых отраслях промышленности) безработица.
В середине XIX в. происходит зарождение так называемой «карцерной» системы благотворительности, во многом перенесшей тюремные карательные процедуры в общественную практику. «Карцерная» система, пришедшая на смену практике изоляции, предоставляла своим заключенным некое подобие свободы выбора, но одновременно заимствовала и принципы тюремного заключения. В рамках «карцерной» системы принцип безусловной изоляции от общества уже не соблюдается в полной своей мере, а принцип извлечения пользы предусматривает не только использование дешевой рабочей силы, но может сочетаться с состраданием и оказанием необходимой помощи. Тем не менее, «карцерная» система, охватившая наиболее обездоленные слои населения, выполняла роль социального амортизатора, имея целью поддержание равновесия в обществе. Пионерами в создании новой системы стали Франция, Великобритания и Германия.
Один из популяризаторов новой системы призрения Моро де Жонн в 1846 г. отмечал: «Наши благотворительные заведения представляют собой превосходно согласованное целое, благодаря которому нуждающийся ни на миг не остается без помощи от колыбели до могилы.Посмотрите на обездоленного: вы увидите, что он рождается подкидышем, попадает в ясли, потом в приют, с шести лет поступает в начальную школу, позднее – в школу для взрослых. Если он не может работать, то его берут на заметку в окрестном благотворительном бюро, а если заболеет, то может выбирать из 12 больниц. Наконец, когда парижский бедняк подходит к концу жизненного пути, его старости дожидаются 7 богаделен, и зачастую благодаря их целительному режиму его никчемное существование длится куда дольше, чем жизнь богачей».
Иными словами, «карцерная» система представляет собой целую сеть благотворительных заведений, оказывающих специализированную помощь нуждающимся. В эту сеть включаются сиротские приюты, благотворительные школы, школы для взрослых, бесплатные больницы, богадельни и т. п. Объектами социальной помощи становятся дети-сироты, дети, обладающие физическими и умственными недостатками развития, неизлечимо больные, одинокие старики.
Бесперебойное функционирование такой системы будет обеспечивать административный и карательный аппарат (служба правосудия, полиция, армия и, наконец, благотворительные общества). Наказание и сострадание переплетаются здесь в причудливый и крайне противоречивый симбиоз. Противоречие заключалось в том, что институты «карцерной» системы, призванные оказывать необходимую помощь нуждающимся, противодействуют реальной социализации человека, определяя ему место в иерархической сословной системе и препятствуя развитию социальной мобильности в обществе. Именно это противоречие во многом и дает толчок развитию на рубеже XIX-XX вв. теории социальной работы.
На рубеже XIX-XX вв. более активную позицию в оказании социальной помощи нуждающимся начала занимать и христианская церковь. Подлинным реформатором стал протестантский священник Уильям Бут, работавший во второй половине 1860-х гг. в Лондоне и имевший дело с девиантными группами населения (воры, проститутки, пьяницы, мошенники). В августе 1878 г, был утвержден устав благотворительной христианской организации – «Армии спасения». В первой половине 1880-х гг. деятельность «Армии» разворачивается в США, а затем и в других странах мира (в Канаде, Австрии, Франции, Швейцарии, Индии, Южной Африке).
Таким образом, XIX век стал во многом переломным в развитии социальной помощи нуждающимся слоям населения, в том числе пожилым людям, в Западной Европе и США, будучи отмечен изменением в отношениях между предпринимателями и наемными рабочими, появлением и выработкой новых приоритетов в социальной политике государства, активизацией общественной, частной и церковной благотворительности. Но установившаяся с конца XIX столетия система социального обеспечения в современном обществе оказалась несовершенной, поскольку охватывает не все страны и не все слои общества.
Взаимоотношения старых людей и общества на различных исторических этапах не оставались исторически неизменными и в значительной степени определялись социально-экономическим укладом и нравственными критериями, которыми общество руководствуется.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 1952;