Деталь ложа пищали. Инкрустация. XVII в.
Самобытной инкрустацией занимаются народные умельцы Советского Дагестана в высокогорном ауле Унцукуль. Сравнительно простой способ декорировки деревянных изделий, практически доступный любому школьному кружку, заслуживает более подробного описания.
По всему миру славится искусство аварского селения Унцукуль. Предметы, созданные жителями этого селения, стали украшением крупнейших музеев мира. Кто первым из унцукульцев начал инкрустировать деревянные изделия причудливыми металлическими узорами, не помнят уже самые древние старики. Но они охотно рассказывают, как их отцы и деды состязались между собой в изобретательности узоров. Сделает горец красивую ручку для кнута,а сосед постарается придумать узор еще затейливей. Так в гордом соперничестве все богаче расцветало унцукульское искусство.
В дореволюционный период горцы работали обособленно. В 1924 г. была организована артель, которая позже преобразовалась в фабрику художественных изделий. Сейчас там работает более 150 человек. Лучшие из них — М. Гамзатов, М. Мирзоев и М. Нурмагомедов — получили звание заслуженных деятелей прикладного искусства Дагестанской АССР. Из мастеров старого поколения сами унцукульцы выделяют виртуозность узоров М. Юсупова. Трости его работы экспонировались в 1937 г. на Всемирной выставке в Париже.
Со временем из маленького никому не известного селения Унцукуль превратился в центр редкостного искусства. В 20-е годы горцы Северного Кавказа преподнесли в подарок Ильичу чернильный прибор. Над его созданием трудились мастера Магомед Кебедов и Нурмагомед Ханбудаев. Прибор покрыт серебристым, мерцающим узором. Тончайшие нити металла льются неудержимым кружевным потоком.
53. М. Кааимагомедов. «Птица». Декоративное панно.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 614;