АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДЛИННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Цель: развитие логической памяти.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 9-10 лет.
Материал: бумага, ручка и карточка с несколькими предложениями для каждого ученика.
Ход игры:Подбирается несколько предложений, состоящих из 18-20 слов. Например: «Японские специалисты, обслуживающие компьютеры, давно заметили, что злейшим врагом больших ЭВМ являются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управления на транспорте и в производстве». Медленно и вдумчиво прочитывая предложение, следует шаг за шагом составлять схему, отражающую его синтаксическую структуру. Затем, глядя на схему (слова в которой не несут никакой конкретной информации, а выступают в роли вспомогательных опор), следует попробовать как можно точнее восстановить предложение (сразу же после запоминания и спустя несколько часов).
Комментарии: Это упражнение развивает способность вскрывать и использовать все до одного смысловые соотношения между элементами фразы, что является необходимой предпосылкой точного в смысловом отношении или даже дословного запоминания определений, цитат или ключевых фраз текстов.
2.3.4. Игры на развитие внимания41
ЧТО СЛЫШНО
Цель: совершенствование внимания. Развитие умения быстро сосредоточиваться.
Форма игры:групповая.
Возраст:4-6 лет.
Ход игры:Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем просит рассказать, что они слышали. Далее он по сигналу переводит внимание детей с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что там происходило.
БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!
Цель:развитие активного внимания. Стимулирование внимания.
Форма игры:групповая.
Возраст:4-6лет.
Ход игры:Дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «зайчики» — прыгать, на слове «лошадки» — ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» — бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.
_________________
41 Яковлева Н. Я. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: «Валерии СПД», 2001; Сербина Е. Развивающие игры для детей. — М.: «Ространсфер», 1999; В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академня», 1998. -
СЛУШАЙ ЗВУКИ!
Цель: развитие активного внимания. Стимулирование внимания.
Форма игры: групповая.
Возраст: 4-6 лет.
Ход игры: Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра (звуковые стимулы можно придумать самим) — и дети становятся в позу «плакучей ивы»: ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу. На звук, взятый в верхнем регистре, дети становятся в позу «тополя»: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук.
СЛУШАЙ ХЛОПОК!
Цель: развитие активного внимания.
Форма игры: групповая.
Возраст: 4-6 лет.
Ход игры: Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки — в стороны), на два хлопка — позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка — возобновить ходьбу.
КАНОН
Цель: развитие активного внимания.
Форма игры: групповая.
Возраст: 5-6 лет.
Ход игры: Играющие стоят по кругу и по очереди делают следующие движения: один приседает ивстает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает, и т. д.
ПИШУЩАЯ МАШИНКА
Цель: развитие внимания.
Форма игры:групповая.
Возраст: 5-10 лет.
Ход игры:Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши.
ЧЕТЫРЕ СТИХИИ
Цель:развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Форма игры:групповая.
Возраст:5-6 лет.
Ход игры:Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ
Цель:развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Совершенствование внимания, быстрота реакции.
Форма игры:групповая.
Возраст:5-10 лет.
Ход игры:По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Команды даются вразбивку и в разном темпе.
ЗАПРЕЩЕННАЯ БУКВА
Цель: развитие внимания.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 5-10 лет.
Ход игры: Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: «Сколько тебе лет?», «С кем ты сидишь на парте?», «Какое ты любишь варенье?» и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.
СКРЫТАЯ ПОДСКАЗКА
Цель: тренировка внимания.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 5-10 лет.
Ход игры: Выбирается отгадчик. Отгадчика просят на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадывают какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например «стол», «комар», «доска», «парус» и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется. Задача водящего — отгадать задуманное нами слово. Предположим, что загаданное слово «комар». Отгадчику оно неизвестно. Он просит подсказать первую букву. Подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему. Первая буква загаданного слова «К». Подсказка делается таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двусложному, в состав которого входит буква «К». Допустим, один назовет слово «компас», другой — «сурок», третий — «капля». Во всех трех словах повторяется буква «К». Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее. Затем трое других играющих подскажут ему вторую букву и т. д.
СПРЯТАННОЕ СЛОВО
Цель: развитие внимания.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 5-10 лет.
Ход игры:Начинается игра с выбора водящего. Участники игры будут «прятать» слова, он будет их «отыскивать». Водящего просят на некоторое время уйти из комнаты и загадывают какую-нибудь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу «Язык до Киева доведет». Разбивают этот текст на части: «язык», «до Киева», «доведет». Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры. Возвращается водящий. Ему докладывают, что «спрятана» пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст загаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй — вторую часть текста и третий — последнюю часть текста.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 843;