Политическая культура.
Термин «политическая культура» ввёл в научный обиход немецкий философ-просветитель И.Гердер. В политическую науку он был введён американским политологом Г.Алмондом. Разрабатывая модель политической системы, Алмонд выделил не только формальную структуру, но и объективную ориентацию на политическую систему. Последняя и была названа политической культурой. Её классическое определение, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских учёных, включают в себя несколько элементов: а) познавательную ориентацию - истинное или ложное знание о политических объектах и идеях; б) аффективную ориентацию – чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов; в) оценочную ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование в отношении к политическим объектам и событиям оценочных критериев.
Политическая культура – это система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих его элементов в ряде сменяющихся друг друга поколений. Это явление динамическое, развивающееся, постоянно обогащающееся историей в своём содержании и формах, явлении, чутко реагирующее на изменение в реалиях окружающего мира, быть то промышленная революция, научно-техническая, компьютерная, информационная или иные революции.
Можно выделить две характерные особенности. Во-первых, политическая культура предстаёт как совокупность ориентаций на политическую деятельность, это ещё не сама деятельность, а лишь субъективная установка на неё, она не задаёт индивиду определённый тип поведения, необходимый для достижения поставленных целей, но предопределяет выбор направленности деятельности. Во-вторых, политическая культура предстаёт как структура ориентаций, в которую включены: знания о политической системе, её ролях, функциях, решениях и действиях, возможностях и способах влияния на принятие политических решений (когнитивные ориентации); чувства относительно политической системы, её структур, ролей, функций и политических деятелей, их исполняющих(эмоциональное ориентирование); суждения, мнения и представления о политической системе, её ролях, функциях, состоящие из комбинации стандартов и критериев, информации и эмоций (оценочные ориентации).
Политическая культура выполняет в обществе определённые функции: 1) идентификации, реализуя потребность человека в понимании группой принадлежности; 2) ориентации, объясняя смысл политических явлений; 3) адаптации и социализации – через приобщение к навыкам политического поведения; 4) интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп; 5) коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов.
Особенность политической культуры состоит в том, что она неразрывно связана с человеческой субъективностью и представляет собой своего рода «субъективный объект». В узком понимании она составляет не политику или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, политического, законах и правилах их функционирования. Как правило, в политической сфере зачастую значимость приобретает не только реальные действия и меры правительства или государства, тех или иных общественно-политических образований, но и то, что они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте они подаются и т. д. формы их реализации, их принятие или непринятие подавляющим большинством населения во многом обуславливаются основными характеристиками политической культуры.
Подобно тому, как культура определяет и предписывает те или иные формы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере. Политическая культура даёт отдельному человеку руководящие принципы политического поведения, а коллективы-«систематическую структуру ценностей и рациональных доводов». Она представляет руководящие принципы политического поведения, политические нормы и идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие институтов и организаций, придавая целостность и интегрированность политической сфере, подобно тому, как общенациональная культура придаёт целостность и интегрированность общественной жизни в целом. Основополагающие ценности политической культуры имеют первостепенное значение для жизнеспособности и сохранения преемственности любой общественно-политической системы, поскольку их задача состоит в формировании приверженностей данной системе, нормы служат цели интегрирования социальных систем. Они включают в себя не только ценностные компоненты, но и особые формы ориентации людей в определённых функциональных и ситуационных условиях.
Политическую культуру можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать её как неразрывную часть более широкой общенациональной культуры.
В качестве основных элементов политическая культура включает в себя сформировавшиеся в течение многих десятилетий и поколений политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими институтами и т. д. Она включает определённые ориентации и установки людей в отношении существующей системы в целом, составляющих её институтов и важнейших «правил игры», принципов взаимоотношений отдельного человека, общества и государства. Это компоненты, обусловленные социально-экономическими, национально-культурными, общественно-историческими и другими долговременными факторами, характеризуются относительной устойчивостью, живучестью и постоянством, медленно поддаются изменениям в процессе глубоких сдвигов в общественном бытии.
Политическую культуру можно характеризовать как ценностно-нормативную систему, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта политического общества. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему.
Политическая культура в определённом смысле представляет некие рамки, в которых члены общества принимают законность существующей формы правления, чувствуют себя политически дееспособными, выражают согласие с действующими «правилами игры». Рамки, в которых убеждения, эмоции, нормы и ценности проявляются в политических процессах и политическом поведении, сами по себе составляют важнейший компонент политической культуры.
Цементирующим элементом политической культуры следует считать политическое мировоззрение отдельного человека, отдельной группы или иной социальной общности. Большое влияние на характер политических ориентаций, симпатий и антипатий людей оказывают господствующая в обществе система мировоззренческих позиций и ценностно-нормативных установок, фундаментальные взгляды на человека, общество и мир в целом.
Как соотносятся политическая культура и другие компоненты мира политического, прежде всего политическая система? При поисках правильного ответа на этот вопрос необходимо исходить из того, что политические институты, будучи творениями культуры того или иного на рода, в свою очередь оказывают значительное влияние на содержание и появление культуры. Тесная связь существует между политическими поведениями и политической культурой. Более того, политическая культура реализуется через политическое поведение.
Хотя политическая система и политическая культура составляют самостоятельные подсистемы мира политического, тем не менее провести между ними чётко очерченную линию разграничения весьма трудно. Они взаимно влияют друг на друга, взаимопереплетаются и не могут существовать друг без друга. Например, либерально-демократическая система характеризуется существованием в обществе множества социальных групп и слоёв, организаций, объединений, заинтересованных групп, религиозных, профессиональных, молодёжных и иных ассоциаций, клубов, отстаивающих свои интересы во взаимных конфликтах, столкновениях и сотрудничестве друг с другом. Такое положение получило название «социальный плюрализм». В политической сфере плюрализм проявляется в наличии множества партий и институтов, в существовании различных течений и направлений и т.д. В этом случае мы имеем «политический плюрализм». Причём социальный плюрализм и стимулирует политический плюрализм и наоборот.
Правильно понять эти проблемы можно лишь в том случае, если рассматривать политическую культуру не как основной детермирующий фактор партийно-политических отношений и процессов, а как определенное опосредующее звено между социально-экономическими интересами, базовыми потребностями, социальным статусом, морально-этическими нормами и т. д. отдельного человека, социальных групп, классов, вовлечённых в политический процесс, с одной стороны, и их политическим поведением - с другой. Воздействие на практические дела не означает их детерминацию. Иначе говоря, политическая культура способствует формированию определённых типов политического поведения, она придаёт ему определённую направленность, но не влияет детерминирующим фактором в последней инстанции. Дело в том, что решение избирателей голосовать за ту или иную партию или конкретного кандидата определяется целым комплексом факторов, среди которых социальная структура и политическая система, состояние экономики, просто конъюнктурные факторы, сиюминутные внутри- и внешнеэкономические и внешнеполитические условия и т.д. Зачастую общность быта и уклада жизни, непосредственность впечатлений сами по себе могут служит фактором стандартизации сознания, формирования разного рода иллюзий, типологически родственных представлений.
Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры является легитимность существующей системы и действующего в каждый данный период политического режима. Более того, в системе ценностей, ориентаций, установок, стереотипов, составляющих политическую культуру, центральное место занимают элементы, способствующие формированию и сохранению политической системы. Количество разделяемых всеми членами общества «позитивных» ценностей определяет степень консенсуса между его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспособность.
Вместе с тем было бы неправомерно рассматривать политическую культуру как систему только широко разделяемых в обществе ценностей, убеждений и символов, ограничивать её лишь «позитивными» установками в отношении существующей политической системы, как это делает ряд политологов. Концентрирование внимания исключительно на разделяемых всеми убеждениях и установках и ценностях чревато игнорированием политических убеждений установок и ценностей, присущих тем или иным социальным группам, выступающим за изменение существующего положения вещей. Зачастую сам факт, что они не разделяются большинством членов общества, может служить важным показателем сущности и тенденций развития той или иной политической культуры и политической системы в целом. Поэтому важное значение также имеет расхождение в политических убеждениях различных групп в рамках каждой политической системы. В противном случае просто невозможно было бы объяснить такие важнейшие явления в истории капиталистических стран, как левый и правый вариант радикализма, который и в наши дни продолжают выступать за изменение существующего там положения вещей.
Устойчивость и жизнеспособность любой политической системы зависит от степени соотношения и соответствия её ценностей ценностям политической культуры. Количество разделяемых всеми членами общества «позитивных» ценностей определяет степень консенсуса между его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспособность. Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры и принятия ею основных элементов большинством населения является принятие им идеи легитимности существующей системы и действующего в каждый период политического режима.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 1386;