Благовещенский собор (1484-1489 гг.) служил домашней церковью русских царей.
Благовещенский собор Московского Кремля.
Строительство его было поручено артели псковских мастеров, которые воздвигли небольшой трехглавый храм с галереей-гульбищем вокруг. Характерно, что псковские мастера в художественном облике этого собора соединили черты своей собственной архитектурной школы (например, апсиды и центральную главу украшает "бегунец" – типично псковско-новгородский декоративный элемент – узорный пояс, выложенный из наклонно поставленных кирпичей) с элементами владимирской (архитектурный поясок). Здесь же мы можем заметить зарождение собственно московских архитектурных приемов – центральная глава храма предстает в обрамлении кокошников – так своеобразно преобразовались древнерусские закомары.1 Вероятно, можно было бы утверждать, что образ Благовещенского собора стал символом политического стремления Москвы – объединить вокруг себя все русские земли.
В ХVI веке Благовещенский собор по приказу Ивана Грозного был реконструирован, он стал пятиглавым, а над гульбищем пристроили приделы, отмеченные главками. Благодаря разнообразным архитектурным формам, золоту главок, белокаменной резьбе, храм приобрел яркий, декоративный, жизнерадостный облик.
На противоположной от Успенского собора стороне Соборной площади высится Архангельский собор – княжеская усыпальница.
Архангельский собор Московского Кремля
Архангел Михаил почитался на Руси как небесный покровитель княжеской власти, поэтому в княжеских резиденциях издревле ставили соборы в честь Михаила Архангела. Этот кремлевский храм строился с 1505 по 1508 гг. под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового. В целом композиция собора выглядит достаточно традиционно – крестово-купольный, шестистолпный, пятиглавый. Отличительной особенностью Архангельского собора является яркая декоративность его отделки. Алевиз Новый, возможно, приехал в Россию из Венеции и в своем творчестве он более свободно, чем Аристотель Фиораванти, использует необычный для православной архитектуры декор, в котором явственно звучит ренессансная тема. Тело храма по традициям итальянской дворцовой архитектуры четко разделено карнизом на два яруса-этажа, количество и размеры поэтажно организованных окон, и особенно круглые окна на западном фасаде также не имеют русских аналогов. Поверхность отрезанных карнизом закомар, превратившихся в декоративные кокошники, Алевиз заполняет великолепными лепными украшениями, создающими впечатление раковины – подобный декор был в моде в Венеции. В оформлении собора активно используются элементы ордерной системы, кроме уже названных карнизов, пилястры с базами и сложными резными капителями – такой прием интересен не только с точки зрения создания нового художественного образа, но и с позиции знакомства русских строителей с европейской традицией в зодчестве.
Удивительно, что Архангельский собор сразу же после его возведения пришелся по душе не только заказчикам, но и всем москвичам – в сердце православной, достаточно консервативной России именно этот храм в течение целого столетия служил своеобразным эталоном не просто красоты, а именно церковной красоты. Можно утверждать, что художественный образ Архангельского собора Московского Кремля имел громадное значение для формирования в ХУ1 веке московской архитектурной школы, отличительной особенностью которой являлся смелый поиск новых архитектурных решений и впечатляющая декоративность.
Ансамбль Соборной площади окончательно оформился после возведения колокольни Ивана Великого.
Колокольня Ивана Великого в Кремле
На месте древней церкви Иоанна Лествичника итальянец Бон Фрязин в 1505-1508 годах строит столпообразное сооружение, состоящее из двух восьмигранников поставленных друг на друга высотой около 60 мертов. Ярусы здания прорезаны аркадами для колоколов. В конце ХУ-ХУП вв. башня была надстроена еще двумя ярусами, что окончательно закрепило значение колокольни в общей панораме Московского Кремля. Она служила не только дозорной башней, а являлась важным композиционным акцентом, объединяющим вокруг себя кремлевское многоглавие соборов.
Колокольня Ивана Великого пострадала в Отечественной войне 1812 года. По приказу Наполеона она была взорвана. Ее современный вид – результат восстановительных работ Х1Х века.
Задумав создать в Кремле представительную царскую резиденцию, Иван Ш заказывает строительство каменных палат, которые служили бы тронным залом и местом торжественных приемов. Построенные в 1487-1491 годах палаты получили название Грановитые, так как наружные стены их были обработаны белым камнем ограненным с четырех сторон.
Грановитая палата Кремля
В нарядном облике палаты просматриваются традиции итальянской дворцовой архитектуры. Зодчие Марк Руффо/ Фрязин/ и Антонио Солари кроме необычной фактуры стен украсили здание стрельчатыми готическими окнами. Правда, в ХУП веке окна были растесаны и изменено их оформление. К сожалению, не сохранилось до наших дней и красочно оформленное итальянцами крыльцо, охранявшееся львами.
Интерьер Грановитой палаты.
Конструкция зала приемов /22х22 м / с крестовыми высоко поднятыми сводами, опирающимися на единственный столп, расположенный в центре, создает впечатление свободы, пространстве и легкости.
На рубеже ХV-ХVI веков строительное ремесло быстро возрождалось на всей территории Московского государства, хотя, конечно, нигде оно не проводилось с таким размахом и такой интенсивностью как в Москве. Реконструкция Московского Кремля представляла собой важный и сложный этап в развитии русской средневековой архитектуры. Благодаря продуктивному творческому союзу в русских и итальянских мастеров, московское зодчество потеряло провинциальные, локальные черты, сформировало фундамент общерусского направления развития архитектуры, не замыкаясь в собственных творческих поисках.
Как уже отмечалось, москвичи бесстрашно включались в архитектурные эксперименты /вспомните образ Архангельского собора Кремля или храм-колокольню Ивана Великого/. В 1532 году в летней резиденции великих князей – селе Коломенское, что в окрестностях Москвы, был воздвигнут необычайный храм-памятник в честь рождения сына Василия Ш, будущего Ивана Грозного. Событие это нашло отражение в летописях: "… церковь та чюдна высотою и красотою и светлостью, такова не бывала прежде сего в Руси… ".
Церковь Воскресения в селе Коломенское под Москвой.
Действительно, подобных каменных храмов на Руси еще не строили, церковь Вознесения в селе Коломенское демонстрирует новый шаг в развитии русского зодчества. На берегу Москва-реки вздымается к небу огромный шатер, увенчанный небольшой главкой. Конструкция здания одновременно и проста, и достаточно замысловата. На обширной подклети[4] расположено квадратное в плане сооружение с выступами, придающими ему крестообразную форму, над этим объемом возведен восьмигранник, а плавное перетекание одного объема в другой обеспечивает три ряда кокошников; над восьмигранником вздымается высокий и острый шатер. На уровне подклети храм окружает открытая галерея-гульбище. В целом, все архитектурные элементы создают органичный переход от горизонтали земли к вертикали здания. Церковь Вознесение не имеет апсиды, что еще больше создает впечатление скорее башни, чем храма. Внутреннее помещение храма небольшое и скромное, вероятно, для заказчика и зодчих важнее было создание внешнего облика памятника-монумента. Действительно, церковь смотрится очень скульпрутно, а вместительность и роскошь интерьеров для зрителя не важны.
Естественным шагом в развитии московской школы стала попытка соединения новых архитектурных форм в единый художественный образ. В 1555-1561 годах у стен Кремля на Красной площади воздвигли мемориальный храм в честь присоединения Казанского и Астраханского ханств. Собор был назван в память о христианском празднике Покрова, в день которого была одержана победа. Он располагается у рва, защищавшего Кремль со стороны Красной площади – отсюда название собор Покрова на Рву. В народе этот храм получил имя Василия Блаженного, так как у его стен в конце ХVI века был погребен юродивый Василий, а на Руси издревле существовал своеобразный культ юродивых.
Собор Василия Блаженного у стен Московского Кремля.
Собор производит праздничное, ликующее впечатление. Конечно, с одной стороны это величественный торжественный памятник победы, кстати, до 80-х гг. XVII века он выглядел значительно строже – вместо современной пестрой обработки была двуцветная – красно-белая, но с другой стороны, правы были современники, отмечавшие, что он построен "скорее как бы для украшения, чем для молитвы".
Композиция собора сложна и необычна. На едином постаменте воздвигнуто девять самостоятельных церквей. В центре – шатровый храм, а вокруг восемь купольных храмиков, причем четыре из них имеют столпообразную форму. Обилие многоярусных кокошников в сочетании с шатровыми и столпообразними формами подчеркивают идею непрерывного движения вверх, динамичное развитие образа. Также как в Коломенском, задача создания храма-памятника, заставила зодчих сосредоточить свое внимание на внешнем облике сооружения. Внутри собор тесен и непримечателен.
Письменные источники сохранили имена зодчих, построивших собор. Это были "два мастера русских" по именам Барма и Посник. Поистине в своем творении они демонстрируют нам истинно русский национальный характер культуры с ее оптимизмом, впечатляющей яркостью и звонкостью
Таким образом, в XVI веке оформилось новое направление в русской архитектуре. В связи с тем, что своеобразной лабораторией по выработке новых художественных идей и строительных приемов стала Москва, сложившаяся архитектурная школа получила название московской. Безусловно, она опирается на лучшие достижения национальной архитектуры еще домонгольского времени, в ней переработан опыт европейского зодчества позднего средневековья и на базе самостоятельного осмысления родилось самобытное художественное явление. Попробуем перечислить наиболее характерные черты московской архитектурной школы:
- во-первых, московская архитектура чрезвычайно разнообразна и нарядна, даже иногда чересчур ярка;
- во-вторых, она тяготеет к использованию нетрадиционных архитектурных форм и декоративных приемов;
- в-третьих, соединение в строительстве красного кирпича и белого местного камня изначально формировало у московских строителей особое чувство цвета в архитектуре. Дальнейшее развитие этого качества привело в XVII веке к характерному полихромному оформлению многих московских построек. Так цвет стал особым выразительным средством в творчестве московских зодчих.
Москва. ц.Троицы в Никитниках Характерный московский декор.
Время формирования и утверждения московского стиля совпало с постепенным угасанием традиций локальных, местных архитектурных школ. Даже такие самобытные художественные центры как Новгород и Псков постепенно теряют свою уникальность, подчиняясь новым принципам московской, а точнее, уже общерусской архитектуры.
[1] В конце ХIX-начале ХХ века в русской храмовой архитектуре станет популярен так называемый византийский стиль. К сожалению, в современном Петербурге сохранилось мало подобных памятников. Монастырь святого Иоанна Кронштадтского на р.Карповке, построенный по проекту архитектора Н.Н.Никонова в 1896-1902 годах дает представление о том, как традиционная фактура стен византийской кладки обыгрывалась мастерами в новых строительных материалах в новое время.
Монастырь Иоанна Кронштадтского. Петербург.
[2] Многоглавие как прочная архитектурная традиция утвердилось на Руси только в послемонгольское время. Большинство домонгольских храмовых построек были одноглавыми. В многоглавии православная церковь видит определенную символику, которая складывалась постепенно:
-один купол символизирует единобожие, торжество христианства;
-три купола – символ Святой Троицы;
-пять глав символизируют Христа и четырех апостолов;
-тринадцать глав – Христос и двенадцать апостолов;
-двадцать пять глав – двенадцать пророков, Богородица и двенадцать апостолов и т.д.
Вряд ли. столь сложная символика уже сложилась в начале христианской истории Руси, когда строят первые храмы. Их многокупольность скорее декоративна, чем продуманно символична.
1 Крестово-купольный тип православного храма как характерная архитектурная форма сложился в Византии и был унаследован Русью. В основе этой конструкции – куб (в плане – квадрат), перекрытый куполом, опирающимся на столбы ( в классическом варианте – четыре ). Условно в схему-план такого храма можно вписать равновеликий греческий крест, центром которого станет купол – отсюда название – крестово-купольная конструкция. Прообразом крестовокупольных храмовых конструкций явился образ храма Святой Софии Константинопольской (У1 век).
2 Апсида – алтарная часть храма. Представляет собой полуцилиндрическую пристройку к восточной стене.
3 Неф – проход между столбами в храме.
[3] .Церковь построена в окрестностях Новгорода на небольшом холме /горке Нередице/ - отсюда название – Спас на Нередице, сокращенно Спас-Нередица или просто – Нередица
1 Кокошники (килевидные кокошники) – декоративное завершение стен и сводов в виде арок с заполненным полем и заостренным верхом.
[4] Подклет – нижний этаж, имеющий часто служебно- хозяйственное назначение.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 2795;