РАСЦВЕТ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
I. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.
К концу ледникового периода человек, одержавший свою первую выдающуюся победу, доказавший своё право на жизнь, в условиях вымирания или сокращения популяций многих животных, столкнулся с новыми трудностями. Резкое сокращение популяции животных, служивших основой питания, вынудило человека перейти в основном на растительный рацион.
В растительном рационе большую роль стало играть собирание дикорастущих злаков – ячменя и пшеницы. Человек начал строить жилища в тех местах, где росли злаки, потому что в постоянных жилищах было удобнее хранить зерно и перерабатывать его. Наблюдение за ростом злаков, в конце концов, позволило человеку самому перейти к выращиванию злаков и возделыванию их. Так человек сам одомашнил себя.
Затем наступила пора одомашнивания животных. Правда спорным остается вопрос: кто кого одомашнил. С одной стороны, еще в эпоху дикости охотники и собиратели бродили в сопровождении собак, оленей. Многие животные были предметами охоты, но человек понял, что убитое животное не сохранишь долго и человек начал перегонять их вместе с собой, естественно, тех животных, которые это позволяли, например, овцы и козы.
С другой стороны по мере того, как человек переходил к собиранию и хранению злаков и, тем более, их выращиванию многие животные перемещались в места проживания человека, пожирая злаки, как на корню, так и в местах его хранения, и человек вынужден был защищаться от них, строя ограждения, загоны. Таким образом, животные приручали человека, который давал им более устойчивое пропитание. Так произошел переход к аграрной культуре, переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, переход от кочевого образа жизни к оседлому, переход ОТ ЭКОНОМИКИ ПОТРЕБЛЯЮЩЕЙ К ЭКОНОМИКЕ ПРОИЗВОДЯЩЕЙ. Этот переход ученые и называют НЕОЛИТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ.
Неолитическая революция произошла почти одновременно в различных районах мира, но расположенных приблизительно на одной широте (25-45% северной широты). По всей видимости, неолитическая революция началась почти одновременно на Ближнем Востоке, на севере и центральной части Индии, в Китае, и Центральной Америке. И произошло это с 10 по 6 тысячелетие до нашей эры, а на территории Европы несколько позднее – с 5 тысячелетия до н.э.,
Неолитическая революция, создание излишков продовольствия привели к быстрому росту населения. К четвертому тысячелетию оно выросло более чем в 10 раз и составило по оценкам ученых 87 млн. Естественно выросла плотность населения. В 7 тысячелетии появился и первый город – Иерихон, в котором жило около трех тысяч. Большая часть первых земледельцев жила небольшими поселениями, так как для пропитания требовались большие земельные площади. С ростом излишков появляется возможность не только их производства, но и присвоения.
Если первые земледельцы вынуждены были переходить к оседлому образу жизни, занимались одновременно и скотоводством, то племена, обитавшие вне зоны неолитической революции, как правило, становились скотоводческими и продолжали еще долгое время вести кочевой образ жизни. Это, в первую очередь, относится к территории нашей страны, где впервые была одомашнена лошадь.
Неолитическая революция является первым технологическим скачком в истории человечества, изменившим облик человеческого общества и жизнь каждого человека, открывшим эпоху аграрной культуры. Нередко именно с этого времени историки и начинают собственно историю, относя многомиллионное развитие человека в предшествующую эпоху к "предыстории".
Период аграрной культуры (варварство)охватывает в истории человеческой цивилизации значительный период времени с 10 тысячелетия до нашей эры и до конца XYIII века. Многие народы, в первую очередь Азии и Африки, и сегодня находятся на данном этапе развития, так как большинство населения этих стран занято сельским хозяйством.
Эпоха аграрной культуры открытая неолитической революцией занимает большую часть знакомой нам истории человечества. К этой эпохе принадлежат столь разные личности как Первый земледелец, работающий каменным серпом и Леонардо да Винчи, Вавилонский царь Хаммурапи и изобретатель универсального парового двигателя Джеймс Уатт, Ярослав Мудрый и Пётр 1.
В рамках аграрной культуры выделяют следующие периоды:
1. Неолитическая революция, в ходе которой человечество перешлоот охоты и собирательства к земледелию и животноводству. Неолитическая революция датируется 10–8 тысячелетием до нашей эры.
2. Период небольших государств – 8000–3500 до н.э.
3 Период древних империй – 3500–600 годы до н.э.
4. Античность (расцвет древней Греции и Рима) –600 годы до н.э.–500 годы н.э.
5. Средневековье– 500–1750 годы. Довольно часто последний этап средневековья с ХУ века по 1750 выделяют в отдельный период – период разложения феодального строя и зарождения новой промышленной цивилизации, генезис капитализма.
Как видно из этой периодизации период аграрной культуры связан не только с переходом к земледелию, животноводству, которые повлекли за собой (особенно земледелие) оседлый образ жизни, но и с формированием и развитием первых классовых обществ – рабовладельческих и феодальных. В основе этих классовых обществ лежала частная или государственная (точнее собственность фараонов, царей и т. д.) собственность на землю, а также личная зависимость работающих на этой земле людей.
Период аграрной культуры характеризуется также сменой форм религиозного мировоззрения от развернутых форм язычества (первые четыре периода) до господства в эпоху средневековья трех мировых религий или их ересей: христианства, буддизма и ислама.
Период аграрной культуры –это период массовых миграционных движений (несмотря на переход к оседлости): от великих переселений племен до Великих географических открытий, в ходе которых формировались расы, этносы, народы, многие из которых исчезли с лица Земли.
Человек одержал новую победу в сохранении себя как вида, Если к началу неолитической революции население планеты не превышало 10 млн., то к окончанию господства аграрной цивилизации оно выросло до 770 млн. Рост населения происходил крайне неравномерно, чередовались периоды стабильного роста и застоя (500–900 гг., 1250–1400). Эпидемии нередко приводили к демографическим катастрофам. Средняя продолжительность жизни в тоже время выросла незначительно: от 15-20 лет до 30-35 в наиболее развитых европейских странах. В период аграрной культуры отмечается еще одна демографическая особенность: средняя продолжительность жизни мужчин была выше.
II. Древнейшие цивилизации. Роль античности в европейской и мировой цивилизации.
Переход к оседлости, по всей видимости, также ускорил процесс выделения родоплеменной знати. В период небольших государств особую роль играли вожди небольших населенных пунктов, которые организовывали защиту от чужаков и собирали излишки продукции. Вместе с ростом излишков укреплялась их власть. В тоже время рост населения заставлял часть людей уходить с обжитого места в поисках новых земель. Войны за землю и излишки не прекращались. С другой стороны обеспечение продовольствием зависело от наличия ирригационных сооружений, строительство которых было не под силу племенам в 100-150 человек. Поэтому с 8 по четвертое тысячелетие до нашей эры шло объединение жителей соседних населенных пунктов и процесс формирования государственности.
В этот период шел переход от натурального обмена к меновой торговле, в которой эквивалентом стоимости выступал тот или иной товар. На Ближнем Востоке такими эквивалентами в конце концов стали различные глиняные фигурки. Переход к денежному обращению произойдет уже в период античности (8-6 века до н.э.).
В период небольших государств быстро развивается производство орудий труда. Человек достаточно давно научился выплавлять медь. Теперь происходит переход от меди к сплаву меди и олова, т.е. к бронзе, а затем, уже в период древнейших империй – к железу.
Процесс укрупнения небольших государств привел к возникновению в середине IY тысячелетия до нашей эры крупных империй, которые мы и называем древнейшими цивилизациями. Это государства Ближнего Востока: Вавилон, Шумеры и т.д. и гигантские империи: Египет, Китай, Индия. Именно в них сложилась окончательно социальная структура рабовладельческого общества, Основной производительной силой общества наряду со свободными землевладельцами стали рабы. Частная собственность на землю, укрепляясь, в значительной мере превратилась в собственность государственную. Эти государства стали строго централизованными, в них были разработаны целые системы законов. Сложился правящий класс: светская власть (фараоны, цари, императоры), религиозная власть – жрецы, чиновничий аппарат. Промежуточная роль принадлежала купцам и торговцам.
Античность – термин, вошедший во все европейские языки и происходящий от латинского antiquates; что означает древность, старина. Этот термин возник в эпоху Возрождения, когда началось изучение культуры Древней Греции и Древнего Рима. Термин античность относится специально к истории этих государств примерно с 1-го тыс. до н.э. по 5 в н.э.
С эпохи Возрождения термин «античный» в отличие от «варварского» с одной стороны и «средневекового» с другой, понимается как синоним классического, непревзойденного образца и тесно связывается с основным направлением гуманизма. Возникают понятия античного искусства, литературы, философии, т.е. явлений духовной жизни Древней Греции (в меньшей степени Рима, культура которого считалась и считается не столь самобытной).
Отличительным признаком древних поэтов, скульпторов, архитекторов, художников помимо высокого мастерства считается их исключительное внимание ко всем сторонам физической и духовной жизни человека, к человеческой личности позднее задавленной феодальным гнетом и особенно христианской церковью.
По мере изучения античного наследия особенно с появлением и развитием археологии в XIX в. (раскопки Г. Шлимана в 70 гг. XIX в. сначала на месте Трои, а затем в Микенах и Тиринфе) термин античность стал применяться не только к духовной жизни, но и ко всем сторонам культуры и истории Древней Греции и Рима. Несколько расширились и хронологические рамки античности, в нее сегодня включают истоки греческой культуры: крито-микенскую культуру.
Развитие культуры античности и расширение её влияния приходятся на 1 тысячелетие до нашей эры и, особенно, на период создания империи Александра Македонского (IV в. до н.э.), период гегемонии Римской империи и до её крушения (V в. н.э.). Поэтому в контексте Всемирной истории античностью чаще обозначают именно этот тысячелетний отрезок времени.
Влияние античности на развитие мировой и, особенно, европейской цивилизации переоценить невозможно.
Идея свободной гармонически развитой личности, рожденная в эпоху античности стала одной из наиболее притягательных идей в истории человечества всегда увлекательной, но вряд ли достижимой. Наряду со стремлением к красоте древнегреческое наследие включает аристотелевскую тягу к познанию, как окружающего мира, так и самого себя.
Древние греки практически показали весь спектр возможностей выбора человека. Единственное, что отрицали греки это апатию, равнодушие, лень. Человек во времена античности находился в непрерывном поиске, он самоутверждался в Олимпийских играх, состязаниях ораторов, на сцене и в науке. Он сам творил не только себя, но и богов по образу и духу своему.
Античность дает нам образцы всех последующих форм государственного устройства: демократию в Афинах, аристократическое правление в Спарте и, наконец, Римскую империю с ее строжайшей централизацией. Даже тиранию мы находим у древних греков, но греческие тираны боролись против аристократии, защищая интересы демоса.
Древнегреческий и римский народы давно исчезли, но их языки послужили не просто основой алфавитной письменности всех европейских народов, они стали символами науки и научного знания. Какую бы отрасль современной науки мы не взяли мы увидим, что ее понятийный аппарат в значительной степени базируется на латыни.
Древний Рим в отличии то Греции отошел от идеи гармонии и индивидуализма греков. Другая идея – идея власти главенствовала здесь, власти, базирующейся на строжайшей дисциплине и организации. Цезарь и сегодня является символом этой идеи. Эта идея опиралась на Закон. Рим дал человечеству первую всеохватывающую систему законодательства. Римское право является той базой, на которой сегодня строятся юридические системы большинства стран.
Римская империя связала в единую систему Европу, Азию и Африку, показав, что наш мир не так уж и велик. Давно исчезли римские легионы, но остались дороги и мосты, по которым они шествовали, которые и сегодня поражают нас своей мощью и величием.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 1722;