Глава XX. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ
Ближайшим результатом промышленной революции, которую в XIX в. вслед за Англией пережили все развитые страны Европы, а также США и Япония, явилось возникновение пролетариата как класса (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 617). Произошел, как писал В. И. Ленин, «окончательный раскол между различными группами участвующих в производстве лиц, полный разрыв с традицией, обострение и расширение всех мрачных сторон капитализма, а вместе с тем и массовое обобществление труда капитализмом» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 3, с. 455).
При капитализме непосредственный производитель материальных благ - рабочий - продает свою рабочую силу, что является для него единственным источником существования. Предприниматель, используя технику и эксплуатируя рабочих, получает максимальную прибавочную стоимость и прибыль. Капиталистический способ производства по самой своей основе предполагает поляризацию богатства и нищеты.
В капиталистическом производстве существенную роль играет техника. Однако, как отмечал В. И. Ленин, «вводимые крупными фабриками улучшения в производстве и машины, способствуя повышению производи тельности общественного труда, служат к усилению власти капиталистов над рабочими, к увеличению безработицы, а вместе с ней и к беззащитности рабочих» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 83). Потребление капиталом труда рабочего совершается в капиталистическом производстве при помощи технических средств. Машина является в капиталистическом производстве собственностью хозяина, поэтому она выступает здесь как чуждая, враждебная труду, господствующая над ним сила. При капитализме применение машин никогда не имело целью облегчить труд рабочего. Подобно другим методам повышения производительности труда машины «должны удешевлять товары, сокращать ту часть рабочего дня, которую рабочий употребляет на самого себя, и таким образом удлинять другую часть его рабочего дня, которую он даром отдает капиталисту» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 382).
В капиталистическом машинном производстве человек превращается в раба машины: господство прошлого, воплощенного в машинах труда, над живым имеет не только социальный, но и технический смысл. В процессе работы машина подчиняет рабочего, который превращается в ее простой придаток (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 495; т. 4, с. 430).
Труд человека, как показал К. Маркс, имеет материально-практическую (физическую) и интеллектуально-творческую (духовную) сторону. В капиталистическом машинном производстве происходит «отделение интеллектуальных сил процесса производства от физического труда...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 434). Машина освобождает труд рабочего от всякого содержания.
Машинное капиталистическое производство уродует и калечит рабочего. Капиталисты используют технику в целях максимальной интенсификации труда. Она дает возможность капиталистам уменьшать заработную плату как непосредственно (переводя рабочих на работу, требующую меньшей квалификации), так и косвенно (при помощи уменьшения стоимости рабочей силы). Стоимость рабочей силы падает от введения машин в производство одежды, обуви, предметов домашнего обихода и продуктов питания, поскольку от этого уменьшается цена названных товаров, а потому поддержание жизни рабочего и его семьи обходится дешевле. Однако в условиях капитализма повышение стоимости товаров потребления рабочих может сопровождаться уменьшением их заработной платы.
Уже в «Манифесте коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс показали вред цикличности капиталистического производства для общества, от которой больше всего страдает рабочий класс в результате порождаемой безработицы. При малейших изменениях конъюнктуры рынка тысячи рабочих выбрасываются на улицу, остаются без хлеба. Их скромные сбережения в специально предназначенных на случай безработицы кассах быстро иссякают и им грозит всеобщая нищета.
Но безработица при капитализме вызывается не только объективными причинами. Иногда конструкторы получали от капиталистов прямой заказ на изобретение машины, которая давала бы им возможность избавляться от определенного количества рабочих.
Такие «заказы» делались преимущественно в периоды забастовок, стачек, предъявления рабочими экономических требований и т. д. Применительно, например, к Англии К. Маркс указывал в 1847 г., что почти все изобретения после 1825 г. вызывались конфликтами между рабочими и капиталистами (См.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 157). Капиталисты требовали от изобретателей машин, которые обесценивали бы специальную подготовку рабочих, делали бы производство независимым от искусства рабочих, увеличивали бы власть капиталистов над рабочими (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 16, с. 583).
Безработица вызывает конкуренцию между рабочими и позволяет капиталистам уменьшать заработную плату остающимся на предприятиях рабочим. Существенно влияет на заработную плату рабочих также применение в производстве женского и детского труда, которое имеет прямую связь с развитием техники. Мапшны не только могли обслуживаться женщинами и детьми, но в некоторых случаях и технически нуждались в этом. Делая излишней физическую силу, некоторые машины были рассчитаны на применение женского и детского труда.
В социальном плане «женский и детский труд был первым словом капиталистического применения машин!» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 406). Применение женского и детского труда снижает стоимость рабочей силы, способствует образованию безработицы, дает возможность капиталисту за тот же труд платить женщине и ребенку меньше, чем взрослому мужчине. Поэтому после промышленной революции в Англии в прядильных производствах при ватер-машинах и у механических ткацких станков большей частью были заняты женщины и подростки. В 1839 г. на фабриках Англии взрослые мужчины составляли менее четверти общего числа рабочих (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 373).
Капиталистическое применение машин, без должной техники безопасности, с использованием женского и детского труда при его максимальной интенсификации вело к физическому калеченью женщин и детей, оно психологически угнетало рабочих.
Наиболее откровенным показателем поляризации бедности и богатства были капиталистические города. Роскошные, фешенебельные дома со всеми удобствами в аристократических районах городов и трущобы рабочих окраин описаны Ф. Энгельсом. «Эти трущобы, - писал Ф. Энгельс, - во всех городах Англии в общем одинаковы; это самые отвратительные дома в самой скверной части города, чаще всего вереницы двухэтажных или одноэтажных кирпичных зданий, почти всегда расположенных в беспорядке, с жилыми подвалами во многих из них... Дома, от подвала до самой крыши битком набитые жильцами, настолько грязны снаружи и внутри, что ни один человек, казалось бы, не согласится в них жить. Но всё это ничто в сравнении с жилищами, расположенными в тесных дворах и переулках между улицами, куда можно попасть через крытые проходы между домами п где грязь и ветхость не поддаются описанию... Повсюду кучи мусора и золы, а выливаемые у дверей помои застаиваются в зловонных лужах. Здесь живут беднейшие из бедных, наиболее низко оплачиваемые рабочие...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 266-267).
Перенаселенность жилых помещений, непригодность их для человеческого жилья и, как следствие, большое количество заболеваний и эпидемий - такова краткая характеристика рабочих кварталов капиталистических городов.
Капиталистический город подавляет силы человека, отнимает у людей лучшие черты человеческой природы, оказывает пагубное влияние на их сознание. Для населения богатых кварталов характерны «жестокое равнодушие», «бесчувственная обособленность каждого человека, преследующего исключительно свои частные интересы», «ограниченный эгоизм» и открыто провозглашенная «война всех против всех» (Там же, с. 264). С тех пор, как Ф. Энгельс дал характеристику капиталистического города, прошло 130 лет, но все описанное им можно встретить и сейчас в Лондоне, Нью-Йорке, Риме и других городах капиталистического мира.
В углублении противоположностей между городом и деревней в капиталистических условиях существенную роль играет особенность капиталистического использования техники. Земледелие отстает от промышленности прежде всего в результате более медленного развития сельскохозяйственной техники по сравнению с промышленной: мелкотоварные крестьянские хозяйства или совсем лишены техники, или используют только простейшие машины. Капиталистическое же применение машин в крупных хозяйствах ведет к усилению эксплуатации и разорению мелких производителей. Однако и в крупных хозяйствах широкое применение машин задерживается вследствие дешевизны рабочей силы, пополняемой разорившимися крестьянами.
Капиталистическое производство дифференцирует деревню, поляризует там бедность и богатство. Определенная часть разоренных крестьян направляется в города, вследствие чего перевес городского населения над сельским постоянно увеличивается.
Экономической основой противоположности между городом и деревней при капитализме является эксплуатация трудящихся деревни помещиками и капиталистами и разорение широких масс деревенского населенпя. Непосредственными причинами разорения крестьян являются: резкое несоответствие цен между промышленными и сельскохозяйственными товарами, система кабальных кредитов, высокие налоги и взимание ренты, отвлечение из сельского хозяйства в городскую промышленность крупных денежных средств и др., а также использование в капитализированных хозяйствах техники, недоступной для мелкого товарного производства.
Капитализм усилил и культурное отставание деревни от города. В городах сосредоточены учебные заведения, научные учреждения и общества, музеи и театры. Городское коммунальное хозяйство создает различие бытовых условий в бытовой технике в городе и деревне. Всеми благами городской культуры и цивилизации пользуются главным образом эксплуататорские классы, пролетарские массы могут приобщаться к ним лишь в небольшой степени, основные же массы крестьянства капиталистических стран оторваны от городских центров и обречены на культурное отставание. В этой связи К. Маркс писал: «Капиталистический способ производства довершает разрыв того первоначального семейного союза земледелия и промышленности, который соединял друг с другом младенчески - неразвитые формы обоих» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 514).
Капиталистическое машинное производство углубляет также противоположность между умственным и физическим трудом. Применение науки в производстве способствует формированию научных кадров, выделению исследователей и экспериментаторов в особую профессию. Научная деятельность и изобретение становятся при этом особым родом деятельности. В условиях капитализма имеется экономическая основа противоположности интересов лиц умственного и физического труда, усиливается социальное, экономическое и культурное неравенство между ними. Интеллигенция формируется преимущественно из среды господствующих классов и устанавливает свою монополию на духовную жизнь общества. При капитализме идет процесс дифференциации интеллигенции, большая ее часть не только живет за счет выделяемой ей капиталистами части прибавочной стоимости, но и способствует капиталистам в ее максимальном получении. В то же время в капиталистических странах имеются прогрессивные деятели умственного труда. Им не только близки интересы эксплуатируемых, но они принимают участие в классовой борьбе на стороне пролетариата.
В результате труда в капиталистических условиях все более расширяется объективный мир богатства. Этому миру противостоит труд, который в условиях капитализма выступает не как естественная потребность, а как вынужденная деятельность эксплуатируемых людей.
К 1870-м годам капитализм стал господствующей системой на земном шаре. Производительные силы на базе капиталистического способа производства достигли такого уровня, о котором люди предшествующих исторических формаций не могли и мечтать. Однако прогрессивное развитие буржуазного общества не могло длиться непрерывно, так как этот строй полон глубочайших экономических и социальных противоречий. Рано или поздно они должны были привести к упадку всего капиталистического способа производства в целом. Именно то обстоятельство, что капитализм в небывало короткий срок создал гигантские производительные силы, и послужило главнейшей причиной довольно быстрого перехода этой общественной формации в стадию упадка.
Мощные производительные силы очень скоро переросли рамки буржуазных отношений, вследствие чего начал постепенно нарушаться основной объективный экономический закон прогрессивного развития любого способа производства - закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Общественная формация, у которой нарушено единство производительных сил и производственных отношений, вступает на путь своего упадка.
Признаки того, что буржуазные отношения начинают из главной силы подъема производства превращаться в оковы для развития этого производства, появились еще в первой половине XIX в. Основное противоречие капитализма - противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения - и тогда проявлялось в экономических кризисах, которые с 1825 г. периодически наблюдаются в различных странах Европы.
В «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства. Достаточно указать на торговые кризисы, которые, возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 4, с. 429).
Таким образом, уже в середине XIX в. кризисы свидетельствовали о том, что производительные силы, которые тогда имелись в распоряжении у буржуазии, стали непомерно велики для буржуазных отношений, что буржуазные отношения задерживают их развитие, так как эти отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство. Однако до 70-х годов XIX в., несмотря на повторяющиеся время от времени экономические кризисы, сопровождающиеся обыкновенно уничтожением части производительных сил общества, капитализм развивался поступательно, т. е. буржуазные отношения все же обеспечивали дальнейшее развитие всего способа производства в целом.
Но с 70-х годов XIX в. в экономической и политической жизни капиталистического мира возник и постепенно приобрел решающее значение ряд новых явлений, которые позволяют нам говорить о качественном изменении капиталистического строя. В начале XX в. капитализм переходит в свою последнюю стадию - империализм.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1143;