РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

Социальное развитие, насколько мы познакомились с ним, является частным, местным и временным: мы уже говорили, что мы не в силах представить себе развитие человечества, как единого целого, так как у нас совсем нет общего пред­ставления о субъекте такого развития. Спрашивается теперь, можем ли мы иметь представление о развитии известного нам человечества помимо представления о развитии отдельных групп и социальных групп и социальных обществ, и как мы должны представить развитие этого относительно целого (по отношению к нашему познанию о нем)?

Мы уже знаем, что библейское предание, соответствуя, по выражению Конта, "теологическому мировоззрению", представляло себе развитие человечества подобно генеалогическому дереву, нарастающему от Адама и Евы. Мы повторили уже несколько раз, что такое воззрение на человечество, как на единство, все еще держится в социально-научной области, где, по справедливому мнению Конта, теологическая фаза продолжается еще до нашего времени.

В большинстве случаев одерживающее уже верх полигенистическое воззрение, по необходимости, изменяет это представление о едином развитии племенного де­рева, но последствия этого изменения простираются лишь до того, что вместо од­ного исходного момента развития признают несколько или бесчисленное множест­во таковых. Такое изменение представления, собственно говоря, есть лишь изме­нение формы, или, лучше - изменение числа: вместо одного племенного дерева признается несколько таковых. Сущность представления при этом не изменяется, так как в одном и том же ряду в развитии племенного дерева признается пос­тоянный прогресс от простого к сложному, от ростка до разросшегося дерева, от примитивного до утонченного; все-таки наука исходит от данного первоначального момента возникновения и затем следит за дальнейшим движением "великого прог­ресса, достигающего в наши дни вершины и кульминационного пункта".

Ясно, как день, что такое воззрение несоединимо с превосходящим все наши по­нятия постоянством жизни на земле. Исходя из этой идеи, все яснее и яснее выступающей из приобретений современного естествознания, мы ни в коем случае не должны нарисованное выше социальное развитие представлять в такой еди­ничной или множественной схеме племенного дерева.

Причиной такой схемы является наша склонность всюду искать возникновения, тогда как мы, по природе, обладаем способностью познавать только развитие (Werden).

Вся истинная научность или, говоря словами Конта, "позитивизм", начинается там, где мы побеждаем наше стремление узнать начало вещей и удовлетворяемся плодами их развития. Если мы проникаемся как идеей о вечности жизни на земле, так точно и идеей о нашей неспособности к познанию возникновения вещей, то мы получим совершенно иную схему для социального развития. Представление об этом развитии мы создали себе на почве фактов. Если мы будем игнорировать всякую единичность и начальный пункт развития, то у нас в виде конкретного остатка получится процесс развития, совершающийся в различные времена и в различных местах всегда по одним и тем же законам. Нарисованный нами выше переход примитивной для нас орды с женским родом, с материнской семьей в похищение жен и брак путем похищения и далее в простую организацию господ­ства, частную собственность, право и "общество", мы должны представить себе в виде процесса, который свойствен не человечеству как единому или множест­венному субъекту, равно как и человечеству, возникающему с определенного мо­мента в виде процесса, который совершается всегда и всюду, где и когда только возникают благоприятствующие ему социальные условия. Только такое пред­ставление, но ни в коем случае не упомянутое противоположное, может объяснить тот факт, что еще и теперь мы наблюдаем примитивные стадии этого процесса так же первообразно и ясно, как они протекали когда-то в нашем собственном прошлом.

Изображенное нами социальное развитие совсем не претендует на хронологи­ческую и местную истинность, не распространяется на определенный субъект; оно обладает лишь типичной истинностью, насколько оно рисует процесс, касающийся человека, как родового понятия, и определяющий развитие групп, находящихся в соответственных социальных условиях.

Все речи о "развитии человечества" (le developement de 1'humanite) у Конта осно­ваны на ошибочном и совершенно ложном взгляде, так как можно говорить только о социальном развитии в пределах одного и того же рода: "человек". Это развитие всегда и всюду начинается там, где существуют налицо соответствующие социальные условия; оно течет закономерно до конечного пункта, где оно, так сказать, завершается, где оно по недостатку необходимых социальных сил гаснет и умирает. Нельзя сомневаться в том, что бывают случаи такого потухания и развития, такого умирания, так как множество некогда культурных и социально развитых государств теперь пустынны и необитаемы. Азия, Америка, Африка дают массу примеров огромных областей, где теперь потухла всякая жизнь, но где некогда социальный процесс создал колоссальную культуру. С другой стороны, нельзя отрицать возможности даже вероятности того, что в тех же государствах при наступлении соответствующих условий (новой колонизации, заселения) социальное развитие может начаться вновь.

Факты эти приведены для подкрепления идеи круговоротного течения социаль­ного развития, - идеи, имеющей опорным пунктом круговоротное развитие госу­дарств.

Я много раз касался этой последней идеи, и здесь мне приходится вновь воз­вратиться к ней.

 








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 542;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.