ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ XII. 1 Филон ("О созерцательной жизни"): "Воюющие имеют обыкновение опустошать и обнажать от деревьев неприятельскую землю
1 Филон ("О созерцательной жизни"): "Воюющие имеют обыкновение опустошать и обнажать от деревьев неприятельскую землю, чтобы их враги тем легче сдались, вследствие недостатка в предметах первой необходимости". Он же ("О проклятиях"): "Они навлекают двойное бедствие: нужду для своих друзей, изобилие для врагов".
2 Другое место у него же ("О человечности") заслуживает того, чтобы мы его здесь привели:
"Моисей весьма широко применял справедливость и пользовался ею очень щедро, снисходя от разумных тварей к бессловесным животным, а от них к произрастаниям земли, о чем ныне надлежит сказать: что касается людей как наивысших существ и прочих, у которых имеются зачатки чувствующей души, то мы на них уже остановились. Моисей определенно воспретил как выдергивать с корнем молодые деревья, так и до времени перекапывать плодородные земли, а также истреблять какие бы то ни было плоды, чтобы род человеческий поддерживался благодаря изобилию питания и чтобы изобиловало не только необходимое, но и то, что способствует более утонченной жизни. Необходимыми для питания людей являются произведения земли; для приятности же жизни имеется разнообразие всего, что произрастает на деревьях; но если иного недостает, то это последнее заменяет предметы питания.
Далее, неприятельскую землю опустошать он не разрешает; в особенности же предписывает воздерживаться от вырубки деревьев, полагая неправедным гнев против людей срывать на том, что не является причиной какого-либо зла. Тем самым он учит не только принимать в соображение настоящее время, но предвидеть и будущее и учитывать, что в силу превратностей судьбы, которым все в мире подвержено, легко может случиться, что те, кто сейчас является противниками, когда дойдет дело до переговоров, станут союзниками. Тяжело будет в таком случае лишить друзей необходимого, которым они могут и не запастись на будущее время.
В самом деле, совершенно правильно сказано было древними, что следует обращаться с друзьями таким образом, как если бы нельзя было подумать, что могла возникнуть вражда. И наоборот, нужно так относиться к тем, с кем возникнет ссора, как если бы оставалась надежда на примирение Вследствие этого сохраняется возможность обезопасить себя от нападения, а также исключается повод к слишком позднему сожалению о чрезмерной доверчивости, если обнаруживаются более, чем следует, намерения в наших поступках или заявлениях.
Это отличное правило должно соблюдаться также государствами, чтобы в мирное время готовить все необходимое для войны, а во время войны - то, что необходимо для мира; так что, с одной стороны, должно не доверять свыше меры своим союзникам, как если бы не могло произойти изменения и они не могли перейти на сторону противника; с другой стороны, не следует оказывать полного недоверия противникам, как если бы они никогда не смогли . превратиться в союзников. Если даже и не должно ничего делать в интересах противников в надежде на примирение, то, конечно, нельзя касаться ничего такого, что приносит земля. Ничто из этого не враждует с нами; напротив, все это пребывает с нами в мире, все приносит нам пользу. Плодовые деревья, в частности, а также полевые злаки нам наиболее необходимы, ибо плоды их служат нам пищей или заменяют нам ее.
Поэтому нельзя нападать войной на то, что не хочет и не может причинить никакого зла. Не следует ни рубить, ни жечь, ни вырывать с корнем того, что Природа произвела и вырастила с помощью водного орошения и периодически возвращающегося летнего теплого вёдра, чтобы приносить дань как простым смертным, так и царям Эта же добрая и мудрая мать всех вещей непрерывно сообщает живительную силу не только животным, но и произрастаниям земли, в особенности культурным растениям, которые требуют более тщательного ухода, чем дикие, не обладая их живучестью".
3 Вот его слова: "Закон повелевает даже на неприятельской земле щадить животных, этих друзей человеческих трудов; так что их не следует убивать".
4 Но, с другой стороны, они полагают, что должно ограничить это, введя исключение- если только деревья не находятся в пригородных местах и не препятствуют действию метательных орудий.
5 Имеется отличное письмо по этому предмету Велисария к Тотиле ("Готский поход", кн. III):
"До сих пор полагали так, что возводить прекрасные сооружения есть дело, доступное мудрецам и людям, умудренным в гражданской науке; разрушение же сооружений - дело безумцев и людей, не стыдящихся оставить потомству свидетельства своего безумия. Из городов, озаряемых солнцем, Рим, как известно, - величайший и внушительнейший по своему внешнему виду. Однако он достиг таких размеров и такого блеска трудами не одного человека и не краткого времени, но многих царей и императоров, великого множества выдающихся людей, многих столетий поразительного накопления богатств, благодаря чему здесь и могло сосредоточиться все самое редкое из прочих земель и могли быть привлечены наилучшие мастера. Так образовался мало помалу столь великий город как памятник доблести предков грядущим потомкам. Оттого свирепствовать против него, проявлять над ним свое неистовство - поистине то же, что наносить оскорбление человеческому роду всех веков, обрекая на забвение тех, кто некогда заслужил похвалу, а зрителей лишая приятного зрелища.
А поскольку это обстоит именно таким образом, то я считаю, что из двух одно сбудется неизбежно: или в этой войне ты будешь побежден императором, или же превозможет твоя судьба Если ты - победитель, то, разрушив город, ты утратишь не чужое, но свое владение; сохранив же его, ты воспользуешься богатством и прекраснейшим владением из всех. Если же выпадет жребий, неблагоприятный для тебя, то победитель будет весьма обязан тебе за пощаду этого города, что будет полезно тебе; тогда как коль скоро город подвергнется разрушению, то не останется никакой надежды для тебя на милосердие со стороны победителя. И ты не только не воспользуешься никакими выгодами из совершившегося, но и молва будет заслуженно преследовать тебя со стороны всех людей. Первое или второе ожидает тебя в зависимости от того, что ты предпочтешь избрать; ибо каковы поступки могущественных, такова и слава о них".
Смотри также закон Фридриха I у Конрада, аббата урспергского; а о Фридрихе, графе пфальцском, смотри в "Хронике" Меланхтона.
6 Гелимер и вандалы, осаждавшие Карфаген, не грабили и не опустошали землю, а заботились о ней как о своем достоянии (Прокопий, "Война с вандалами", кн. II, в начале). У Гельмольца (кн. I, гл. 66) я читаю- "Разве земля, которую мы опустошаем, не наша земля, и разве народ, который мы завоевываем, не наш народ? Почему же в таком случае мы становимся врагами себе самим и расточителями наших собственных доходов?".
Со сказанным согласуется то, что имеется у Бембо (кн IX). Смотри у Паруты против германцев ("История", кн. VI).
7 Диодор Сицилийский (кн. II).
8 О мегарянах то же самое передает Плутарх в "Греческих вопросах". О Тотиле, когда он осаждал Рим, Прокопий ("Готский поход", кн. III) говорит; "Он не причинил тогда никакого вреда земледельцам по всей Италии, но повелел им продолжать без опасений согласно обыкновению непрерывно обрабатывать свою землю под условием уплаты ему дани".
Кассиодор (XII, 5) пишет: "Велика слава защитников государства военной силой, если пока они оказывают защиту своему краю, земледельцы не прекращают возделывать отечественные поля"
9 То же было в обычае на Пелопоннесе (Варрон, "О сельском хозяйстве", кн. II; Колумелла, кн VI, в начале; добавь к ним Плиния, кн. VIII, 45; Элиана, "О жизни животных", кн. II, последн. глава, Порфирия, "О воздержании от мяса животных", II; Вегеция. "Об искусстве лечения животных", кн III).
10 Об этом смотри у Плиния "Естественную историю" (кн. VIII, 38, и кн XXXV. 10), а также у Плутарха жизнеописание Димитрия. Тот же смысл заключен в послании Велисария, приведенном нами только что.
11 Полибий в "Пейрезианских извлечениях" говорит: "Когда ты оскорбляешь богов из-за своей досады на людей. - ото признак крайнего безумия". И он. несомненно, прав; ибо и Север, как сообщает Лампридий, заявляет в рескрипте: "Лучше так или иначе воздавать почитание богу в храме, нежели устраивать на том же месте харчевню".
"Он пощадил храм Сагунтинской Дианы по внушению религии", - говорит о Ганнибале Плиний в "Естественной истории" (кн XVI, гл 11) "Мы не отнимаем храмы у врагов-чужестранцев", - читаем у Аппиана в "Гражданской войне" (кн. II).
Об Агесилае латинский автор его жизнеописания сообщает: "Он соблюдал святость храмов, посвященных богам, и делал это не только в Греции, но даже у варваров; он с величайшим благоговением охранял священные изваяния и алтари. Он заявлял, что удивляется тому. как среди святотатцев не числятся те, кто приносит вред побежденным, которые обращаются с молитвами к богам; и тому, что не карают более тяжкими наказаниями тех, кто причиняет ущерб религии, нежели грабящих храмы".
О благочестии Агесилая в таком деле смотри также у Плутарха. Этот автор расточает похвалы также многим римлянам в жизнеописании Суллы: "Одни вызывали в памяти Фламиния, другие - Мания Аквилия и Эмилия Павла, из коих первый, изгнав Антигона из Греции, другие же, победив македонских царей, не только пощадили греческие храмы, но и одарили их приношениями, оказали им великий почет и поклонение"
Прибавь также произведения Витрувия (кн II), Диона Кассия, (кн XLII), жизнеописание Юлия Цезаря у Плутарха, "Смеси" (кн. II) Бродо Мавр Габаон, не будучи христианином, хотел поддержать уважение к христианским церквам, в противоречии с чем действовали вандалы, на которых, как он надеялся, разгневается христианский бог. Об этом свидетельствует Прокопий ("Война с вандалами", кн. I); он же ("Персидский поход") о Хосрое, персидском нехристианском царе, говорит, что тот пощадил церковь антнохийскнх христиан.
Даже Юстиниан, как сообщает Прокопий (и Война с вандалами", кн. II), не осмелился удерживать у себя те предметы, которые Веспасиан вывез из храма Иерусалимского и перевез в Рим и которые. будучи найдены в Риме. были перевезены в Африку Гизерихом. Об уважении магометанами тех мест, где были похоронены кости пророка Иезекииля и трех спутников пророка Даниила, свидетельствует в своем "Путешествии" иудей Вениамин
12 При арианине Аларихе. У Кассиодора сообщается (кн. XII, гл 20) также следующий достопамятный факт: "Король Аларих, узнав, что священные сосуды из храма Петра принесены его солдатами, учинил следствие и после выяснения дела повелел вновь отнести эти сосуды на священный порог самим похитителям, дабы алчность, допустившая преступление ради грабежа, искупила преступление выражением глубочайшего благоговения".
13 Это место Исидор выписал из "Готских летописей" (под годом 447)
14 Необходимость такого чтения полностью доказал Орозий, передавая то же событие (кн. VII. гл. 28)
15 Готы, осаждавшие Рим под начальством Витигеса, щадили те же апостольские церкви, по свидетельству Прокопия ("Готский поход", кн. II). Даже у варваров и нехристиан существовало право убежища в таких местах; смотри у Зосимы (кн. IV) о варварах населявших Томитаны Добавь закон швейцарцев у Симлера: у Никиты Хониата - жизнеописание императора Алексея, сына Мануила, у него же жизнеописание Андроника (кн. I), где обвиняются сицилийцы в осквернении антиохийскнх церквей
16 Диодор Сицилийский так же толкует другой миф-об Эпопее.
17 Сходный поступок Прусия заклеймен Полибием, слова которого приведены у Свидаса под словом "Прусий" и в "Пейрезианских извлечениях"
18 Об этом упоминает и Плутарх в жизнеописании Агесилая.
19 То есть о Т. Квинции Фламинии.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 534;