ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ VI. 1 Книга II, глава VII, II, настоящего труда
1 Книга II, глава VII, II, настоящего труда.
2 Книга II, глава XX.
3 Он дал пропитание рабам и часть добычи - союзникам. Смотри у Иосифа Флавия сообщение об этой истории и то, что следует далее, в главе XVI, III.
4 Халдейский толкователь объясняет это как исполненное через молитвы, обращенные к богу, который в силу особого благоволения сохранил Сихем Иакову и его потомству.
5 Там же читаем: "Победители приобретают также имущество, принадлежащее неприятелю".
6 Диодор Сицилийский ("Пейрезианские извлечения", 467) пишет: "То. что добыто оружием и приобретено по праву войны, не должно быть утрачено". Готы у Агафия (кн. II) о короле Теодорихе, после его победы над Одоакром, говорят: "Все принадлежащее Одоакру достояние он приобрел по праву войны".
7 О том, что то же самое соблюдается в сухопутной войне, можно получить сведения у Де Ту (кн. CXIII, под годом 1595). Это правило заимствовано из древних германских законов по образцу разумного постановления о раненой дичи, содержащегося, например, в "Законах лонгобардов" (кн. I, разд. XXII, 6). То же самое, по словам Альберико Джентили ("Защита Испании", кн. I, гл. 3), соблюдалось в Англии и королевстве Кастилии.
8 Однако корабли дружественных наций становятся законным призом по причине находящихся в них неприятельских грузов только тогда, когда такие грузы взяты на борт с согласия собственника корабля (L. Cotem. D. de Publicanis; Родриго Суарес, "О морских обычаях", закл. II, 6).
Так же, я полагаю, следует толковать французские законы, согласно которым подвергаются захвату ради груза корабль и ради корабля грузы. Таковы ордонансы Франциска I, изданные в 1543 году (гл. 42), ордонансы Генриха III, изданные в марте 1584 года (гл. 69), и португальский закон (кн. I, разд. XVIII).
В других местах подлежат захвату только грузы (Мере, "История Дании", кн. II). Так, во время войны венецианцев с генуэзцами греческие корабли подвергались- обыску и из них извлекались скрытые там грузы противника (Никифор Григора, кн. IX). Смотри также Кранца ("О делах саксонских", кн. II" и Альберико Джентили ("Защита Испании", кн. I, гл. 20).
9 Так, Резин, царь Сирии, город Элот, принадлежавший иду-меям, передал не идумеям, но сирийцам для заселения, следуя примеру массоритян (II кн. Царств, XVI, 6).
10 Плутарх то же самое сообщает о городе Вейи в жизнеописании Ромула: "Жители Вейи в начале войны обратились с требованием о возвращении им Фиден как города, принадлежавшего им; однако это их притязание было не только незаконно, но и забавно, поскольку они не оказали никакой помощи Фиденам в постигшей их опасности во время войны и допустили даже гибель людей, а теперь в споре с римлянами оспаривали дома и земли у последних, овладевших ими по праву войны".
11 Аппиан высказывается так: "Несправедливо было Селевкидам, низложенным Тиграном, оспаривать Сирию у римлян - победителей Тиграна". И в другом месте он пишет: "Он полагал, что по изгнании из страны победителя Антиоха он завоевал ее для римлян". Сам Антиох, у Полибия ("Извлечения о посольствах", 72), "считал завоевание прочнейшим и достойнейшим видом завладения".
12 И франки земли в Италии, взятые ими у готов, не возвратили римлянам (Прокопий, "Готский поход", IV). Смотри у Де Ту сказанное шведским королем (кн. LXXVI. под годом 1582).
13 Прокопий, "Война с вандалами", кн. II; смотри там же дальнейшее. Даже Север отдавал пограничным начальникам и воинам земли, захваченные им у неприятеля, как отмечает Лампридий. В союзном договоре швейцарских кантонов предусмотрено поступление захваченных городов и крепостей во власть всего союза о чем сообщается у Симлера во многих местах.
14 У тех же евреев из земель, занятых по праву войны, царь получал столько же. как и каждое отдельное колено; это сообщается в Своде Талмуда, в разделе о царе.
15 To и другое противопоставляет Сервий, указывая на слова гонимых судьбой" в комментарии на I книгу "Энеиды": "Виргинии старается все приписать судьбе, ничего - ошибкам троянцев".
16 Когда Агеснлай действовал в Азии, Спитридат, захватив лагерь Фарнабаза, скрыл добычу; но когда было начато следствие лакедемонянином Эриспидом, он скрылся.
17 Это встречается у Григория Турского (кн. II, гл. 27), Аймона (кн I, гл. 12) и в "Сокращении", изданном Фрехером (гл. IX). Тот же древний обычай встречается и у других народов. Сервий в комментарии на следующее место из "Энеиды" (кн. III): "Она не испытала счастья жребием", пишет: ". . . потому что военнопленные и добыча были жребием распределены между победителями. Как говорится: тянуть жребий на добычу".
О поступлении добычи в общий запас и подтверждении клятвой у шведов и готов смотри у Иогана Магнуса (кн. XI, гл. 11).
18 Смотри об этом также у Симлера в "Истории Швейцарии".
19 Полибий в "Пейрезианских извлечениях" о Л. Эмилии Павле говорит: "Став владыкой всего царства и располагая всем по своему усмотрению, он не соблазнялся ничем".
20 "Маний Курий поклялся, что не прикоснется ни к чему из добычи, кроме букового сосуда с длинным горлышком, с помощью которого он совершил священные возлияния".
Автор жизнеописаний знаменитых мужей, повествуя о Муммии. говорит: "Он расхитил в Коринфе все статуи и картины, которыми наполнил всю Италию, в дом же свой не привез ничего". О только что упомянутом Эмилии Павле Плутарх пишет: "Не в меньшей мере прославляли его щедрость и великодушие, так как он не захотел даже взглянуть на большую массу золота и серебра, собранную из царских сокровищниц, и отдал ее квесторам для сдачи в казну".
21 Но обычно большей частью. Смотри место, приведенное в следующем параграфе, из Лукана.
22 О том, что так было принято у евреев, сообщает Иосиф в oсИудейских древностях" (кн. III).
23 Трибуну и начальнику конницы, по словам Аппиана в "Гражданской войне" (кн. II).
24 Смотри у Плутарха в жизнеописании Кориолана.
25 Смотри у Леунклавия в "Истории Турции".
26 Так, Нестор овладел пленной женщиной,
Которую греки
Изъяли из жребия.
Это имеется в "Илиаде" (XI). А в сОдиссее" (XIV) Улисс говорит:
Славную взял Менэкею, жребий затем мне немало
Дал добра.
Еврипид о Кассандре пишет:
Атрид старейший выбрал эту пленницу себе.
О том, что досталось по праву преимущества из добычи вождей афинян Демосфену, смотри у Фукидида (кн. II).
27 Образ действий его гФабриция] ставит в пример и себе, и воинству Юлиан у Аммиана (кн. XXIV).
28 с Афинами сделал те же самое Сулла (Аппиан, "Воина с Митридатом").
29 Тиграноцерта им отдана на разграбление воинам, по рассказу Плутарха; кроме того, отдельным лицам роздано из добычи по восемьсот драхм. Север уступил воинам добычу, полученную при взятии Ктесифона; он же приказал, чтобы и трибуны, и начальники, и сами воины удержали в собственность то, что они награбили в предместьях, как об этом рассказывает Элий Спартиан. Магомет II обещал воинам в добычу Константинополь и там же находившихся рабов,
30 Варрон исчисляет шесть способов законного приобретения собственности: получение законного наследства, купля, уступка по суду, завладение в силу давности, продажа добычи "под венцом", с публичного торга, когда чье-нибудь имущество распродается по частям посредством аукциона.
31 Смотри место из Прокопия в примечании к XXIV настоящей главы.
32 Об этом упоминает также Аппиан в "Пейрезианских извлечениях".
33 И Фабий также внес в качну деньги, вырученные от продажи пленных после взятия Тарента: тогда как остальную добычу разделил между воинами.
34 Смотри у Кромера ("История Польши", кн. XIX).
35 Амаласунта пользуется этими доводами в послании к Юстиниану - у Прокопия в "Готском походе" (кн. I).
36 Смотри у Плутарха в жизнеописании Марцелла.
37 Древним латинянам римский народ предоставлял третью часть добычи (Плиний, кн. XXXIX, гл. 5). Швейцарские кантоны, по свидетельству Симлера, делили добычу по числу поставленных воинов. В войне с турками римский папа, император и венецианцы делили добычу соразмерно с затратами каждого (Парута, кн. VIII). Помпоний отдал Малую Армению Дейотару, царю Галатии, потому что он был его союзником в войне с Митридатом.
38 Пизанцы отдавали часть добычи тем, кто охранял жилища (Халкокондила, кн. V).
39 Смотри также у Диодора Сицилийского (кн. VI) и у Плутарха (жизнеописание Александра). Сходное место имеется у Ксенофонта ("?0 воспитании Кира", кн. II; "Анабасис", кн. кн. IV и VII).
40 Он ("Война с вандалами", кн. II) передает, что когда Соломон вел войну против леватов, солдаты были раздражены против него за то, что он удержал добычу. Он же говорит, что Соломон сделал это, чтобы разделить ее по окончании похода сообразно заслугам каждого. Прокопий ("Готский поход", кн. II) также сообщает, что вся добыча, взятая из Пицена, была свезена к Велисарию, который разделил ее сообразно заслугам каждого, приведя в качестве основания следующее: "Несправедливо, чтобы одни с превеликим трудом избивали трутней, а другие питались досыта медом без военных трудов".
41 что такой обычай имеется также у турок, об этом сообщает Леунклавий (кн. кн. III и V).
42 Так, у готов военные машины изьемлются для королей (Иоган Магнус, "История Швеции", кн. XI, гл. 11).
43 Смотри выше, главу IV, VII, настоящей книги.
44 Так, после победы над Югуртой земля, на которую притязал Бокх, поступила в собственность не ему, но его детям (Аппиан, "Извлечения о посольствах", XXVIII; см. сходное место у Кранца, "О делах саксонских", кн. XII).
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 504;