ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ Х
1 Среди повелительных предписаний еврейского закона имеется также такое, согласно которому найденная вещь возвращается собственнику (повелительное предписание LXXI). Основанием служит как естественная справедливость, так н место во Второзаконии (XXII, 1). Златоуст в толковании "На послание I an. Павла к коринфянам" (V, 8) говорит; "Даже современные законы, устанавливающие права для всех. кроме грабителей и воров, санкционируют наши требования к тем, кто держит наше имущество, каково бы оно ни было". Иероним в толковании "На книгу Левит" пишет: "Многие считают себя свободными от греха, хотя держат найденные чужие вещи, говоря: "Господь дал мне. Кому я обязан их отдать?". Пусть узнают, что это прегрешение подобно грабежу, если кто не возвращает находки" Августин в слове "На слова Апостола" указывает ХIХ): "Если ты нашел что-нибудь и не возвратил, то ты похитил". И далее "Кто отказывается отдать чужое, тот похитил бы, если бы мог". Грациан цитирует оба этих места в causae XIV, quaestionem V. Тот же Августин в слове "О вере и занятиях" заявляет: "В силу права землевладения каждый правильно называется добросовестным владельцем до тех пор, пока ему не известно, что он владеет чужим имуществом, когда же это ему станет известно и он все же не откажется от чужого имущества, тогда он становится недобросовестным владельцем и по справедливости называется незаконным владельцем". Сюда относится и "Закон вестготов" (кн. IX, разд. I, гл. 9).
Иногда в силу важных оснований внутригосударственный закон усиливает и усугубляет это обстоятельство, как, например, постановление о беглом рабе "Закона бургундского" (вн I. разд. VI).
Имущество, насильно отнятое у собственников, императоры Доминициаы и Нерва повелевают возвращать об этом сказано у Ксифилина. У Прокопия в "Готском походе" (II) Велисарий говорит: "Мне так думается, что самовольное удержание чужой вещи и невозвращение ее есть то же, что грабеж".
2 Так судит Диодор Сицилийский (кн. XV). Плутарх в жизнеописании Агесилая пишет: "Он убедил государстве, что принимает на себя ответственность за удержание крепости Кадмеи". Сходный поступок Ваязета в отношении Никополя - у Леунклавия (кн. VI).
3 Кассиодор (X, 16). "В наше время мы признаем врагами тех, кого взаимно радуют чужие неудачи".
4 У Теренция в комедии "Самонстязатель" (акт IV, сцена IV) читаем:
А то, что я тебе сказал
О деньгах, что Вакхиде та должна, -
Вот их теперь ей следует отдать
Без оговорок: "Мне, мол, что? Что мне дано?
Что я велел? Ужель она могла, мне вопреки,
Дочь заложить мою?". По правде говоря,
Законность высшая - неправда крайняя!
Смотри также Евграфия. Такое правило справедливости подтверждается еврейскими учителями и "Законом вестготов" (кн I разд. IX, гл. гл. 9 и 15). Альциат, "О предположениях", III 29- Меночио, "О предположениях", V, XXIX, 26, Стракка ч. II, 18.
5 "Саксонское зерцало", II, 37; "Земское право" разд. XV.
6 Златоуст, указанное место.
7 Это превосходно разбирает Августии в послании LIV.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 502;