ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ XI
1 Так же как и молчание в деле. не допускающем отсрочки. по мнению евреев, имеет силу, равную формальному обещанию (Баба Кама, гл. X, 4).
2 Так полагает Бальд {комм. на L. I, D. De pactis).
3 "Люди как бы договариваются с богами, принося им обеты", - говорит схолиаст на Горация.
4 Отсюда происходит название "узы верности" [vincula fidei] (Донат, комм. на комедию Теренция "Евнух").
5 Предусмотрительно указывает юрист Павел в "Заключениях" (кн. II, разд. XIV): "Если имеется только неформальное соглашение об уплате процентов, оно не имеет никакой силы, ибо из неформального соглашения между римскими гражданами не возникает иск".
6 То есть не в виде формального обязательства. Так в послании XIX Сенека различает: "Ибо не обещают тебе, но дают формальное обязательство". Формальное обязательство и обещание [stipulatio et sponslo] называются "торжественными выражениями", как говорится у юриста Павла в "Заключениях" (кн. V), а также у Гая в Институциях в разделе об обязательствах из консенсуальных соглашений
7 Смотри пример bl. Mancipia, С. De servis fugitivis; у Гайлия в "Замечаниях" (кн.кн. I, II, 7); у Молинеуса в толкованиях "На парижские обычаи" (разд. I, 13, толк. 3).
8 Сенека ("О благодеяниях", IV. гл. XXXVI): "Безумец - тот, кто соблюдает обещание, данное ошибочно".
9 В настоящей книге, глава XVII. XIX, и в книге III, глава XIX. I [II].
10 Сенека, следуя праву природы, в "Спорных вопросах" (IV) говорит: "Соглашения, заключенные под влиянием насилия и принуждения, расторгаются, если насилие и принуждение исходят от договаривающейся стороны. Ибо ведь не в моих интересах принуждение, если оно исходит не от меня. Необходима моя вина, чтобы я подвергся наказанию". Сравни с тем, что сказано ниже (кн. III, гл. XIX, IV).
11 Стало быть, по природе, согласно закону которой протекала тогда жизнь людей. Иначе судил по внутригосударственному закону К Аквилий, по свидетельству Валерия Максима (кн VIII, гл. II. 2).
12 Глава XII, IX, X. XI, настоящей книги.
13 Сервий, комментируя следующий стих "Энеиды" (IX): "Гостеприимство в отсутствии дав", указывает "с помощью посредника" Смотри выше, примечания к главе VI. II, настоящего труда.
14 Смотри пример у Марианы (XXVII, 18); другой у Гвиччардини (т. I).
15 Тертуллиан в качестве юриста говорит в книге "О постах": "Когда обет принят богом, он полагает его законом на будущее".
16 Смотри сходное правило в "Законе вестготов" (кн. V, разд. II, гл. 6).
17 Оттого во избежание двусмыслицы обычно указывалось:
"Ему и его детям" (Сервий, "На "Энеиду", IX; см. также "Закон вестготов", кн. V. разд. II, гл. 6).
18 Смотри книгу "Об обычаях Англии" (гл. 7).
19 Сравни с тем, что сказано ниже, в книге III, главе XX [ХХI], XXX, настоящего труда.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 456;