ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ IX. 1 Как некогда в Дании (Кранц, "История вандалов", VIII, 23)
1 Как некогда в Дании (Кранц, "История вандалов", VIII, 23). Подобный же пример дает дом Ругии (Кранц, VIII, 12). О пелазгах и фессалийцах смотри у Григоры (кн. VII). Об узанханидах в Персии - у Леунклавия (XVI). Добавь Льва Африканского (кн. II) относительно Тародента и, если угодно, Эрнеста Котмана ("Заключения", XLI, 1 и сл.).
2 Сенека ("Письма", СП): "Некоторые предметы имеют сплошное тело, как, например, человек; иные же сложны, как корабль, дом, наконец, все то. где различные части связаны воедино некоторыми узами; некоторые вещи состоят из объединения частей, тогда как члены их все же отделены один от другого, каковы войско, народ, сенат".
Это заимствовано у Ахиллеса Тация из обращения "К Арату", согласно различению Конона, открывшего созвездие Волоса Береники: "Математик Конон полагал, что телом называется нечто, составляющее непрерывное единство. Такое единство есть дух, проникающий все тело. Сложное же есть то, что не состоит из единого целого; таковы, например, корабль или дом, ибо корабль составлен из многих досок, дом - из многих камней. Есть тела, которые подобны хору, но и эти бывают двух различных видов. Одни состоят из определенного количества тел, число которых легко подсчитать;
другие из неограниченного числа, как, например, народ".
По-видимому, отсюда заимствовано сказанное у Помпония (L. Rerum de usurp, et. usucap.), а также то, что сказано Павлом о статуе, объединенной единым духом (L. In rem. тот же), где подобным же образом он различает между сплошными телами и состоящими из раздельных частей. Теми же понятиями воспользовались. и другие, как, например, Филон ("О мире"): "Целое есть дух, обращенный к самому себе"; и затем: "Целое есть духовная связь, не неразрывные, но трудно расторжимые узы". Смотри также "Арифметику" (Т) Боэция и заметь, что когда мы говорим об "основополагающем принципе" или духе народа, то мы применяем эти слова не в их собственном смысле, как делает Конон, но в "переносном смысле", прибегаем к сравнению, как, например, когда народ мы называем телом. Альфен в комментарии на L. Proponebatur D. de ludicils называет этот дух формой вещи.
3 "Государство есть жизнь города", - говорит Аристотель ("Политика", IV, 11).
4 Пример корабля приводит Альфен в указанном месте: и Ульпиан в комментарии на L. Quid tamen D. quibus ususfructus amittatur замечает: "Говорят, что корабль остается тем же, хотя он весь по частям переделан. Другое дело - если разобран и сложен вновь" (см. так же L. qui. res Aream. D de Solutionibus) Плутарх в жизнеописании Тесея рассказывает: "Тридцативесельный корабль, на котором плыл с избранным юношеством и благополучно возвратился Тесей, сохранили афиняне до самого времени Димитрия Фалерейского путем удаления досок, сгнивших от ветхости и замены их другими так, как они были скреплены; отчего этот корабль послужил примером для философов, спорящих по так называемому вопросу о незаметных изменениях, причем одни считают этот корабль до последних времен тем же самым, другие это отрицают".
В этом спорном вопросе, поднятом философами, юристы благоразумно держались утвердительного мнения. И Тертуллиан, весьма искусный в вопросах права, говорит в слове "О воскресении плоти": "Разбитый бурей или разъеденный гнилью корабль, после того как восстановлены и возобновлены все его составные части, мы часто признавали за тот же самый, тогда как он может похвастать своим постановлением". Следует понимать-при сохранении киля; в этом смысле также применяется слово "разобранный" у юриста Павла (L. inter stipulantem. Sacram. D. de Verb. Oblig.). To же доказывают Предшествующие слова у Тертуллиана, последующие у Павла. Филон ("О мире") пишет: "Не тот предмет, чьи части гибнут, подвержен гибели, но - тот, чьи части гибнут все сразу и одновременно".
5 И Эпихорм у Диогона Лаэртского.
6 Добавь евангелие от Матфея (XXIII, 35) и Деяния святых апостолов (III, 22).
7 Обратное о тех же афинянах говорит Юлиан в "Мизопогоне".
8 Сервий в "Фульдских извлечениях", "На "Энеиду" (кн. I) указывает: "Войско разрушается двояким образом: избиением или рассеянием".
9 Миунт и Витрувия; Гелика и Бурис у Павсания, Страбона, Сенеки в книге "О природе" (кн. V, гл. гл. 23 и 32), а также в "Антологии".
10 Филон в уже упомянутой книге "О мире" заявляет: "То, что состоит из раздельных частей, как стаи, стада, хоры, войска, погибает не в меньшей мере, чем тела, образующие единство из сочетания частей, вследствие разъединения и разложения". Смотри то, что выше сказано о корабле.
11 Смотри у Феста под словом "префектура". Веллей Патеркул (кн. II): "Их право было восстановлено спустя 152 года после того, как по окончании Пунической войны Капуя была превращена римлянами в провинцию". Добавь также примеры, приведенные в тексте и в примечаниях к книге I главе I. VIII, настоящего труда.
12 Император Север даровал муниципальные права населению Александрии, которое жило, не имея своего городского совета, под властью римского судейского должностного лица.
13 Смотри у Ксифилина жизнеописание Севера; у Геродиана, книгу III; добавь то, что сказано ниже в этой книге, главе XXI, VII.
14 Смотри у Зонары.
15 Как обитатели Гелы; переселенные в финтиаду (Диодор Сицилийский, "Пейрезианские извлечения").
16 Как от кельтов и иберов, по словам Диодора, произошли кельтиберы. Смотри, если угодно, по этому предмету Рейнкинга (кн. I, разд. IV, гл. 17, 95) и приведенные там же цитаты.
17 С соблюдением, однако же, должного уважения к метрополии, о чем речь шла в книге I. главе III, XXI. Квинт Курций (кн. IV) говорит: "Карфаген основали выходцы из Тира, неизменно чтившие могилы своих предков".
18 Примеры выборов, произведенных или утвержденных сенатом, мы находим в случаях избрания императоров Адриана, Пертинакса, Юлиана, Севера, Макрина, Максимина, Бальбина, Аврелиана, Тацита, Флориана, Проба, о чем упоминается у Диона Кассия, Спартиана, Капитолина, Лампридия, Вописка. Перед избранием Аврелиана империя находилась шесть месяцев без главы государства, и войско неоднократно оспаривало у сената право избрания императора. В защиту прав сената имеется отличное письмо Альбина у Капитолина и послание сената в пользу Гордиана. Император Макрин в своей речи говорил: "На меня возложена верховная власть. Я. отцы-сенаторы, принимаю временную заботу о правлении, буду держать бразды правления, если вам это будет угодно, как это угодно солдатам". Император Тацит у Вописка в жизнеописании Проба заявляет: "Меня сенат поставил во главе государства по благоразумной воле войска". У того же Вописка Проб говорит: "Правильно и согласно с порядком, отцы-сенаторы, что в минувшем году вашей милостью дарован миру государь и именно из числа вас, ибо вы являетесь владыками мира, всегда ими были и будете в ваших потомках". Майорин обращается к сенату в Новеллах: "Отцы-сенаторы, знайте, что я стал императором благодаря вашему избранию и провозглашению непобедимым войском".
19 Согласно Геродиану, сенат увещевает провинции в лице Гордиана "повиноваться римлянам, которым издревле принадлежала верховная власть и которым многие древние народы по праву оказывали любовь и повиновение". У него же Максим в обращении к солдатам говорит: "Эта верховная власть ведь не есть же достояние одного лица, но издревле она есть достояние римского народа-" этом городе зиждется судьба принципата: мы же с вами, солдаты. избраны на то, чтобы заботиться и иметь попечение о делах верховного правления". Клавдиан пишет о Риме:
Мать, даровавшая нам и войска и законы, повсюду
Власть простирает свою.
20 Зонара свидетельствует о том, что за Римом сохранилось "первенство", так как здесь возникла верховная власть. Аммиак Марцеллин (кн. XIV) говорит о Риме: "Дабы он почитался господином и царем над всеми, сколько ни было стран". Клавдией обращается к Гонорию, пребывавшему в Равенне:
Долго ль останется власть в изгнании от ларов домашних.
И верховенство - блуждать вдали от родимых пределов?
21 Ибо один из консулов назначался городом Римом, и он занимал первое место (Прокопий, "Тайная история").
22 Нерон в четырнадцатой главе "Летописи" Тацита обвиняет свою мать в том, что она "питала надежду на соучастие в верховной власти, на то, что преторианские когорты принесут присягу женщине, к великому позору сената и народа". Приск в "Извлечениях о посольствах" говорил: "Власть в Римском государстве принадлежит не женщинам, а мужчинам". Лампридий после смерти Гелиогабала говорил; "Прежде всего было предусмотрено, чтобы никогда женская нога не вступала в сенат, чтобы голова того, кто окажется виновником в этом, была посвящена и предназначена подземным богам". Требеллий Поллион заявляет Геренниану: "Овладев властью, Зиновия правила государством дольше, чем было прилично женщине".
23 С торжеством коронования, о чем сообщает Зонара.
24 Смотри правило Понтионского собора среди капитуляриев Карла Лысого, а также о Карле Великом у Павла Эмилия (кн. III).
25 Смотри у Виттекинда (кн. I), там же - примечания Менбома, а также смотри договор Карла и Генриха в соответствии с капитуляриями Карла Лысого и примечания мужа весьма проницательного и ученого - Жака Сирмона. Виппо называет западную Галлию латинской, потому что в ней преобладала римская речь, как и продолжает преобладать до сих пор, тогда как зарейнские племена пользуются германским языком.
26 Это замечание принадлежит Приску ("Извлечения о посольствах") и Регино (под годом 816). В завещании Карла Великого сказано ". . . как у кого из трех сыновей родится сын".
27 Достовернейший факт, прямо засвидетельствованный у Виппо в жизнеописании Конрада Салического.
28 Так папа в отлучении Генриха называет отдельно тевтонское и итальянское государства. Смотри привилегию Оттона, данную Альдераму, опубликованную Мейбомом после "Саксонской летописи" Виттекинда. Смотри также "О делах саксонских" (V) Кранца, клятву Оттона, которую Грациан включил в Distinctionem LXIII: "Без твоего совета я не предприму никакого решения или назначения, имеющего отношение к тебе (к папе) или к римлянам".
29 В самом деле, как в Германской империи рейнский пфальцграф и саксонский герцог являются регентами империи, каждый - в своей части. Смотри "Жизнь Людовика XII" Серра.
30 Так во время междуцарствия в Польше архиепископ Гнезненский замещает короля, сидит на королевском престоле как первое лицо среди чинов королевства (Филипп Гонорий, рассуждение "О королевстве Польши").
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 523;