Роль наследственности и среды в формировании различий
Как отмечалось выше, взаимосвязь с внешней средой является одной из существенных характеристик индивидуальности как целостной системы. Кроме того, окружающая среда, наряду с наследственными предпосылками, создает условия для формирования различий между людьми.
Для более глубокого осознания роли наследственности и среды важно рассмотреть современные представления об этих понятиях.
Согласно традиционному взгляду, представленному в учебнике А. Анастази (1958), наследственность складывается из совокупности всех генов, которые передаются индивиду обоими родителями во время зачатия. Каждый индивид получает уникальную комбинацию генов, за исключением однояйцевых близнецов.
Под окружающей средой понимаются все стимулы, на которые реагирует организм: от внутриклеточной и межклеточной среды внутри самого организма до масштабных внешних влияний, с которыми он сталкивается от своего зачатия до самой смерти.
Наследственность и среда включают в себя большое количество разных факторов, взаимодействующих друг с другом в сложном комплексе, который действует на протяжении всей жизни индивида. В процессе этого взаимодействия наследственность определяет устойчивость существования индивида и границы, внутри которых он может развиваться. Среда обеспечивает изменчивость и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.
При рассмотрении вопроса о роли наследственности и среды в формировании различий необходимо принять во внимание ряд более частных положений, связанных с содержанием этих двух факторов.
1. Простое физическое присутствие объектов не означает, что мы относим их к окружающей среде: необходимо, чтобы объект служил стимулом для индивида, оказывал на него влияние. Таким образом, окружающая среда у двух индивидов всегда будет различной, даже если поместить их в одни и те же условия.
2. Не все, что имеется при рождении, относится к наследственности, поскольку пренатальная окружающая среда может влиять на основные характеристики организма.
3. Следы средовых влияний могут быть весьма устойчивыми в психологическом облике индивида, хотя передаваться последующим поколениям генетически они не будут (например, нарушения развития ребенка в результате родовой травмы).
4. Достижения родителей не могут передаваться детям через генетическую наследственность, при этом важную роль играет социальное наследование, под которымпонимается следование культурным образцам (передача акцентуации, например шизоидной, от матери к ребенку посредством холодного материнского воспитания, формирование семейных сценариев).
5. Наследственность влияет на то, что может проявиться через большой промежуток времени после рождения при соответствующих условиях среды. Если таких условий не возникнет, наследственность может не проявиться. Таким образом, было бы ошибкой полагать, что нельзя повлиять на наследуемые качества. Хотя наследственность отвечает за устойчивость вида, большинство наследственных признаков поддается изменению, и даже наследственные болезни не являются неизбежными.
6. Сходство с родителями может зависеть как от наследственности, так и от окружающей среды. Различия между родителями и детьми могут быть также результатом действия каждого из факторов.
7. Если задать вопрос, насколько интеллектуальные или личностные качества зависят от наследственности, а насколько от окружающей среды, то он окажется бессмысленным, поскольку ответов на него столько же, сколько существует индивидов. Необходимо изменить формулировку вопроса и спрашивать не насколько, а как осуществляется это влияние, т.е. какова мера и содержание этих влияний [1, глава 3].
Подобную задачу ставят перед собой авторы интегративных моделей индивидуальности (В.С. Мерлин, Б.Г.Ананьев, Э.А. Голубева и др.). Согласно единому мнению этих авторов, человек одновременно является и представителем биологического вида, имеющего длинную эволюционную историю, и членом общества, которое представляет собой результат исторического развития. Поэтому, рассматривая структуру психологических свойств, принципиально важно принимать во внимание факт взаимодействия биологических и социальных факторов, а также их комплексное влияние на формирование индивидуальности [7, с.132].
8. По мере развития дифференциальной психологии происходит уточнение содержания понятий «наследственность» и «среда». Так, в последнее время наследственность стала пониматься шире. Это не просто отдельные признаки, влияющие на поведение (например, свойства нервной системы), но также и врожденные программы поведения, в том числе, и социального. Программы отличаются от сменяющих друг друга под воздействием среды признаков тем, что в этом случае траектория развития предвосхищена; программа содержит в себе и время ее «запуска», и последовательность критических точек.
Понятие среды тоже изменилось. Это не просто ряд стимулов, на которые индивид реагирует в течение всей жизни (начиная от воздуха и пищи и кончая условиями образования и отношением товарищей). Это система взаимодействий человека и мира, в которой человек, по мере развития своей индивидуальности, постепенно приобретает ведущую роль.
В качестве иллюстрации к последнему утверждению можно привести ортогенетическую концепцию Х.Вернера (ортогенез – это теория развития живой природы). Согласно данной концепции, все организмы рождаются с функциями (в том числе и психическими), зафиксированными на нижней точке своего развития. Взаимодействуя со средой, они приобретают новый опыт, который, в свою очередь, закрепляется в новых функциональных структурах, вновь определяющих минимум взаимодействия, но уже нового качества.
X. Вернер сравнивал организм с актером на сцене: в ходе развития происходит сдвиг от сцены к актеру. Чем выше стадия, тем чаще инициатива исходит от индивида, становящегося все более активным, начинающим манипулировать средой, а не только пассивно на нее откликаться [6, с.42-45].
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 954;