Вопрос 1. Диада как базовая подсистема. Виды диад
Диада - (греч. dias - двоица) - два человека, составляющие подсистему
в какой-либо системе; объединение двух людей с целью развития в процессе общения и совместной жизнедеятельности.
Сюда, в первую очередь, относятся супружеские диады, т.е. мужчина и женщина как брачная пара, а также родительско-детские диады (когда инициатором обращения за помощью является клиент, затрудняющийся в реализации роли родителя) и детско-родительские диады (когда клиентом, не зависимо от возраста, является «ребёнок», чьё благополучие зависит от поведения родителей - обоих или одного из них).
Понимание диады как естественной базовой подсистемы семейной системы вытекает из контекста культурно-исторической психологии С.Л. Выготского, высказавшего идею о «совмещенных психологических системах», т.е. не только мать и дитя могут быть поняты как особое системное образование, но муж и жена, а также муж, жена и дети.
Психолог-консультант оказывает помощь супружеским, родительско-детским и детско-родительским диадам, а также помогает разрешать конфликты в диаде «руководитель - подчинённый».
Вопрос 2. Супружеская диада как естественная базовая подсистема
Семейной системы
Супружеская диада - это такое взаимодействие мужчины и женщины, заключивших брачный союз, при котором, один влияет на другого и находится с ним в «одной упряжке» (супруг и упряжь - однокоренные слова).
Супружеские отношения можно рассматривать как открытую совмещенную психологическую систему, полюсами которой будут являться два суверенных, автономных человека, образующие в результате взаимодействия совмещенный слой бытия. Становясь партнерами по браку, они осуществляют диалог и взаимодействие, чтобы обеспечить формирование некой общности. Цель этого партнёрства - развитие в процессе общения и совместной жизнедеятельности. Только общающиеся имеют возможность установить тесные связи друг с другом, сохраняя при этом свою самостоятельность, т.е. превратиться «из двух разрозненных «Я» в единое «Мы».
Исследования деструктивных отношений и депрессивных состояний в супружеских диадах позволяют сделать вывод о том, что первопричиной (не)благополучия в браке является когнитивная схема каждого из супругов, которая используется для восприятия и объяснения мира и себя в нём. Если в картине мира одного или обоих партнёров по браку присутствуют такие характеристики, как личностная ущербность и негативные ожидания, то вряд ли им удастся избежать депрессии и конфликтов. Их семейная жизнь будет строиться на основе внутриличностного неблагополучия, радиус которого имеет свойство расширяться со временем семейной жизни.
В. Сатир установила, что люди с высокой самооценкой создают вокруг себя атмосферу любви, чистоты, честности, ответственности, сострадания, что, в свою очередь, выступает залогом успешной семьи.
Люди с низкой самооценкой, вступая в брак, закладывают основу неблагополучной семьи, поскольку вносят в межличностные отношения с супругом нотки деструкции. Им проще разрушать брак и себя в нём, чем вкладывать усилия в сплочение семейного союза.
Семья, основанная на неблагополучном браке, похожа на дырявую лодку, пассажиры которой заняты вычерпыванием воды и наведением порядка, вместо того, чтобы устранить течь, т.е. сплотить супружеский союз.
Основываясь на сказанном выше, стратегию консультирования супружеской диады нужно строить так, чтобы, подкрепляя индивидуальность каждого из партнёров по браку и содействуя повышению их самооценки, всемерно усиливать супружеское «Мы».
Но для начала следует установить, насколько супруги солидарны друг с другом и представляют собой диаду (в большинстве современных семей России брак не является диадным, диада распадается вскоре после рождения первенца, тем самым, запуская механизм деструктуризации семьи как системы). Важен также сам факт того, кто является инициатором обращения за помощью. Почему он это делает именно сейчас, а не раньше или позже. Так устанавливается длительность трудной жизненной ситуации и определяется наиболее заинтересованный в изменении положения супруг.
В целях первичной экспресс-диагностики особенностей супружеских отношений в диаде уместны рисуночные тесты, например, семья в круге (тест Э.Г. Эйдемиллера), семья в виде животных, психоскульптура семьи и др. методики, уже известные читателю из предыдущих разделов учебника. А в качестве
домашнего задания может быть предложен совместный просмотр свадебных фотографий и семейных альбомов.
Вполне обоснованной представляется точка зрения, согласно которой проблемы в супружеской диаде порождаются тремя обстоятельствами:
1) различными моделями поведения мужчины и женщины (гендерными различиями);
2) «ошибками» при выборе спутника жизни;
3) поведением в течение собственно супружеской жизни.
Наукой установлено, что мужчина больше живет в мире статусов, а женщина - в мире близостей. В соответствии с этим первые борются за независимость, всемерно оберегая своё достоинство, вторые - за сохранение и достижение эмоциональной близости, опасаясь, прежде всего, отторжения и изоляции. Замечено, что мальчики в своих играх соперничают, определяя иерархию и свой статус в ней. Игры девочек чаще направлены на моделирование отношений, обычно не имеют жестких правил, критериев успешности и предполагают кооперацию.
Нередко конфликты между мужчиной и женщиной возникают из-за принципиально различного понимания общения. Мужчина не любит вдаваться в «незначительные детали» при обмене информацией, считает это мелочью. Для женщины обмен мимолетными чувствами, деталями информации - средство и свидетельство достижения близости. Мужчина чаще сосредоточен на содержании разговора, реже возражает, не спорит по пустякам. Правда, слушает внимательно 10-15 секунд, а потом начинает слушать самого себя и мысленно искать, чтобы такое добавить к предмету разговора. Женщина больше внимания уделяет самому процессу общения, в результате скорее увидит собеседника как личность. Таковы лишь некоторые возможные источники «непонимания» мужчины и женщины, являющиеся потенциальными возбудителями межличностных конфликтов в супружеской диаде.
Часто супружеские конфликты обусловлены личностно-психологической ориентацией. По мнению Э. Фромма, следует различать тех, кто ориентирован на мать (матерински-центрированная личность), и тех, кто ориентирован на отца (отцовски-центрированная личность). В зависимости от этого при образовании супружеских пар возникают несколько вариантов отношений с различной степенью устойчивости:
1) мужчина матерински-центрирован. Он нежен и обаятелен, жаждет опеки и тепла, ждет восхищения. Но при всем при этом он безответственен. Женщина матерински-центрирована. Она стремится опекать и брать на себя ответственность. В браке такие женщины стремятся сделать мужчину своим ребенком, разыграть перед ним роль матери. Такой вариант достаточно устойчивый;
2) мужчина отцовски-центрирован. Он сдержан, держит жену на расстоянии, стремится брать всю ответственность на себя. Женщина отцовски-цент-рированная - жаждет опеки, тепла, восхищения. Она безответственна, ей нужна возможность покапризничать, как при отце. Такой вариант всем хорош. С одной стороны, стремление взять ответственность на себя, с другой - жажда опеки. Недостает лишь тепла и нежности. Этот вариант устойчив примерно на 50%;
3) мужчина матерински-центрирован, а значит, жаждет опеки. Женщина отцовски-центрирована, а значит, сама жаждет опеки. И оба безответственны. Такой вариант неустойчивый;
4) мужчина отцовски-центрирован, а значит, берет ответственность на себя и является (или считает сам себя) хозяином, главой семьи. Женщина матерински-центрирована, а значит, стремится опекать, брать ответственность на себя. При таком варианте основной вопрос супружеской жизни: «Кто в доме хозяин?» Вариант крайне неустойчивый, чреватый конфликтами.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1346;