Метод (буквально – путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
Следует выделить три основные группы методов обучения:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
1 группа методов
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности | По логике передачи и восприятия информации | По степени самостоятельности мышления | По степени управления учебной работой |
Словесные | Индуктивные | Репродуктивные | Под руководством преподавателя |
Наглядные | Дедуктивные | Проблемно-поисковые | Самостоятельная работа обучаемых |
Практические | Проблемно-поисковые |
2 группа методов
Методы стимулирования интереса к учению | Методы стимулирования ответственности и долга |
Познавательных игр | Убеждения в значимости учения |
Учебных дискуссий | Предъявления требований |
Создание эмоционально-нравственных ситуаций | Поощрения и наказания |
Организационно-деятельностные игры |
3 группа методов
Методы устного контроля и самоконтроля | Методы письменного контроля и самоконтроля | Методы практического контроля и самоконтроля |
Индивидуальный опрос | Письменные контрольные работы | Машинный контроль |
Фронтальный опрос | Письменные зачеты | Контрольно-лабораторный контроль |
Устные зачеты | Письменные экзамены | |
Устные экзамены | Письменные работы |
Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании технологически методы определяют как совокупность приемов, обеспечивающих решение задач обучения.
В современных условия большой интерес вызывают технологии активного обучения. Остановимся на них подробнее.
Активное обучение – опора не только на восприятие, память и внимание, и, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление слушателя. Теоретический анализ многообразного опыта его использования показывает, что отличительными особенностями активного обучения по сравнению с традиционным являются:
- принудительная активизация мышления и поведения обучаемых, что предполагает со стороны преподавателя создание таких условий, в которых обучаемый пассивен;
- активность обучаемых (все ее виды) сопоставима с активностью преподавателя;
- взаимодействие обучаемых между собой и/или с преподавателем;
- повышенная степень мотивации, эмоциональности, творческий характер занятий;
- приобретение и/или развитие профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки;
- наличие предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения учебного материала.
В основу классификации положено два признака:
- наличие модели (предмета или процесса деятельности) и
- наличие ролей (характер общения обучаемых).
По признаку воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении все технологии активного обучения делятся на имитационные и неимитационные.
Неимитационные технологии не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. К неимитационным технологиям относятся проблемные лекции, семинар-дискуссия с «мозговым штурмом» или без него, различные дидактические игры, выездное практическое занятие, программированное обучение, письменные работы различного типа, стажировка без выполнения должностной роли.
В основе имитационных технологий обучения лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.
Имитационные технологии делятся на игровые и неигровые. Неигровые технологии представлены большой группой конкретных ситуаций (КС). Кейс-стади – представляет собой изучение и принятие решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Этот метод развивает аналитическое мышление слушателей, позволяет выбирать критерии нахождения оптимального решения.
К игровым имитационным технологиям можно отнести:
- стажировка с выполнением должностной роли;
- имитационный тренинг с использованием тренажеров различного типа;
- разыгрывание ролей (инсценировки);
- игровое проектирование;
- деловые игры;
- инновационно-деловые игры;
- инновационные игры.
Стажировка с выполнением должностной роли предполагает исполнение под контролем преподавателя определенных профессиональных действий в реальных условиях.
Имитационный тренинг направлен на отработку навыков по работе с различными техническими средствами и устройствами.
Разыгрывание ролей (инсценировка) представляет собой игровой способ анализа конкретной ситуации, в основе которой лежат проблемы взаимоотношений и поведения людей. Этот метод направлен на развитие поведенческих умений как социального, так и профессионального характера.
Игровое проектирование представляет собой разновидность процедуры, суть которой состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов, базирующейся на сочетании индивидуальной и совместной работы обучаемых.
Наиболее сложной, синтетической формой активного обучения является деловая игра, представляющая собой имитационно-игровое моделирование функционирования социально-экономических систем и/или их элементов и деятельности занятых в них людей. Она происходит в форме ролевого взаимодействия по установленным правилам в условиях неопределенности или конфликта принятия решений, направленных на достижение желаемого состояния объекта управления.
Возможности применения методов обучения для достижения конкретного уровня знаний
АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА | АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ | УРОВНИ УСВОЕНИЯ | АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА | АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ |
Бригадное обучение | Чтение | |||
Консультирование | 1 уровень – узнавание | Алгоритм | ||
Лекция, рассказ, экспертиза Беседа, демонстрация | Экзамен | |||
2 уровень – воспроизведение | Самокритика, | |||
дискуссия, круглый стол | ||||
Блиц-игры | Лабораторная работа | |||
Группа шума | Учение по тексту, «лабиринт действий» | |||
3 уровень – применение | ||||
Деловая игра, деловая корзина | Прогрессивный семинар, игровое производственное проектирование, «аквариум», дискуссия, обсуждение вполголоса, форум | |||
Анализ критического инцидента | ||||
«Мозговая атака» | 4 уровень – творчество | Инновационная игра, «метод проектов» | ||
АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА | АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ | УРОВНИ УСВОЕНИЯ | АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА | АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ |
Рис. Методы обучения по классификации П.А. Юцявичене.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1393;