Учение о двух церквях.
Лекция 4. Философия средних веков. Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Основные понятия:
Креационизм; Провиденционализм; Апологетика; Патристика; Схоластика; Реализм; Номинализм.
Текст лекции.
Общая характеристика философии средних веков.
Философия средних веков развивается я в период с 9 по 15 в. н.э. И в своем развитии она проходит три этапа:
1. Апологетика
2. Патристика
3. Схоластика
Христианство как религиозная система является предпосылкой и фундаментом средневековой философии. Основные идеи христианства заложили новую парадигму восприятия мира, истории и самого человека.
1. Для христианства был свойственен монотеизм, т.е. единобожие. Теперь Бог не связывается с природными явлениями, человеческими страстями. Бог запределен относительно мира и не сводим не к одному элементу из материального или социального бытия.
2. Принцип креационизма – это идея сотворения, природа не есть вечное бытие, было время, когда было только божественное бытие. Здесь наблюдается отличие от греческой философии, где природа – это то, что существовало всегда.
Бытие – это мир и человек. Сам мир есть условие и необходимость, среда обитания человека. Человек – это цель природы. С точки зрения христианства природа стремится к человеку. При этом человек обладает преимуществом , т. к. он свободное бытие. Человек обладает свободой и возможностью творить. Человек есть образ и подобие Бога. Поэтому человек в центре космоса. Человек царь природы. Человек имеет право выбора: остаться в системе координат с Богом или отказаться и создать свои координаты. Если такое происходит, то происходит грехопадение, т.е. отход человека от Бога.
3. Принцип провиденционализма. Впервые появляется идея истории. История предстает как прямолинейный процесс, от точки грехопадения до восстановления утраченного состояния. В то время как в античности, например, история рассматривалась циклично.
Апологетика.
Само слово апологетика начинает свое развитие с середины 2 века, главная зада данной философии была в защите христианского религиозного комплекса от нападков греческой философии. Христианство по своей сути учение парадоксальное. Так с одной стороны в христианстве Бог един, но в тоже время проявляется в трех ипостасиях: Бог Отец, Бог Сын, и Святой дух.
Самыми известными представителями Апологетики были:
Квинт Тертуллиан.
Он автор знаменитого парадокса «верую, потому что нелепо», «верую ибо абсурдно». Автор таких трудов как: «Апологетик», «О душе», «О молитве».
Впервые Тертуллиан развивает проблему соотношения разума и веры. Так как божество обладает иной природой по сравнению с человеком, то рациональное постижение божества невозможно. Бог выше всякого разума, человеческий разум не может вместить все истину о божестве. Он говорил о необходимости отказа от всякого постижения божества. И то, что не подлежит объяснению, должно быть принято на веру. В этом контексте он противоставляет два центра: Афины и Иерусалим. Афины – это царство рационализма, царство разума. Иерусалим – это царство веры, которое не нуждается в рациональных опорах.
Патристика.
Патристика – это период, связанный с деятельностью отцов церкви. Патристику принято делить на: западную (Западно-Римская империя) и восточную (Византийская империя).
Патристика – это период формирования догматов церкви, вербализации принципов, учений церкви.
Восточная патристика - это прежде всего: Василий Великий, Григорий Нисский.
Григорий Нисский отделяет интеллектуальный мир от чувственного и телесного. Чувственный мир лишается своей материальности. Человек по его мнению, это больше чем микрокосмос. Душа и тело человека сотворены одновременно, но душа переживает тело, а с воскрешением восстанавливается единство. Восхождение к Богу происходит через удаление от всего того, что нас разделяет.
Василий Великий считал целью жизни уподобление Богу, которое невозможно без знания. Именно в познание проявляется любовь к Богу. Знание – это постижение творца, разумение его чудес, соблюдение заповедей. Высшая ступень – это мудрость.
Западная патристика представлена такими именами как: Аврелий Августин Блаженный. Его главными трудами являются: «Исповедь». «О Граде Божьем». Он так же решает вопрос о соотношение разума и веры, и решает его в пользу веры. Но при этом Августин не отрицает роль разума. Религиозная вера вдохновляет и указывает путь разуму. Религиозная вера авторитет для человека.
Кроме того центральной темой его рассуждений является соотношение добра и зла. Он развивает полемику против манихеев (раннехристианская секта, полагающая, что в мире борются два начала: начало добра и начало зла, Бог и дьявол, по силе они равны и они существуют извечно. Зло имеет собственную природу, она не уступает природе божественной). Августин развивает критику согласно которой зло не обладает своим собственным бытием и зло не существует извечно. Оно возникает в результате неправильной реализации свободны человека. Бог – это правда и вера, истина. Бог не несет ответственность за зло. Бог есть мнимая степень добра, умаление добра.
Учение о двух церквях.
Учение о двух церквях называет еще учением о единстве двух градов: исторически видимой и исторической невидимой церкви. Церковь по Августину – это не просто собрание людей, это духовный организм соединенных в вере людей божественной благодатью. Христос – глава церкви, в церковь входят и все умершие, и те, кто захотят в нее зайти.
Но мир не совершенен поэтому, поэтому существует еще и метафизическая церковь, подлинная. Она больше человека и его страстей.
Схоластика.
С 9 по 14 век н.э. развивается схоластика. Само слово исходит от лат. «схолэ» - или школа. Период схоластики – это оформление процесса познания. При монастырях создаются интеллектуальные кружки, которые потом перерастают в университеты. Чтение Священного Писания сопровождается толкованием скрытых текстов. Средневековые схоласты были убеждены, что можно достичь рационального знания о Боге и доказать его существование с помощью логики.
Ярким представителем схоластики был Фома Аквинский.
Святой Римской католической церкви, автор «Суммы теологии». Он развивает учение Аристотеля о форме. Однако форма как сущности вещей и их образцы являются не абсолютными, а лишь идеями божественной мысли. Фома Аквинский является представителем средневекового реализма.
Реализм – это философское представление о том, что существуют некоторые образцы и универсалии до вещей в некотором сверхчувственном пространстве. Реализму противостоит номинализм. Номиналисты напротив полагают, что Бог творит вещи актом воли и никаких образцов нет, нет мира идей, нет универсалий, существуют только единичные вещи.
Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога. Он выводит свои собственные доказательства существования Бога.
1.доказательство от физического движения.
Все, что движется в мире неживой природы получает движение извне, но и это движение имеет причину. С точки зрения Фомы источником этого движения является Бог.
2. доказательство от причины.
Все в мире имеет причину своего существования ( родители – это причина нас). Весь мир имеет причину, причина – это Бог.
3.через возможность
Бытие природы обнаруживает, что все вещи, которые существуют в ней, существуют как необходимые. Вещи могут быть, а могут и не быть. Бытие вещей не имеет безусловный характер. Но есть безусловный источник и это Бог.
4.через рассмотрение степени совершенства в мире.
Все, что существует в мире, обладает той или иной степенью совершенства. Степень совершенства человека превосходит степень совершенства амебы. Почему бы не предположить, что существует нечто совершеннее человека, возможно, это Бог.
5. через целесообразность
Мир упорядочен, организован, гармоничен. но должен быть источник, который все организует – это Бог.
Вопросы к лекции:
1. Каковы основные черты средневековой философии?
2. Что такое провиденционализм?
3. Что такое апологетика? Каких известных апологетов вы знаете?
4. Какие направления патристики существуют?
5. Как решал вопрос о соотношение разума и веры Августин Блаженный?
6. В какой период существовала схоластика? Что такое схоластика?
7. В чем заключалась борьба реалистов и номиналистов?
8. Какие доказательства существования Бога приводит Фома Аквинский.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
ПОСТРОЕНИЕ БАЗИСНОЙ СЕТКИ ЧЕРТЕЖА | | | История античных государств – это история Древней Греции и Древнего Рима. |
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 471;