Уголовная ответственность за коррупционные преступления.
Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна, и, разумеется, не все формы коррупционного поведения подпадают под понятие преступления.
Коррупция проявляется в совершении:
- преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
- административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы);
- дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
- запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами)[89].
Таким образом, под коррупцией можно понимать:
1) подкуп, получение или дачу взятки, иные коррупционные преступления;
2) любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением как для себя, так и для аффилированных лиц (например, своих родственников) выгоды материального характера (имущества, услуг или льгот), а также иной нематериальной выгоды вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу.
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью - властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач, воинское должностное лицо и т.д.), имеющий полномочия и использующий их вопреки законным интересам общества и государства в своих личных интересах или в интересах иных лиц. Полномочия при этом могут быть как постоянными, так и временными. Последние характерны, например, для экзаменатора (во время вступительных экзаменов, сессии) или врача (принимающего решение или участвующего в принятии решения о годности к военной службе).
Как уже было отмечено, в числе существенных признаков, присущих корруптеру, обязательно должен быть признак обладания властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (как материальных, так и нематериальных) по своему усмотрению.
Необходимость привлечения виновных к ответственности за совершение коррупционных преступлений обусловлена повышенной общественной опасностью такого рода преступлений. В результате их совершения денежные средства, имущество, иные выгоды имущественного характера приобретаются должностными лицами помимо установленного в обществе порядка распределения материальных благ, что подрывает авторитет органов власти и управления перед населением.
Помимо этого, привлечение лица к ответственности за совершенное преступление обеспечивает реализацию принципа неотвратимости наказания, формирует мировоззрение населения об уровне деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, оказывает превентивное воздействие.
Нередко коррупционные преступления, нарушая уголовный закон, нарушают одновременно законодательные нормы других отраслей права. Например, при злоупотреблении должностными полномочиями должностные лица принимают решения в пользу определенных юридических и физических лиц и при этом нарушают антимонопольное законодательство, закон о лицензировании, гражданско-правовые нормы, закрепляющие права граждан владеть, пользоваться и распоряжаться собственным имуществом. При этом уголовная ответственность наступает лишь за совершение уголовно-противоправных деяний, т.е. предусмотренных уголовным законом.
Действующее уголовное законодательство не содержит отдельной главы, предусматривающей уголовно наказуемые деяния коррупционной направленности. В то же время, существует ряд критериев, по которым можно выделить таковые из числа уголовно наказуемых деяний:
- в процессе их совершения незаконно используются полномочия, предоставленные виновным лицам по службе;
- обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
- преступление совершается только с прямым умыслом (лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления).
Субъектом преступлений рассматриваемой категории в большинстве случаев является должностное лицо, т.е. лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Нередко к уголовной ответственности привлекаются и граждане, совершившие дачу взятки должностному лицу за совершение определенных действий (бездействия) в свою пользу.
В наибольшей степени коррупционным проявлениям подвержены сферы образования, здравоохранения, соцобеспечения, реже выявляются преступления, совершенные должностными лицами органов власти и местного самоуправления. К сожалению, в последнее время нередки случаи привлечения к уголовной ответственности и сотрудников правоохранительных органов, на которых возложена обязанность по борьбе с преступностью[90].
В целях исключения ошибок при квалификации преступного деяния важно знать, что общие нормы не должны оказаться в противоречии со специальными, Для этого им надлежит содержать те признаки, которые полностью распространяются на все специальные нормы, не входя с ними в противоречие. Совокупность преступлений отсутствует при идеальной, но не реальной совокупности общей и специальной нормы, а ч. 3 ст. 17 УК РФ указывает, что если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме.
В связи с этим возникает потребность в оценке общих норм. В УК РФ они представлены в примечаниях, например ст.285 УК РФ. Их можно отнести к разновидности общих норм, так как они применяются без санкции и только для квалификации деяния. В таком случае законодателю следует обратиться к общим нормам для квалификации преступлений коррупционной направленности и внести изменения в УК РФ в виде примечаний.
Следовательно, в основе квалификации преступлений коррупционной направленности прежде всего должно рассматриваться лицо, наделенное определенными правами и которое, злоупотребляя своими служебными полномочиями, вопреки интересам службы, из корыстных побуждений совершает преступное деяние. Данное обстоятельство должно иметь значение и для ужесточения санкций при вынесении приговора по коррупционным преступлениям . Грамотность и точность квалификации при конкуренции уголовно-правовых норм позволит избежать юридических ошибок при применении норм уголовного права в практической деятельности органов предварительного расследования и суда[91].
Вопросы для повторения:
1. Уголовная ответственность за бандитизм.
2.Уголовная ответственность за участие в преступной организации.
3.Уголовная ответственность за коррупционные преступления.
Резюме по теме:
Возникает потребность в оценке общих норм. Следует как можно глубже изучить уголовное законодательство, чтобы понять природу организованной преступности, и применять эти знания на практике.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 3745;