НАУКА И ТЕХНОЛОГИЯ В КОНЦЕ XX ВЕКА
Наука и технология как причины глобальных проблем и средство их решения. Революция в биологии. Генная инженерия и биотехнология. Нанотехнология. Синергетика как новое мировидение. На пороге психологической революции. Психотехнологии. Этические аспекты новых технологий. Научная и техническая деятельность общества в современной картине мира. Концепция космической антропоэкологии. Цифровая революция. Наука на пороге XXI века: становление новой формы научного знания, интеграция с древневосточной мудростью.
Н |
ынешнее столетие знаменито целым рядом научных, технических и технологических достижений, которые носят двойственный характер, ибо они принесли пользу и одновременно породили новые проблемы. Успехи в области физики, химии и космотехники позволили овладеть микро- и макрокосмосом, что значительно продвинуло научно-технический прогресс. Вместе с тем они предоставили человечеству Средства для самоуничтожения в контексте ядерной и космической войн. Не менее значимо и то, что ранняя история электронно-вычислительных-машин переплетается с развитием радаров и атомного оружия в период второй мировой войны. Первый электронный компьютер ЭНИАК, собранный для армии США, вступил в строй в 1946 году. Он содержал 18 000 электронных ламп, весил 30 т и потреблял 50 000 Вт энергии. 40 лет спустя компьютер содержал всего лишь микрочип в 25 квадратных миллиметров, работал в 100 раз быстрее и был в 10000 раз надежнее, а потреблял всего 1 Вт электроэнергии. Это стало следствием изобретения транзистора в «Белл лабораторис» (США) в 1947 1948 годах, которое возвестило о начале цепи развития, считающейся многими величайшей революцией в истории технологии. «Безусловно, изменения в производственных технологиях, вызванные использованием микроэлектроники, - подчеркивает М.Тейч, - далеко превосходят новаторство технологий, которые возникли и развились в период промышленной революции». Сейчас в "историческом процессе на передний план выдвинулись наука и технология, которые генерируют проблемы, в том числе и глобальные (экологические, демографические, наркомания, СПИД, истощение невозобновляемых ресурсов и пр.), и стремятся решить их.
Достижения современной науки и технологии помогают человечеству в условиях глобальных проблем современности увидеть альтернативу выживанию. Таковой может быть синтез достижений микроэлектроники, информационной технологии и генной инженерии. Органический мир возникает, развивается, воспроизводится и совершенствуется естественным путем, однако жизнь живых существ быстротечна. Рассматривая эту проблему, отечественный ученый В.Д. Дорфман замечает: «Удастся ли когда-нибудь совместить вечность кристалла и самовоспроизводимость белковых организмов в едином совершенном сверхорганизме - величайший вопрос, на который предстоит ответить, быть может, уже следующему веку»- Он занимается радиоэлектроникой, ее новейшими направлениями, в т. ч. и развитием биокомпьютерных систем, и считает, что необходимо использовать достижения электроники и биотехнологии, физики твердых тел и информатики для совер-шенствовашм человека.
Уже сейчас биоэлектроника достигла на этом направлении достаточно ощутимых результатов. Например, для слепых созданы миниатюрные телевизионныекамеры, встроенные в очки. Принятое ими изображение подвергается обработке суперминиатюрной ЭВМ, трансформируется в электрические сигналы и передается в мозг человека по вживляемым в него электродам, которые покрыты протеином. И хотя полученное изображение не совсем ясно, слепой человек получает возможность ориентироваться в пространстве, различать темноту и свет. Аналогично можно использовать результаты генной инженерии и биотехнологии не только для того, чтобы решить продовольственную проблему, но и - экологическую и т.д.
Для нас существенно то, что во второй половине нашего столетия произошла «биологическая революция», положившая начало «новой биологии», важное место в системе которой занимает генная инженерия. В отличие от предыдущих эпох развития человечества с его многообразием культур, когда человек манипулировал генами большей частью бессознательно, сейчас появилась вполне реальная возможность (и это принципиальная возможность) создания человека по генетической инструкции в лабораторных условиях. Мы не говорим уже о том, что методами генной инженерии получают растения и животных с некоторыми заранее запрограммированными свойствами. Так, в настоящее время российскими учеными методом тончайшей генной инженерии уже получили более 100 новых типов животных (овец, кроликов и пр.). Генная инженерия является культурной инновацией, ибо она есть прямой результат длительного развития европейской культуры вместе с такой ее специализированной сферой, как современная наука. Генная инженерия поистине культурная инновация, ставшая уже социокулътурным фактом, гак как затрагивает практически все сферы и пласты культуры и социальной жизни: возможности и последствия ее имеют отношение к преобразованию природных биосистем, к экономике, правовым нормам, идеологии, политике, нравственным ценностям, религиозным принципам, эстетическим ориентациям, идеалам гуманизма и пр. Генная инженерия заставляет нас изменять представления о взаимосвязи между миром природы и социкультурным миром (понятно, свой вклад сюда вносят экология, социобиология и другие дисциплины), очевидно, в ближайшем будущем они претерпят кардинальные изменения.
В основе генной инженерии и лежит знание о свойствах ДНК, полученное благодаря исследованиям в области молекулярной генетики, занимающейся расшифровкой не только генетического кода, но также тонкой и сверхтонкой структур нуклеиновых кислот. Разработке методов генной инженерии способствовали достижения в области вирусологии (исследования бактериофагов), бактериологии (углубленное изучение физиологии, генетики и молекулярной биологии кишечной палочки, а также изучение плазмид - небольших кольцевых молекул ДНК) и энзимологии (открытие ферментов рестрикции). Накопленные знания в названных областях современной биологии позволили создать генную инженерию, причем решающую роль здесь сыграла молекулярная биология.
Именно она раскрывает перед генной инженерией новые перспективы, что особенно ярко видно в наше время. Эта отрасль науки получила начало свыше 40 лет назад, когда Дж.Уотсон и Ф.Крик создали модель пространственной структуры (двойной спирали) дезокси-рибонуклеиновой кислоты (ДНК). С тех пор акцент научных исследований переместился на изучение молекулярной основы генетического разнообразия и стандартизацию методов получения новых сочетаний генов путем техники так называемых рекомбинантных ДНК, когда ученые с помощью фрагментов ДНК кольцевой формы (плазмидного вектора) осуществляют генный сплайсинг. Эта методика открыла новый простор генной инженерии и привела к созданию трансгенных организмов, т.е. организмов, содержащих генетический материал, в который был искусственно введен фрагмент ДНК из другого, неродственного организма. Такие методы уже используются в производстве инсулина, ип-терферона и гормона роста человека. Хотя термин «биотехнология» включает широкий диапазон приемов, связанных с клеточной и тканевой культурой, размножением микроорганизмов и ферментацией, ее главную основу на сегодняшний день составляет генная инженерия.
«У современной биотехнологии, сочетающей в себе обычные и молекулярные методики,- подчеркивает М.С. Сваминатхан, есть все основания стать крупной отраслью. Помимо уже существующих областей применения, таких, как здравоохранение и медицина, намечается ее широкомасштабное использование в сельском хозяйстве, промышленности, энергетике, экологии и освоении космоса». Возможно, что биотехнология в XXI в. окажет решающее воздействие на увеличение производства продовольствия и другой сельскохозяйственной продукции на сокращающихся площадях обрабатываемых земель и с меньшим расходом воды. При этом сократятся вредные воздействия на окружающую среду минеральных удобрений и пестицидов, применяемых сегодня для получения оптимальных урожаев высокоэффективных сортов риса, пшеницы, кукурузы и других культур.
»,В настоящее время в разных частях света проходят полевые испытания растений, полученных грансгенным путем. Уже сегодня с помощью рекомбинантных ДНК получены микроорганизмы, помогающие бороться с разлившейся нефтью. Появились биовосстановительные технологии, широко использовавшиеся для решения проблемы «нефтяных озер», образовавшихся в 1991 г. в ходе войны в Персидском заливе. «Одним словом, биотехнология открыла неисчерпаемые возможности целенаправленного использования биологического многообразия» (М.С. Сваминатхан).
Одной из перспективных новейших технологий является нанотехнолог ия, рожденная в последнее время. Согласно толковому словарю нанотехнология - область знания, занимающаяся процессами и явлениями, происходящими в мире, измеряемом нанометрами миллиардными долями метра. Для наглядности следует представить, что один нанометр составляют расположенные вплотную один за другим самое большое 10 атомов. Еще в 1959 году крупный американский физик Р.Фейнман высказал предположение, что умение строить электрические цепи из нескольких атомов могло бы иметь «огромное количество технологических применений». Однако это предположение никто не воспринял всерьез, сочли такое высказывание очередной шуткой будущего нобелевского лауреата, уже известного своими многочисленными розыгрышами.
Однако Р.Фейнман отнюдь не шутил - сейчас в разных странах проектируют, строят машины и устройства, компоненты которых в 10 - 100 раз тоньше человеческого волоса и которые являются гигантами в мире нанотехнологии. На II Международной конференции по нанотехнологии, состоявшейся в Москве, ее участники говорили о скором появлении агрегатов, которые будут на порядок меньше. В своей статье «Света и тени наномира» С.Зигуненко перечисляет целый ряд устройств, созданных методами нанотехнологии. Так, в последние годы специалистами созданы экспериментальные переключатели из одиночных атомов. Манипулировать отдельными «кирпичиками» вещества им позволяет уникальный научный инструмент ~ сканирующий туннельный микроскоп (СТМ). С помощью тончайшего острия и электрических полей они могут перебирать атомы и молекулы поштучно. Это публично продемонстрировали Дон Эйглер и его коллеги из лаборатории Альмаден (штат Калифорния), разместив несколько атомов ксенона на металлической подложке так, чтобы они образовали сокращенное название их фирмы 1ВМ высотой всего 5 Нм. Столь мелкими буквами в принципе можно вписать содержимое более 100 млн томов всех мыслимых справочников на пластинку с журнальную страницу.
Фирмой «Хитачи» создан первый одиночный туннельный транзистор на основе кремния, который манипулирует отдельными электронами и действует лишь при сверхнизких температурах, обеспечивающих режим сверхпроводимости. Предполагается, что подобного рода приборы, занимающие площадь не более 10 м2, будут функционировать и при комнатной температуре. «Скатертью-самобранкой атомного века» назвал молекулярную сборку устройство, созданное в НИИДельта», - отечественный исследователь П.Лускино-вич. Усовершенствованный агрегат такого типа из атомов и молекул окружающей среды (воздуха, воды и почвы) будет собирать, синтезировать все, начиная от еды и напитков и кончая уникальными ювелирными изделиями. По мнению П.Лусиновича, прототипы подобных агрегатов могут быть «смонтированы» в конце нашего столетия.
Основанием для данного утверждения служат проводимые в нашей стране и за рубежом в десятках институтов работы по кластерной химии, где исследователи изготовляют различные виды крошечных шариков или трубок, содержащих от 10 до 1000 атомов. Самые знаменитые среди кластеров - бакиболлы, или фуллерены, - углеродные структуры, по форме напоминающие футбольный мяч. Впрочем, совсем недавно были получены и бакитьюбы - кластеры в виде полых трубок-капилляров, а также металло-карбогедрены - клеткооб-разные молекулы, содержащие в себе атомы как металлов, так и углерода. «Подобные структуры могут быть полезны для создания микроконденсаторов и других электронных компонентов, - считает открыватель фул-леренов Р.Смолли, работающий в Хьюстонском университете Раиса. - А вообще список возможных применений кластеров почти бесконечен». Мы не говорим уже о том, что в США сейчас уже просчитывают возможности использования нанотехнологии в военных целях.
В конце XX столетия быстрыми темпами идет развитие новой междисциплинарной науки - синергетики. Ее методологическое значение для теории и практики различных областей человеческой деятельности вытекает из того, что она представляет собою новое мирови-дение, т.е. синергетика дает принципиально новое видение мира и новое понимание процессов развития природы и общества.
В основе синергетики лежат идеи системности, или целостности мира и отражающего его научного знания, общности закономерностей развития всех уровней материальной и духовной организации, нелинейности, либо многовариантности и необратимости, глубиннойвзаимосвязи хаоса и порядка, кооперативного взаимодействия отдельных частей какой-либо неупорядоченной системы (принцип синергизма). Сама синергетика как наука была создана зарубежным ученым Г.Хакеном, однако она в связи с интенсивным развитием достаточно быстро превратилась в мировидение и вызывала глубокую и масштабную научную революцию.
Синергетика как мировидение обладает значительным гуманистическим и эвристическим потенциалом, так как ее идеи позволяют выделить нечто общее, взаимоподобное в процессах развития сложных физических, химических, биологических, политических, экономиче-» ских и прочих социальных систем. На основе этого выделения появляется возможность просчитывать оптимальные для человека пути развертывания событий и тем самым получить рычаги управления процессами развития. Осознание такого рода возможности способствует выживанию человека в непростой ситуации конца нашего столетия с ее множеством грозящих катастроф: ядерной, экологической, генетической, биологической, социальной и пр. Именно синергетика дает надежду на решение возникших в связи с этими угрозами задач выживания мировой цивилизации. Эффективность синергетики заключается в том, что она в различных по своей природе процессах (физических, химических, биологических, социальных и т.д.) вычленяет общие механизмы самоорганизации.
Именно эти механизмы самоорганизации позволяют управлять процессами, где уже не действует в качестве методологической основы классический, лапласовский детерминизм. Такого рода программное управление выглядит с современной точки зрения, по остроумному замечанию И.Пригожина, почти как «карикатура на эволюцию». В данном случае адекватным является управление, ориентирующееся на представление о сложном характере природной, технической и общественной системы, чья целостность обусловлена когерентным взаимодействием частей системы между собой. Эти сложные системы отличаются от традиционных кибернетических систем малодейственной причинно-следственной связью в виде однозначного реагирования на стимулы внешней среды. Иными словами, поведение системы любой природы не может быть запрограммировано единственным, однозначным способом, оно является по своей сути поливариантным и зависит от собственной внутренней связности, когерентности элементов.
Сейчас на смену индустриальной цивилизации приходит постиндустриальная, что позволяет говорить о революции в человеческой психике на пороге XXI века, о чем писал в начале нашего столетия Р.Бекк. Он подчеркивал, что человечество ожидает три революции, а именно: научно-техническая («материальная», по его выражению), социальная и психическая. Это предвидение уже начинает сбываться, ибо сейчас внимание акцентируется на целостном подходе к исследованию реально существующего класса ультрасознательных надындивидуальных явлений, касающихся проблем дискретности-непрерывности сознания и взаимоотношения функцйбнирования человеческого мозга и психики. Чтобы решить эту фундаментальную проблему, был выработан целый ряд понятий: «врожденные идеи» (Р. Декарт), «космическое бессознательное» (Судзуки), «космическое сознание» (Э. Фромм), «коллективные представления» (Э.Дюркгейм и Л.Леви-Брюль), «бессознательные структуры» (К.Леви-Сгросс и М.Фуко), «бессознательное как речь Другого» (Ж.Лакан), «архетипы коллективного бессознательного» (К. Юнг). Все они связаны с революцией в психике человека, формирующимися новыми межличностными отношениями между индивидами.
Ряд исследований свидетельствует в пользу положения, что XXI столетие будет «веком Сознания» (П.Рассел). Ведь еще У.Джемс, К. Юнг, А.Маслоу и др. утверждали, что межличностное общение, религиозный опыт, приводящий к состоянию «озарения», являются показателем психического здоровья и весьма распространены. Способы их достижения - молитвы, медитации и пр., причем речь идет о повсеместном распространении этой техники, о включении ее в повседневную жизнь, т.е. о «психотехнологии». Она будет главной ареной научных исследований в ближайшие десятилетия. Это нужно для увеличения опыта «озарения», для ускорения самореализации и духовного роста индивида. Конечная цель психотехнолопш состоит в обеспечении возможности эволюционного изменения. Речь идет, замечает П.Рассел, о необходимости «духовного обновления, повсеместного изменения в сознании способом, открытым для нас великими мистиками и проповедниками вековечной философии», а также теми, чья цель - самореализация, самовыражение личности, будь то йог в Гималаях или клерк в лондонском офисе. Именно они «помогают изменить мир на наиболее глубоких началах», так как участвуют в дальнейшем развитии высочайших состояний сознания существенной части всего эволюционного процесса.
Сама революция в человеческой психике обусловлена приходом постиндустриальной цивилизации. Так, американские исследователи X. и М.Аргуэлес обращают внимание на поворотный момент в развитии современного человека, когда совершается переход к жизни по закону «Мандалы»: «Жизнь по закону Мандалы -это процесс, посредством которого полюса личных и общественных интересов объединяются, создавая прочный союз. Насколько отдельная личность начинает видеть, постигать и понимать себя как уникальное отражение и вместилище сил и энергий природного единства человек сознательный микрокосм, - настолько она и действовать будет, как посредник, реализующий излучающиеся энергии и привлекающий других и их энергии к себе. Он становится сознающим центром. Его притягательная сила не создает группу приспешников вокруг него, но медленно внушает это понимание другим и приводит к тому, что помогает всем держаться вместе в качестве сознательных центров, по свойственной каждому неповторимой ролью и универсальным сознанием и способностью к дальнейшему преображению». Отсюда следует, что человек начинает испытывать пределы своих возможностей, что с необходимостью влечет за собой революцию в психике индивида. В связи с начавшейся революцией в психике человека сейчас интенсивно разрабатываются различного рода психотехнологии, чтобы управлять поведением индивида. Человек в нынешних условиях находится под мощным воздействием техногенной информационной и информационно-психологической среды. Развитие технической цивилизации вызвало эффект отключения способности мозга человека сознательно контролировать воздействующие на него информационные потоки. Тем не менее эта неконтролируемая часть информации воспринимается мозгом и психикой, что изменяет состояние и поведение человека помимо его воли и желания.
Высшей управляющей системой в живом организме является психика и поэтому, искусственно изменяя ее эмоциональные структуры, можно управлять не только комплексом убеждений и представлений, но и соматическими процессами. На уровне сознания субъекта это обычно отражается как вера, убежденность, устойчивое представление, мнение и пр., что образует «ядро» личности - образ «Я» со всей многомерностью его отношений с окружающими реалиями. Существенным является то, что эти отношения можно изменять искусственно при помощи психотехнологий. «Психотехнологии являются качественно новым этапом развития науки и техники, - пишут в своей книге «Психотехнологии» И.Смирнов, Е.Безносюк и А.Журавлев, - и позволяют определять причины многих нарушений психики и тела и производить нелекарственную коррекцию здоровья. Все имеющиеся резервные возможности, способности любого человека начинают развиваться, совершенствоваться в желаемом для него направлении. Современные компьютерные психотехнологии - это уникальные, совершенно безопасные, прецизионно точные, экологически чистые технологии профилактики и улучшения здоровья и совершенствования человека. Они позволяют эффективно и быстро решать задачи, связанные со здоровьем человека, ускорять, интенсифицировать и усиливать прочность усвоения информации в процессе обучения детей и взрослых, решать задачи профессионального отбора, профориентации и профпригодное™,проводить постоянную текущую профилактику стрессов и переутомления и снимать утомление, т.е. снижать вероятность опасных ошибок в ответственной работе, интенсифицировать работоспособность человека, предупреждать и устранять конфликты в коллективе».
Однако компьютерные психотехнологии могут быть использованы для модификации памяти индивида в нежелательном для него направлении, что влечет за собой значительные последствия (не следует забывать, что в определенном смысле личность это память) в индивидуальном и социальном аспектах. Эти последствия уже просматриваются на уровне обыденной жизни - достаточно вспомнить воздействие рекламы, осуществляемой средствами массовой информации. Сейчас появилось специфическое направление мифодизайн -проектная, междисциплинарная социально-художест-венно-экономико-прогностнко-управленческая деятельность, чьи особенности рассматриваются в книге отечественного исследователя А.Ульяновского «Мифодизайн рекламы». Используя технологии мультимедиа « виртуальной реальности, мифодизайн фактически управляет поведением человека. Более того, путем конструирования информационно-коммуникативной среды мифодизайн позволяет создавать искусственного человека. В своей последней книге «Глобальный человей-ник» А.Зиновьев, прекрасно изучивший жизнь современного западного человека, показывает его искусственную природу, сформированную всеми условиями потребительского общества с его развитой рекламой, использующей новейшие информационные технологии. Ведь психотехнологни и мнфодизайн нацелены на модификацию внутреннего мира человека, на трансформацию его индивидуальной памяти для целей, необходимых всей социальной системе Запада (это сейчас происходит н в России).
Современные психотехнологин, ориентированные на распространение социальных мифов, являются весьма эффективным средством воспроизводства искусственного человека для властвующей элиты Запада. Одним из таких мифов является широко используемая Западомконцепция о тоталитарной системе, к каковой наряду с нацисткой Германией относится и Советский Союз. Этот социальный миф изложен в фундаментальном труде Х.Арендт «Истоки тоталитаризма», причем этот миф отнюдь не является просто некой теоретической конструкцией - он эффективно использовался в качестве психологического оружия для разрушения Советского Союза, а также для маскировки «тоталитарной» сущности демократического Запада. Французский ученый с мировым именем С.Московичи в своей книге «Век толп» пишет: «Понятию тоталитарной системы, культа личности или авторитарного режима я предпочитаю понятие западного деспотизма, как более откровенное... этот тип власти привлекает средства коммуникации и использует их как нервную систему. Они простирают свои ответвления повсюду, где люди собираются, встречаются и работают. Они проникают в закоулки каждого квартала, каждого дома, чтобы запереть людей в клетку заданных сверху образов и внушить им общую для всех картину действительности... внешнее подчинение уступает место внутреннему подчинению масс, видимое господство подменяется духовным, незримым господством, от которого невозможно защититься». Однако отечественные исследователи И.Смирнов, Е.Безносюк и А.Журавлев разработали программу защиты психики человека от нежелательных информационных воздействий. Иными словами, современные психотехнологии можно использовать как для управления поведением индивида, так и для защиты его от внешних влияний.
Наука всегда опережает жизнь, ритм которой определяется традициями права и морали, а также обычаями повседневности. Генетическая и эмбриональная инженерия совершают кардинальные изменения в наших представлениях о происхождении и эволюции жизни, однако возникающие в ходе их развития проблемы выходят за рамки биологии и медицины, они затрагивают сферы права и морали, приобретают совершенно иное измерение экзистенциального характера. Результат развития информационных технологий - электронное чудоИнтернет» - тоже порождает целый ряд юридических и этических проблем. Возьмем сеть «Интернет», о которой много говорят в связи с ее заметным влиянием на социальную, экономическую, политическую и культурную деятельность. Английский ученый М.Вуллакотт отметил «чрезвычайные надежды, возлагаемые на «Интернет», которые приобретают любопытный религиозный оттенок»: «Она нова, она всепроникающа. Она, подобно Святому Духу, невещественна и все же присутствует всюду. Она переносит своих пользователей невесомо и без усилий в пределах своей реальной географин. Вначале была Сеть? Однако, как нам дают понять, эта новая форма коммуникаций повлечет взрыв развития, распространение знаний и средства для всемирной демократии, необходимой миру. Тем не менее посулы Сети туманны, а реальность трудного сегодня и, возможно, еще худшего завтра ясна». Действительно, распространение числа пользующихся «Интернетом» ведет к тому, что начинают разрушаться традиционные представления морали, делаются неэффективными правовые нормы.
Другой пример - «Проект генома человека», наталкивающийся на правовые, коммерческие, этические и другие проблемы. Так же как и в случае с «Интернетом», интерес представляет участие после 1945 года американского правительственного учреждения - министерства энергетики - в проблемах человеческой генетики. Изучение вопроса о генетических последствиях радиации вслед за проведением бомбардировок Хиросимы и Нагасаки постепенно переросло в многосторонний и многоступенчатый проект, по которому к 2005 году предполагается определить последовательность и провести всеобъемлющий анализ примерно 3 млрд пар оснований человеческой ДНК.
Участники этого проекта утверждают, что он приведет к «пониманию сущности человека» и «определяющей силы, стоящей за историческими событиями». Меньше внимания они уделяют словам одного из собственных коллег - Р.Уэйнберга, профессора биологии в Массачусетском технологическом институте и члена
Уайтхедовского института биомедицинских исследований: «Как биолог, я считаю эту перспективу горькой пилюлей, биологическая революция последних десятилетий проявила себя восхитительно и, без сомнений, принесет огромную пользу. Но, как в большинстве случаев, связанных с новыми технологиями, мы заплатим дорогую цену, если не учтем темных сторон «Проекта генома человека». Мы должны создать этику, которая поощряла бы нашу человеческую способность выйти за рамки биологии и лелеяла нашу спонтанность, непредсказуемость и индивидуальную неповторимость. В настоящий момент я нахожу себя и свое окружение плохо подготовленными для того, чтобы ответить на вызов». Здесь имеется в виду образ Франкенштейна, вобравший в себя все негативное, что несет с собой научно-технический прогресс.
В век ядерной энергии, компьютеров, космической техники и генной инженерии образ Франкенштейна приобрел особую актуальность, он используется в научных работах, публицистике, литературе и т. д. Сейчас можно задать вопрос: не уподобится ли человечество, получившее в свои руки генную инженерию (и более широко, биотехнологию), Франкенштейну, павшему жертвой своей победы над силами природы? В массовом сознании начинает укореняться мысль, что генная инженерия по своим социокулътурным последствиям носит двойственный характер - «демон» Франкенштейн и «добрый волшебник» Гол ем, находящийся под контролем человека. В связи с этим возникает весьма сложная и неоднозначная проблема соотношения морали с наукой, техникой и технологией. Известный философ науки Э.Агацци в своей монографии «Моральное измерение науки и техники» подчеркивает, что решение данной проблемы требует различения познавательной свободы науки, безграничной по своей сути, и ее свободы как действия, когда она ограничивается с позиций моральных ценностей. Иными словами, четко сформулированные моральные нормы должны регулировать научную деятельность, ее прикладной характер, выражающийся в технике и технологии, что влечет за собой«системное» согласовывание различных ценностей, предполагающего с необходимостью ответственность научного сообщества относительно существующих в обществе эстетических, экономических, религиозных, политических и иных ценностей.
Для понимания позитивных и негативных последствий научно-технического прогресса необходима картина мира, в которой отражена научная и техническая деятельность современного общества.
Методологическому анализу понятия «картина мира» и его роли в структуре обоснования познавательной и иной человеческой деятельности посвящены многочисленные исследования, количество которых за последние десятилетия существенно возросло (достаточно привести интересную монографию В.С. Степина и Л.Ф. Кузнецовой «Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации»). При этом исследуются различные аспекты и уровни общих представлений о мире, типизируются разнообразные картины реальной действительности. Так, выделяют общую картину мира (ОКМ) и общую научную картину мира (ОНКМ). Последняя представляет собой синтез знаний о мире, получаемых в специализированных областях науки. Особо рассматривают естественнонаучную картину мира, под которой понимают систему общих представлений о структуре и развитии природы. Выделяются также целостные картины, отражающие отдельные аспекты и уровни реальности, исследуемые специальными науками. Такие частные системы представлений об объективном мире называют специальными картинами мира (СКМ).
Одна из СКМ характеризует мир как предмет физических исследований. Физическая картина мира (ФКМ), как показал В.С. Степин, занимает особое место среди других СКМ; она оценивается в естествознании начиная с его возникновения и по наше время как схематизированный образ всего мира, т. е. во многих случаях воспринимается и истолковывается как некий эквивалент ОНКМ, хотя это является некорректным. Широко представлены в литературе проблемы формирования иисторического развития современной общей картины мира (ОКМ) как универсального целостного образа действительности, доступного для всеобщего понимания и регулятивного использования и не сводимого полностью к ОН КМ, поскольку наука, как подчеркивают П.И. Дышлевый и Л.В. Яценко, оставаясь совокупностью теорий, научных дисциплин и направлений, оперирующих системой абстракций и идеальных объектов, не может дать целостной картины мира. ОКМ должна формироваться, по их мнению, при участии обыденного (дотеоретического), мифологического и художественного сознания и ассимилировать результаты познания, полученные во всех видах творчества.
По мнению Б.И. Козлова, высказанному в его монографии «Возникновение и развитие технических наук: опыт историко-технического исследования», для обоснования деятельности по прогнозированию, планированию и управлению научно-техническим развитием общества важно не столько построить еще одну специальную или общую - картину мира, сколько пересмотреть и перестроить существующую ОКМ, включить в нее новые, вытекающие из историко-теоретичес-кого анализа технических наук представления о них и их месте в жизни общества и функционировании природы. Иными словами, необходим пересмотр исторически сложившихся общих оснований научно-технической деятельности общества, приведение обобщенного образа мира в соответствие с реальной действительностью второй половины XX в. и той ролью, которую играет в ней научное знание о технике, коренным образом изменившее всю систему взаимосвязи природы и человека.
Современная картина мира, в которой находят место и техника, и разнообразные последствия ее расширяющегося производства и применения, отображает не только области действительности, непосредственно входящие в техносферу, но весь мир, каким он стал в условиях НТР. Историко-теоретичесюш анализ технических наук, проведенный Б.И. Козловым, показал, что их развитие протекает в контексте истории культуры и имеет нарастающие глобальные последствия. Отсюда им выдвигается необходимость новой теоретической концепции, в соответствии с которой перегруппировываются ранее известные элементы прежних представлений о мире, отбрасываются некоторые устаревшие знания, нормы и идеалы деятельности, привлекаются и выстраиваются новые знания и представления, возникающие в сфере познания, историко-теоретического и фило-софско-методологического анализа и прошлого, и реальной действительности, а также в других областях духовной деятельности людей. В качестве такой концепции по отношению к формируемой в условиях современности новой картине мира он предлагает систему теоретических и эмпирических знаний и представлений, получившую наименование космической антропоэкологии.
Определение понятия «космическая антропоэколо-гия» (КАЭ) еще не установилось и потому истолковывается не всегда одинаково. Так, достаточно часто она определяется как учение об экологии человека, учитывающее наряду с земными также и космические факторы жизнедеятельности людей. Понимаемая в этози узком смысле КАЭ стала предметом биологических, медицинских и космотехнических исследований. В то же время при обсуждении проблем КАЭ в дискуссии все чаще анализируются вопросы, явно выходящие за рамки только что приведенной ее трактовки. Определяя КАЭ как комплекс наук о среде обитания, здоровье и эволюции человека в земных и неземных условиях космического пространства, В. П. Казначеев одновременно подчеркивает, что космическая антропоэкология должна стать тем фокусом космического природоведения, в котором будут сосредоточены новые пути развития естествознания как единой интеграпшной науки, откуда произойдет обогащение многих других направлений науки и практики такого масштаба, который сегодня мы, вероятно, не можем предвидеть и оценить в полной мере. Если к тому же учесть, что в круг интересующих КАЭ вопросов автор включает проблемы развития биосферных и техносферных систем, которые «во все большей степени приобретают облик космических явлений», а так,^е «процессы взаимодействия живого и косноговещества во всей бесконечности космического пространства, включая Землю как космическое тело», то становится очевидной необходимость отразить в концепции КАЭ и эти более общие подходы к определению ее предмета.
Становлению комплекса философских идей и принципов, общих и специальных научных теорий, взглядов и направлений, участвующих в формировании современной концепции КАЭ, способствовало историческое развитие космологии как специальной (физической) картины мира от топоцентризма к геоцентризму, затем - к гелиоцентризму и наконец к релятивистской модели целого безграничного и не имеющего универсального центра мира. Немалая роль здесь принадлежит также идеям К.Э. Циолковского, исследованиям А.Л. Чижевского, Н. Г. Холодного и других пионеров КАЭ. В наше время концепция КАЭ формируется под непрерывным и все усиливающимся воздействием процесса создания хозяйственных и научно-технических космических комплексов, развития задач и результатов космических исследований и достижений космотехники. Быстро протекающий на этой основе процесс вовлечения космических и астронавтических факторов в общественное бытие и сознание получил наименование космнзации.
Непосредственным источником возникновения и развития представлений о КАЭ, вплоть до современных, приближающих ее идеи и принципы к картине мира, было учение В. И. Вернадского о новом историческом этапе эволюции биосферы Земли как части всеобщего процесса развития Вселенной1. Особенностью данного этапа стало, по Вернадскому, становление жизнедеятельности человека, осваивающего и преобразующего природу в процессе практики как космошганетар-
1 «Вселенная и ее фундаментальные константы таковы, что они .должны обеспечить появление в ней на определенном этапе наблюдателя; будь свойства Вселенной иными, ее некому было бы изучать», - так формулируется «сильный» антропный принцип, предложенный сегодня, как известно, в виде базиса для нового всеобъемлющего синтеза наук Ред.
ного фактора. Антропогенные факторы изменения природы, действительно, приобрели в XX в. такие масштабы и последствия, что область распространения живого вещества превратилась в качественно новый феномен -ноосферу: организуемое и управляемое человеком динамическое единство биосферы и техносферы Земли.
«Выстраиваемая в духе концепции КАЭ общая картина мира, - пишет Б.И. Козлов, - уже не может быть сведена к специальной физической картине, не может абстрагироваться от космопланетарной роли человека и преобразующего воздействия его технической деятельности на окружающую среду. Место оппозиции «человек-природа», «биосфера-техносфера», «Земля-космос» заняла единая картина мира как целостной системы, преобразуемой человеком, но неразрывно связанной с ним как со своим специфическим элементом». Отсюда следует, что становление концепции КАЭ не сводимо только к выявлению новых факторов экологии человека и включению знаний о них в систему экологических представлений общества. Не исчерпывается этот процесс и осмыслением экологической ситуации как глобальной проблемы всего человечества. Теоретическое обобщение опыта космотехнической деятельности также представляется важной, но не единственной составной частью концепции КАЭ. При этом еще формируются новые фундаментальные представления о месте жизни во Вселенной, о роли человеческого разума в эволюции всех форм движения материи, начинает складываться новая, основанная на концепции КАЭ общая картина мира.
Не менее существенное влияние на формирующуюся общую картину мира будет оказывать разворачивающаяся сейчас цифровая революция, чьи проблемы обсуждались на круглом столе «Будущее информационных магистралей», проведенном в «Интернете» в мае 1996 года. Один из участников этого круглого стола, профессор М.Картье заметил, что зарождающееся информационное общество «больше базируется на интеллектуальных ресурсах, нежели на капитале, энергии или денежных фондах, и поэтому обладает гораздо болеесложной структурой, нежели традиционные производственные секторы». Отсюда он выводит свой «звездный» анализ меняющегося лица экономики, говоря, что «если возобладает парадигма глобального рынка, даже в развитых странах появятся люди, играющие второстепенные роли, - не говоря уж об остальном мире, о «третьем мире», крайне зависимом от информации». Вероятно, мы должны приготовиться к весьма радикальным переменам в интеллектуальной экономике, о которых обычно не говорят.
Одним из обсуждавшихся вопросов на круглом столе был вопрос о развитии технологий в начале XXI столетия. По мнению другого участника дискуссии, Дж.Барлоу сеть будущего будет использовать технологии, в которых движение будет определяться наименьшим сопротивлением, во многом так же, как сейчас это делается в Интернете. Люди и организации будут покупать программное обеспечение в зависимости от текучей, изменчивой моды у многочисленных провайдеров, у которых можно будет найти все от бытовой техники до сетевых кружков по интересам.
Он придерживается следующей позиции относительно будущего некоторых сейчас распространенных информационных технологий: «Я не думаю, что кто-нибудь из существующих наследников АТ&Т или национальных РТТ выживет в течение ближайших 20 лет в полностью дерегулированной среде. Я также не думаю, что у существующих компаний кабельного телевидения многообещающее будущее. В обоих случаях они прокляты культурами, сформировавшимися за время их долгого сытого существования в качестве обладателей монополии на контроль. В общем, я думаю, безопаснее будет сказать, что все, кто все еще верит в Информационную супермагистраль и высокоинтегрнро-ванную корпоративную архитектуру, которой она требует, работают в крупных, следовательно, обреченных па гибель организациях».
Из такой позиции вполне логично вытекает вывод, что будущее за гибкостью и быстрой реализацией, иными словами, за небольшими структурами, построенными на сотрудничестве. Все эти перемены будут социально, духовно и политически разрушительными, ибо человечество вступает во времена, где наибольшую выгоду получает тот, кто приемлет хаос как возможность действия и кто в действительности наслаждается путаницей. «Этих людей, - продолжает Дж.Барлоу, будут бить аятоллы, телеевангелисты, неокоммуннсты, неофашисты, члены союзов, традиционные либералы и националисты всех мастей. Будет пролита кровь и утеряны традиции. Сильные мира сего падут и подымутся несчастные». Таков один из возможных сценариев, который влечет за собой разворачивающаяся цифровая революция.
Формирующаяся сейчас постнеклассическая наука характеризуется ее синтезом с позитивными элементами древневосточной мудррсти, ибо чисто рациональный характер науки нашего столетия уже в основном исчерпал себя. Одна из тенденций в развитии современной науки проявляется в интересе западных и отечественных физиков, занимающихся проблемами элементарных частиц и космологией, к традициям древних восточных культур, к традициям восточного миропредставления. «Основное, что специфично для восточного миросозерцания и что в особенности привлекает в последнем внимание западных физиков, - отмечает А.И. Панченко, -это ощущение целостности мира, его единства и взаимосвязи, признание наличия некоей «абсолютной» истины, которая в то же время носит глубоко личный характер. Западные физики полагают, что древнее холистическое миросозерцание имеет аналоги в полевой картине мира материи и сознания и потому оно (это миропредставление) неспецифично только для восточных мудрецов». Если раньше считались слишком экстравагантными утверждения типа, что все основные идеи современной науки уже присутствовали в древнекитайской философии, то теперь некоторые американские и российские физики стараются «коррелировать и дополнять» современную физику Ведами и поэзией Уильяма Блейка, обнаруживают параллели между квантовой механикой и учением тибетского ламы У. Трунга, формулируют принципы физических теорий в свете трансцендентной медитации индуизма.
В последнее время большую известность на Западе и в России получили работы американского специалиста в области физики высоких энергий Ф.Капры, в которых рассматриваются параллели между современной физикой и восточной мудростью. Он считает, что «существует фундаментальная гармония между духом восточной мудрости и западной наукой». Под «восточной мудростью» он имеет в виду ряд утонченных теологии, духовных упражнений и философских систем (индуизм, буддизм, даосизм, дзэн). Ф.Капра пытается обосновать наличие параллелей между картиной мира, созданной мыслителями Востока, и картиной мира, которая сложилась в современной физике, и на этой основе показать, что восточное видение мира более глубоко и совершенно, чем современная научная картина действительности. Необходимо подчеркнуть, что в сокровищнице восточной мудрости имеется немало идей, чья эвристическая и гуманистическая ценность несомненна; поэтому происходящий синтез современной науки и древневосточной мудрости окажется благотворным.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 888;