Религия как форма духовной культуры
Религия – одна из самых древних форм культуры, оказывающая огромное влияние на все другие формы культуры. Религия (от лат. religare – связывать) – стремление человека к жизни в единстве со сверхъестественными силами (Богом, Абсолютом), воплощающими в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия.
Религия основана на вере, выражается в мировоззрении, мироощущении, культе (поклонении божеству) и в различных формах объединения верующих (церковь, община и т.д.).
Выделяют различные предпосылки (корни) религии:
· гносеологические, связанные с ограниченностью познавательных возможностей человека, его неспособностью объяснить какие-либо факты и явления действительности;
· психологические, связанные с психологическими условиями человеческого существования (психологические проблемы, страх, тревога);
· социокультурные, связанные с социальными условиями жизни людей (например, правящие классы заинтересованы в религиозности низших классов, так как это помогает им отстаивать свои интересы);
· антропологические, обусловленные особенностями человека как особого, уникального природного существа (например, стремление человека к трансцендентному).
Функции религии:
¨ мировоззренческая функция: любая религия выражает определенный взгляд на мир, человека, общество; отвечает на "предельные" вопросы человеческого существования; проблемы, которые она решает, – мировоззренческие, смысложизненные;
¨ компенсаторная функция: религия компенсирует ограниченность, зависимость, бессилие людей. В психологическом плане компенсация – это утешение, надежда и наслаждение, снятие стресса;
¨ коммуникативная функция реализуется в общении а) верующих друг с другом; б) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т. д.;
¨ регулятивная функция: с помощью определенных идей, ценностей, установок, норм религия влияет на поведение людей, групп, общин;
¨ интегрирующая-дезинтегрирующая функция: религия объединяет людей, придерживающихся одной веры, создавая единую систему ценностей; но она и разъединяет людей, придерживающихся различных религиозных воззрений;
¨ культурно-транслирующая функция: религия способствовала развитию письменности, книгопечатания, искусства, а потому способствовала накоплению и передаче культурного наследия от поколения к поколению;
¨ легитимирующе-разлегитимирующая функция: религия придаёт статус законности институтам, нормам, образцам или, наоборот, утверждает их незаконность.
Типологии религий
В зависимости от представлений людей о Боге, религии делятся на:
1) монотеистические (вера в одного Бога);
2) политеистические (языческие религии, восточные культы – вера во многих богов);
3) трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм, конфуцианство).
По степени распространенности:
1) мировые религии (ислам, буддизм, христианство);
2) локальные, национальные религии (характерные для одного народа или региона – иудаизм, синтоизм, даосизм).
Национальные, локальные религии – это религии, которые не вышли за рамки одной страны или региона.
Индуизм– историко-культурная традиция народов Индии. Последователей индуизма теперь насчитывается более 750 млн.
Религиозные представления индийцев со временем усложнились, от простых антропоморфных они эволюционировали к более абстрактным, взглядам. Так сформировалась религиозно-философская система брахманизма. Ее возникновение относят к X – VII вв. до н.э. Что же включает религиозно-философская система брахманизма? Согласно санкхье, существуют два активно взаимосплетенных начала – пракрити (материя и энергия) и пуруша (здесь это, в отличие от первочеловека Ригведы, – духовное начало). Взаимосвязь пуруши и пракрити является первопричиной возникновения и существования всего феноменального мира.
Доасизм. Формирование даосизма в Китае относится к началу эпохи хань (VI в. до н.э.), его развитие и укрепление шло параллельно с распространением конфуцианства. Доасизм и конфуцианство составили два взаимосвязанных религиозно-философских направления в духовной жизни китайского общества. Основоположником философско-религиозной доктрины доасизма признается Лао-цзы. Исследователи предполагают, что это мифологическая личность. В основе этого учения – фундаментальные для всей классической китайской мысли категории Дао и Дэ. Дао (дословно – путь) – это Великий Закон и Абсолют одновременно. Обычно даосы говорят о двух Дао. «Безымянное Дао» порождает вселенную, «Именуемое Дао» создает конкретные вещи. Дао неразрывно связано с Дэ (благодать). Дэ – это эманация (истечение) Дао. Можно сказать, что Дао и Дэ соотносятся как порождающий и порожденный принципы. «Дао рождает вещи, Дэ вскармливает их, воспитывает их, делает зрелыми, ухаживает за ними ». («Дао дэ цзин», №51).
Конфуцианство – основа духовно-религиозной жизни Китая. Оно зародилось в VI в. до н.э.. Сочетание религиозности и рационализма в конфуцианстве позволило этой конфессии играть роль духовно- идеологического регулятора общественной жизни Китая. Создатель этого учения – Конфуций. В конфуцианстве значительное место занимает культ предков. Красной нитью проходит идея о почитании традиций, сложившихся в древности. В данном случае они выступают в виде ритуала, своеобразного канонического свода правил поведения.
Синтоизм. Синто (дословно – путь богов) – национальная религия японского народа. Уже в I-III вв. н.э. в Японии бытовали предметы культа и обрядов, характерные для синто. Синтоизм терпимо относится к иным религиям, вполне допуская поклонение как «своим», так и иным богам одновременно. Практически цель и смысл синтоизма состоит в утверждении самобытности древней истории Японии и божественного происхождения японского народа. В синто заключена идея кровного единства японцев и идея божественности политической власти, объединившей народ в одну семью, единое государство.
Иудаизм –первая монотеистическая религия. Иудаизм иногда называют религией Моисея, по имени духовного и политического лидера евреев. В религиозном сознании евреев Яхве принимает образ Творца мира, носителя всего сущего и покровителя евреев – «избранного народа». Тора и Талмуд – «священные книги» иудеев.
Мировые религии – эти религии вышли за рамки одной страны и охватили многие страны.
Буддизм –мировая религия. Возникла в VI в. до н.э. Основатель этого учения Будда Гаутама. Философские основы буддизма: отсутствует идея Бога – творца мироздания и промыслителя мировых событий. Реальные вещи и события считаются в буддизме проявлением огромного количества дхарм – своеобразных элементов психофизического мира. В буддизме существует пять начальных требований: не убивай никакого живого существа, не бери чужого, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй опьяняющих напитков.
Христианство – мировая религия, возникла у иудеев в I в. н.э. Основатель христианского учения – Иисус Христос. В христианстве существует три конфессии: православие, католицизм, протестантизм.
1. Православие. В трактовке догмата о Троице основное внимание уделяется Богу – Отцу, и только от него признается исхождение Святого Духа. Соблюдаются традиции семи таинств. Основные ритуалы культа: молитвы, крестное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, слушание поучений, участие в службе. Основной праздник православия – Пасха.
2. Католицизм (пер. с гр. – вселенская). Догмат католичества, во многом близкий православию, имеет некоторые особенности. В католицизме утвердилось своеобразное понимание Троицы: исхождение Святого Духа признается не только от Бога - Отца, но и от Бога - Сына («филиокве»). Отсюда повышенное внимание к человеческому пути Иисуса, главный праздник – Рождество, основной символ – распятие. Такое понимание триединой сущности Бога заложило в католицизм огромный гуманистический потенциал, который проявляется, в частности, и в возвышенном почитании Богородицы Девы Марии.
3. Протестантизм.В XVI в. Европу охватила Реформация – движение за преобразование церкви в духе евангельских идеалов. Протестантизм ориентирует человека на личное общение с Богом. Отсюда право каждого человека читать и обсуждать Библию. Основные богослужения – чтение Библии, проповедь, индивидуальные и коллективные молитвы, пение религиозных гимнов. Отвергнут культ Богородицы, святых, икон и мощей.
Ислам– мировая религия. В переводе с арабского «ислам» означает покорность. Ислам возник в VII в. н.э. Купец Мухаммед – основатель ислама. Коран и Сунна – «священные книги» мусульман. В исламе признаются пять религиозных правил веры: аш – шахада – исповедание веры; ас – салат (намаз) – молитва; ас – саум – пост; аз – закят – налог в пользу бедных; хаджж – паломничество.
Литература
1. Религия в истории и культуре [Текст]: учебник для вузов / ред. проф. М.Г. Писманик. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-430 с.
2. Основы религиоведения [Текст]: учебник / Под ред. И.Н. Яблокова – М.: Высшая школа, 1994. – 368 с.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1879;