Нравственная культура
Слова "нравственность", "мораль", "этика" близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Понятие «этика» (от греч. ethos – нрав, характер, обычай) ввел 2300 лет назад Аристотель, который называл "этическими добродетелями" качества человека, проявляющиеся в его поведении: мужество, благоразумие, честность, а "этикой" – науку об этих качествах.
Понятие«мораль» (от лат. mores – нрав, обычай) ввел Цицерон по аналогии с понятиями, введенными Аристотелем. Понятие «нравственность» (от русского нрав) употребляется с XVIII века как синоним двух первых.
Сегодня данные понятия используются как синонимы, однако имеют оттенки смыслов:
· нравственность, мораль – ценности, принципы, нормы, определяющие поведение человека;
· этика – а) сами эти принципы (например, врачебная этика); б) наука о них (наука о нравственности, морали);
· понятие "мораль" может быть употреблено с негативной оценкой (например, человеконенавистническая мораль); понятие "нравственность" – только с положительной оценкой.
Нравственная культура – это комплекс ценностей и норм, регулирующих отношения между людьми в их повседневной жизни.
Основные аспекты нравственной культуры – это 1) ценности и 2) регулятивы (нормы). Ценности – то, что древние считали этическими добродетелями (справедливость, честность, трудолюбие, патриотизм). Нравственные (моральные) регулятивы – правила поведения, ориентированные на указанные ценности.
В каждой культуре есть определенная система общепризнанных регулятивов, которые считаются обязательными для всех. Такие регулятивы называются нормами морали. В Ветхом завете их 10 – "заповедей Божьих", написанных на скрижалях. В Новом завете – 7.
Нравственные ценности и регулятивы тесно связаны между собой. Любое правило подразумевает наличие ценности, на которую оно направлено. Например, честность – нравственная ценность, из нее вытекает регулятив "Будь честен".
Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Цель нравственности – самоцель, высшая, финальная цель, которая не может быть средством достижения других целей. Поэтому нельзя ответить на вопрос "Зачем стремиться к нравственным ценностям?". Императивность означает долженствование, обязательность к выполнению.
Основные категории морали – добро и зло (ценность и антиценность). Делать добро, не причинять зла – основной регулятив нравственного поведения.
Основные социокультурные функции морали:
1. Мотивационная функция. Нравственные принципы (ценности, нормы) мотивируют поведение человека как причины каких-либо поступков. В результате воспитания и самовоспитания формируется установки, в соответствии с которыми человек совершает то, что должно, и не совершает то, что не должно делать. Поэтому, оценивая поступок человека, мы оцениваем а) его результат, сам поступок; б) его мотив. На основе первого и второго оценивается сама личность;
2. Конститутивная функция (от лат. constitus – утвердившийся, установленный) утверждает ведущую роль нравственности в культуре. "Этическое является конституирующим элементом культуры", – писал А. Швейцер. Нравственные ценности и нормы – главные, ведущие, центральные в любой культуре, приоритетные по сравнению с другими аспектами культуры. Поэтому критерии нравственности являются определяющими при оценке достижений науки, политики, искусства;
3. Координационная функция (вытекает из предыдущей): мораль обеспечивает единство, согласованность действий, общность людей в самых различных ситуациях. Основные моральные принципы носят общезначимый характер.
Процесс нравственного развития личности, формирования нравственной культуры проходит в 3 этапа:
1) Элементарная нравственность. Для нее характерна регуляция извне. Главный мотив нравственного поведения – страх, боязнь наказания за нарушение норм. Уровень нравственности зависит от того, кто дает предписания, указания;
2) Конвенциональная нравственность. В ее основе также лежит внешняя моральная регуляция, однако происходит и выработка собственных представлений о добре и зле. Конвенциональная мораль ориентирована на общественное мнение. Моральные требования воспринимаются как необходимые для выполнения; критического отношения к ним нет. Личность выполняет правила не потому, что принимает их как обязательные для себя, а для того, чтобы выглядеть "хорошим" в глазах других. Главные мотивы нравственного поведения – стыд и честь;
3) Автономная нравственность. Возникает как результат интериоризации общественного мнения. Она автономна, так как не зависит от мнения окружающих людей. Личность совершает хорошие поступки не потому, что ее похвалят, вознаградят или осудят, а потому, что они возникают из внутренней потребности ("Не могу иначе"). Главный мотив нравственного поведения – совесть. Стыд – выражение ответственности перед другими людьми; совесть – перед собой.
Типы морали:
1) Гедонизм – этика удовольствия. Разновидность гедонизма – эвдемонизм, этика счастья (пример – Дон Жуан). Ригоризм – этика долга. Высший нравственный принцип – долг.
2) Эгоизм (эго – я) – этика жизни для себя. С точки зрения эгоиста, благо – то, что соответствует интересам самого человека. Альтруизм (лат. alter – другой) – этика жизни для других.
3) Индивидуализм – признание приоритета личных интересов перед общественными, автономия личности, нонконформизм. Коллективизм – зависимость от коллектива, подчинение своих интересов общественным, конформизм.
4) Этика борьбы – этика сотрудничества. Данная типология введена В.Лефевром.
Основные принципы этики борьбы:
1. допустим компромисс между добром и злом, если он впоследствии может принести пользу для добра;
2. цель оправдывает средства; т.е. если цель – добро, можно допустить аморальные средства;
3. непримиримость, ориентация на борьбу в отношениях с людьми, занимающими иную позицию: "Кто не с нами, тот против нас", "Если враг не сдается, его уничтожают";
Основные принципы этики сотрудничества:
1. компромисс между добром и злом недопустим; осуждается всякое отступление от добра;
2. цель не оправдывает средства; нельзя во имя "хорошей" цели использовать "нехорошие" средства;
3. в отношениях между людьми должна господствовать ориентация на сотрудничество, даже если они придерживаются разных взглядов.
5) Мужская этика – женская этика. Обусловлена различиями в требованиях к гендерному поведению мужчин и женщин.
Основные принципы современной нравственной культуры:
1. "Золотое правило" нравственности. Исторически первое представление о справедливости – талион, в основе которого лежит идея равного возмездия. Талион регулировал отношения между родами. С распадом рода около 500 г. до н.э. (Китай, Индия, Греция) выдвигается "золотое правило нравственности": "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". В отличие от талиона, "золотое правило" регулирует отношения между личностями – оно более справедливо, так как исходит из признания равенства людей;
2. Моральная автономия личности – завоевание Нового времени. Принцип автономии предполагает а) уважение к человеку, б) наличие у него самоуважения, в) ответственность за последствия своих действий, г) свободу в выборе своего поведения;
3. Гуманизм, который понимается как а) человеколюбие, забота о его счастье и благополучии; б) отказ от всех форм насилия над личностью; в) равенство людей, социальные и естественные права человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и т.д. Началом идей гуманизма в европейской культуре стала эпоха Возрождения.
Человеческая история – противоречивый процесс, где немало зла и насилия над человеком. Однако развитие гуманистических отношений – единственный путь дальнейшего развития человечества.
Литература
1. Кармин А.С. Культурология. Культура социальных отношений [Текст] / А.С.Кармин. СПб.: Лань, 2000. – 128 с.
2. Этика: Учебник [Текст] / Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2004. – 496 с.
2.5 Политическая культура
Политика – область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти.В данном случае власть понимается как высшая, суверенная власть в обществе, которая принадлежит государству.
Политическая культура – совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни.
Политическая культура складывается в обществе под влиянием социально-экономических условий, которые порождают у людей потребность в силе, обеспечивающей порядок в обществе, защиту жизни и имущества граждан, их прав и свобод. Такой силой является государство.
Политическая культура определяется особенностями национальной культуры. И всякая государственная власть стабильна до тех пор, пока пользуется поддержкой народа.
Политическая культура выражается в политическом поведении. Существуют разные типы политического поведения. Так, М Вебер различает:
1) политиков «по случаю» – ими являются все люди, поскольку участвуют в выборах, митингах и демонстрациях, реже – в бунтах, революциях; их особенно много в переломные моменты истории;
2) политики "по совместительству" – более или менее активные члены партий, доверенные лица депутатов, члены совещательных органов. Но политика не является для них главным делом жизни ни в материальном, ни в духовном плане;
3) "профессиональные политики" – люди, для которых политическая деятельность является основным жизненным занятием: представители государственной власти, партийные функционеры, общественные деятели. Их М. Вебер также делит на тех, кто:
а) живет "за счет политики", то есть для них политика – профессия и источник дохода;
б) живет "для политики", то есть видят в реализации политических идей смысл своей жизни.
Функции политической культуры:
1) она формирует отношение людей к существующей власти. Власть признается легитимной (законной), когда она вызывает положительное отношение людей. Легитимация существующей власти – главная задача политики;
2) она определяет политическую организацию общества, то есть его государственное устройство. Государство может быть:
- по своей структуре: унитарным и федеративным;
- по форме правления: монархией или республикой.
Политическая организация включает в себя не только государственное устройство, но и всю систему политических отношений в стране, различные негосударственные общественные силы: партии, политические движения, течения, предвыборные блоки, СМИ, профсоюзы; религиозные, молодёжные и другие объединения граждан.
Типы политической культуры определяются в соответствии с типологией легитимной власти, предлагаемой М. Вебером. М. Вебер выделяют 3 типа власти:
1) традиционная, основанная на вере в священность существующих обычаев;
2) харизматическая власть, основанная на вере людей в особые, экстраординарные качества властителя, данные ему природой или судьбой, Богом;
3) легальная власть, опирающаяся на рациональную систему правовых норм.
Соответственно, выделяются 3 типа политической культуры:
1) Правовая культура традиционного типа: легитимной считается традиционная власть. Такой тип власти характерен для патриархальных обществ. Общество уподобляется семье, где правитель – отец, а подданные – дети, которые должны любить его и подчиняться беспрекословно. Уровень свободы крайне низок, как и уровень политической активности;
2) Правовая культура харизматического типа: легитимной считается харизматическая власть. Правитель обладает непререкаемым авторитетом, основанном на вере в его сверхъестественные способности. Характерна для переходных эпох и основана так же, как и первая, на личных отношениях. Основным источником законов выступает правитель, который часто обожествляется и становится объектом священного культа (Иисус, Мухаммед, Будда, Наполеон, Ганди, Гитлер, Ленин, Сталин и др.);
3) Правовая культура легального типа: легитимной признается легальная власть. Управление осуществляется с помощью бюрократического аппарата. Власть безлична, так как принадлежит не конкретному лицу, а должностям, которые носят выборный характер. Характерна для современных обществ.
Существует две модели правовой культуры, которым соответствуют два вида политических режимов – тоталитарный и демократический.
1) Тоталитарная модель(от лат. totalitas – целостность, целое),её черты:
· концентрация власти в руках одного лица – лидера правящей партии;
· сращение партийного аппарата с государством,
· неправовой характер государства;
· использование административно-командных методов управления;
· тотальный контроль государства за всеми сферами жизни общества, в том числе за частной жизнью граждан;
· отсутствие политического плюрализма, единомыслие;
· большая значимость идеологии, которая выступает в роли "квазирелигии", обосновывающей легитимность власти;
· отсутствие свободы слова, цензура печати;
· ограничение прав и свобод личности;
· доминирование коллективных интересов над личными;
· приоритет идеологических ценностей над всеми другими;
· главенство политики над экономикой;
· ксенофобия (враждебное отношение ко всему чужому);
· отсутствие личной инициативы, самодеятельности и т.д.;
2) Демократическая модель, её черты:
· подконтрольность государственной власти населению;
· выборность и сменяемость государственной власти;
· правовой характер государства;
· политический плюрализм, наличие разнообразных политических организаций;
· разделение властей;
· интересы личности доминируют над интересами государства;
· свобода слова и печати;
· высокая общественная активность масс;
· ограничение вмешательства государства в частную жизнь граждан, в жизнь гражданского общества и т.д.
Литература
1. Вебер М. Политика как призвание и профессия [Текст] / М. Вебер // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
2. Кармин А.С. Культурология. Культура социальных отношений [Текст] / А.С. Кармин – СПб.: Лань, 2000. – 128 с.
3. Малькова Т.П., Фролова М.А. Масса. Элита. Лидер [Текст] / Т.П. Малькова, М.А. Фролова. – М.: Знание, 1992. – 40 с.
2.6 Правовая культура
Право – специализированная сфера культуры, в которой содержанием и целью деятельности всех субъектов является обеспечение социального порядка и защиты прав человека посредством законов.
Право по своему значению в жизни общества близкоморали, так как регулирует поведение и отношения людей, но
· мораль старше по возрасту, возникла давно; право же возникает вместе с классовым расслоением общества и возникновением государства;
· выполнение правовых норм контролируется общественной властью, является обязательным, а их нарушение должно быть наказано. Мораль не носит такого принудительного, обязательного характера;
· мораль – "внутренний" регулятор поведения человека; право – "внешний", государственный.
Тем не менее, право должно подчиняться нравственным требованиям: хорошие законы – это такие законы, которые не противоречат устоявшейся в обществе морали.
Правовая культура – это комплекс регулятивов и ценностей, на которых строится реально существующий в стране правопорядок.
Первыми в мире правовыми документами, возникшими на заре цивилизации, были законы царя Хаммурапи, высеченные на базальтовых столбах и включающие в себя 282 статьи (XVIII в. до н.э.); в Индии – "Законы Ману", включающие 2685 статей, написанных ритмичной прозой (I в. до н.э.). Первые правовые документы основаны на идее талиона – наказание должно быть равно преступлению ("око за око, зуб за зуб"). Древнее право несет на себе черты классового расслоения, служит защите богатства, собственности. Характерна крайняя жестокость наказаний: отрубание головы, утопление, посажение на кол, членовредительство.
Значительный шаг в развитии правовой культуры был сделан в античности, особенно в Древнем Риме. Законы основаны на принципе равенства всех свободных граждан перед законом. Выделяются различные области права: гражданское, административное, уголовное, семейное. Регламентируется процесс судебного разбирательства. Римское право легло в основу европейского права.
Функции правовой культуры:
1. правовая культура обусловливает характер и формы законодательства, существующего в стране;
2. обусловливает действия властей, т.е. их отношение к создаваемым ими законам, соблюдение законов и контроль за соблюдением законов населением;
3. определяет правовое поведение населения, т.е. определяет, насколько граждане страны знают законы, соблюдают их, пользуются своими правами и выполняют свои обязанности.
Соответственно, в правовой культуре выделяются 3 основных аспекта:
I. культура законодательства, которое в настоящее время строится в соответствии со следующими принципами:
1) принцип социальной справедливости (наказание должно быть соразмерно преступлению);
2) принцип равноправия (равенство всех граждан перед законом);
3) принцип охраны прав личности (защита прав личности от посягательств со стороны государства);
4) принцип единства прав и обязанностей (нет прав без обязанностей, и наоборот);
5) презумпция невиновности (всякий человек считается ни в чем не виновным, если не доказано обратное).
II. правовая культура власти: власть исполнительная, законодательная, судебная должна действовать в интересах людей, народа, всего населения страны, а не в своих собственных интересах.
Основные требования к правовой культуре власти:
· законы должны создаваться и изменяться в соответствии с потребностями и интересами народа;
· власть обязана неукоснительно поддерживать законный порядок;
· наказание должно быть неотвратимым и реабилитирующим (идеал, пока недостижимый в современном обществе).
III. правовая культура населения –самая важная составляющая правовой культуры. Если правовая культура населения низка, то власть а) либо допускает вседозволенность, приводящую к массовому беспорядку; б) либо вынуждена прибегать к применению силы, террору.
Требования к правовой культуре населения:
1. Уважение к закону. Отсутствие подобного уважения – характерная черта правовой культуры населения в России, что находит свое отражение в известной русской пословице "Закон, что дышло – куда повернешь, туда и вышло". Недоверие к закону, обусловленное всеми особенностями национальной истории; бесправие личности, подчинение её интересам государства, отсутствие человеческого достоинства – особенности правовой культуры в России;
2. Знание законов. Законы нужно знать, потому что
а) незнание законов не освобождает от ответственности, а знание может помочь не совершать преступления;
б) человек, не знающий законов, может оказаться жертвой обмана, мошенничества со стороны других людей;
3. Обращение к закону. Разрешать конфликты, возникающие между людьми, необходимо в рамках права, а не путем угроз, скандалов и прочих средств. Например, в современных западных странах у каждой семьи среднего достатка имеется свой адвокат. "Обратитесь к моему адвокату" – первая реакция человека, столкнувшегося с правовыми органами. В США в настоящее время насчитывается более 700 тыс. адвокатов, а судиться с кем-либо – достаточно обычное явление для рядового американца.
Литература
1. Кармин А.С. Культурология. Культура социальных отношений [Текст] / А.С. Кармин – СПб.: Лань, 2000. – 128 с.
2. Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности [Текст] / А.В. Оболонский. – М.: Юрист, 1994. – 352 с.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1100;