Значительное воздействие региональные и исторические особенности той страны, где она господствует. Это выражается в своеобразном, свойственном только данной модели политической

==177


культуры сочетании, взаимодействии ее основных компонентов, в доминировании одних ценностей и подчиненном положении

других.

В одном из подробных и авторитетных исследований региональных особенностей политической культуры" отмечаются, например, такие черты ее своеобразия у разных народов. Для Японии характерно то, что здесь персональная лояльность значит для человека больше, чем лояльность, преданность по 'отношению к той или иной политической программе или организации. Политическая культура англичан отличается своеобразной иерархией политических ценностей, распределяемых по степени значимости таким образом: милосердие правительства, свобода, неприятие равенства, личная неприкосновенность, диффузия руководства, власти, пределы власти правительства, благосостояние, внешняя оборона, эволюция и ассимиляция.

Своеобразие политической культуры индийцев заключается в сочетании в ней двух основных моделей поведения: традиционной, массовой, ориентирующейся на местные обычаи и нормы регуляции политических отношений и столичной, современной, элитарной.

В американской политической культуре большое значение имеет сочетание двух типов правил поведения: норм-целей, нацеливающих человека на достижение успеха и рассматривающих интенсивную конкуренцию как условие социальной и личной динамики, и норм-рамок, обеспечивающих стабильность социальной организации и закрепляющих результаты конкуренции. Основные политические течения различаются как раз ориентацией на разные типы этих ценностей. «Политический либерализм в его классическом варианте оказался коррелятивен с ценностной ориентацией прежде всего и преимущественно на «нормы-цели», а политический консерватизм—на «нормы-рамки», которые должны упорядочивать стихию конкурентной борьбы за успех» .

Доминирование в политической культуре народа или социальной группы определенных ценностей и ориентации отнюдь не ведет к однообразию поведения и вообще политической жизни, оставляет для конкретного субъекта большую возможность для самостоятельного выбора своих политических предпочтений и способов вхождения в политические отношения. Социализация — процесс избирательный, в ходе него идет освоение тех норм,

==178


ценностей, ориентации и моделей поведения в политике, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии и жизненному опыту участников политического процесса.

Политическая культура — это именно механизм поведения, она проявляется реально в действиях, а не в словах. Народ, по поводу которого употреблено, пожалуй, самое большое количество слов, так и остался народом с низким уровнем политической культуры, не владеющим реальными навыками влияния на политику, впадающем или в апатию, или в истерию на каждом повороте своей исторической судьбы, «политическая невоспитанность россиян сказывается, между прочим, в неумении искать точных доказательств по спорным и важным историческим вопросам, в наивном доверии к восклицаниям и выкрикам, к заверениям и клятвам заинтересованных лиц» .

Деятельно-практическая сущность политической культуры делает важнейшим средством ее передачи и усвоения исторический опыт. Именно через него происходит накопление се наиболее устойчивых и действенных элементов. Средством же передачи исторического опыта, делающим его фактором актуального политического процесса, служат традиции — устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Внося в политику значительный элемент устойчивости, определенности, статичности даже, традиции создают возможность более или менее успешного прогнозирования в политике. Они служат тем каркасом, на котором формируются многообразные политические действия больших масс людей в сфере политики. Действие традиций находит выражение в устойчивых склонностях поведения, воспроизводящихся в самых различных исторических обстоятельствах. Так, в специфике американской политической жизни многое лучше понять, если принимать во внимание действие индивидуалистической традиции.

Для российской политической культуры такой устойчивой традицией, действие которой является весьма ощутимым как в нашей политической истории, так и в современности, служит политический радикализм: предпочтение решительных действий в политике всем иным, уверенность в наличии быстрых и простых путей решения сложных проблем и стремление к их реализации. Во многих политических ситуациях такая ориентация является вполне приемлемой и необходимой, например, когда в силу тех или иных обстоятельств существует жесткая предопределенность, альтернативность выбора или угроза для данной политической общности. Но, как правило, такие ситуации в сфере политики возникают не часто в силу того, что здесь отсутствует обязательное совпадение социальной и политической структур (и представители разных социальных групп входят в одни и те же политические

 

==179


формирования, и наоборот), всегда существует множество возможных вариантов действий при отсутствии явных преимуществ или противопоказаний для них,- а значительное количество непредвиденных последствий выявляется только со временем.

Решающее значение для определения типа любой политической культуры имеет сочетание между теми элементами политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики. Оптимальным является такое состояние, когда элементы политической культуры связаны со всеми этими аспектами бытия. То есть через традицию, разнообразные компоненты исторического опыта она связана с прошлым, с помощью нормы, институтов, ценностей, способов политического действия осуществляет активное воздействие на актуальную политическую практику, а через цели, политические ориентации способна влиять на будущие

политические события и процессы.

Разрыв же этих временных компонентов политического бытия лишает политическую культуру возможности сколько-нибудь целесообразного влияния на политические процессы, разрушает ее структуру. Абсолютизация значения прошлого, исторического опыта делает ее ведущим элементом ритуал, политика превращается в систему строго регламентированных действий со все менее ясным для основной массы людей смыслом. Эти действия во все меньшей мере имеют отношение к реальным проблемам той социальной и политической среды, в которой они разворачиваются, никак не влияют на течение событий.

С другой стороны, отрыв от прошлого оборачивается нарастанием исторического нигилизма, выражающегося в отрицании позитивного значения исторического опыта, разрушения отправных · точек исторического движения, лишении его смысла. Результатом · подобной настроенности становится крайнее безверие мятущейся ~ личности, стойкое представление о хаотичности исторического движения, его полной зависимости от произвола и случайности. Существует несомненное совпадение отчуждения от истории в прошлом и от политики в настоящем, выражающееся в том, что они воспринимаются человеком как места хаоса и потери жизненного смысла, где вполне приемлемы такие типы отношения к жизни, как апатия, отчуждение или бессмысленный бунт.

В отношении связи настоящего и будущего доминирующим в современных формах политической культуры становится стремление к преодолению противостояния, жесткого разрыва между ними. Различного рода политические цели, программы и прогнозы становятся более реалистичными, они исходят не только из отрицания, критики настоящего, но и из понимания его ценности, необходимости его сохранения.

К оглавлению

==180









Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 946;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.