ФЕХТОВАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Феодальные общественные отношения, прочно установившиеся на Руси ко второй половине XI е. нашей эры, наложили свою печать на физическую культуру, которая все больше стала распадаться на физическую культуру широких народных масс и физическую культуру феодальной знати.
Древнейшей формой самобытного физического воспитания у восточных славян были «игрища», которые сохранились и в период феодализма.
Наиболее передовой системой военно-физической подготовки в средние века была самобытная система в Киевской Руси. Будучи органически связана с традициями русской народной физической культуры1, эта система обеспечивала успешную борьбу мирного народа с иноземными захватчиками. Активными участниками этой борьбы были широкие народные массы — народное ополчение. Среди народа и феодальной знати в XI—XIII вв. бытовали различные состязания во владении холодным оружием, фехтование на палках, «конские ристания». Искусство владения холодным оружием и верховой езды было отличительной чертой русского воинства. Тактика военных состязаний и фехтования соответствовала тактике русского открытого, честного рукопашного боя.
Н. Г. Чернышевский писал об исторической миссии русского народа: «Нет, не завоевателями и грабителями выступают в истории политической русские, как гунны и монголы, а спасителями от ига монголов, которое сдержали они на мощной вые своей, не допустив его до Европы».
Украинский народ также создал свою самобытную систему военно-физического воспитания. Искусство владения холодным оружием и фехтование являлись важнейшими средствами подготовки украинских казаков в Запорожской Сечи.
В Грузии, достигшей к XII в., в эпоху Руставели, особого расцвета культуры, в том числе и физической культуры, широкое распространение среди феодальной знати и всего населения имели фехтование и ристальные игры. Среди народа бытовал и бытует в настоящее время в несколько измененной форме особый вид фехтования на мечах — «парикаоба», во время которого применялся небольшой круглый щит. Кроме парикаоба, народы Грузии любили фехтовальные соревнования «салдасти» — бой на игрушечных пращах и деревянных саблях.
Холодное оружие, известное еще с древности, в средние века значительно видоизменилось. Изменились и защитные приспособления и одежда воинов. В России, непрерывно отражавшей набеги кочевников с Востока и нападения псов-рыцарей с Запада, были созданы разнообразные виды холодного оружия, которые с успехом противопоставлялись по-разному вооруженным противникам. Исстари на Руси применялись: одноручные мечи, сабли-шашки, кончары, кинжалы, пики, копья, лук и стрелы, дротики, рогатины, бердыши и другое оружие.
Русское народное ополчение, отстаивающее независимость страны, приспосабливало для борьбы с иноземными захватчиками предметы охоты, землепашества и домашнего обихода. Так, косарь, насаженный на палку, превратился в боевое двуручное оружие — бердыш (рис. 1а), охотничья рогатина — в боевую рогатину (рис. 1 б), насаженная на длинный шест коса — в оружие, предназначенное для подрезания сухожилий у лошадей противников, простая палка, дубина — в боевую палицу, бытовой топор — в боевой топорик и клевец (боевой молот). Защитная кольчужная одежда русских воинов была достаточно прочна и не стесняла движений. Это позволяло русским воинам проявлять большую быстроту и ловкость, чем это могли сделать закованные в стальные латы рыцари.
Русский одноручный меч средних веков (рис. 2) отличался от известного в древности меча большей длиной и массивностью.
Сабля-шашка (рис. 3) —одноручное рубящее оружие. Ее стальной, слегка изогнутый, заканчивающийся острием, клинок имеет одно лезвие. Есть основание предполагать, что русская сабля-шашка была заимствована народами Запада и что впоследствии на основе ее возникла спортивная сабля (эспадрон).
Кончар — одноручное колющее оружие (рис. 4), имеющее трех или четырехгранный клинок длиной до 140 см, простую рукоятку и круглую гарду. Назначение кончар а состояло главным образом в нанесении уколов противнику, защищенному кольчужной одеждой. Кончары состояли на вооружении русских войск за три с лишним столетия до появления испанской шпаги, форма и размеры которой чрезвычайно схожи с кончаром.
Успешные сражения русских войск с рыцарскими не могли не вызывать процесса заимствования последними как типов холодного оружия и защитной одежды, так и приемов владения этим оружием. Например, на Западе в XII в. рыцарство заимствует кольчужные доспехи. Позже были позаимствованы сабля и кончар. К XII в. вооружение рыцарских, исключительно конных, войск состояло из копий, пик, палиц, средневековых одноручных мечей, кинжалов, алебард и щитов. Массивный средневековый одноручный обоюдоострый меч (рис. 5) имел клинок длиной до 100 см и шириной 8 см. Алебарда (рис. 6) — двуручное оружие, представляющее собою соединение копья, топора и крюка, посаженное на длинный деревянный шест. Алебардами обычно были вооружены ополченцы средневековых городов и рыцарские оруженосцы, которым они служили одновременно и ритуальным (парадным) оружием.
В связи с появлением стальных пластинчатых рыцарских доспехов произошло утяжеление холодного оружия, которое годилось теперь не только для ударов и уколов противника, но и для разрушения его доспехов и оглушения. Так, в XIII в. появляются громоздкие, тяжелые двуручные мечи (рис. 7). Однако по-прежнему широко применялись одноручные мечи и щиты. Обоюдоострый двуручный меч имел хорошо заостренный конец. Ширина уплощенного клинка равнялась 4—6 см, а длина достигала 200 см. Рукоятка длиной 60—70 ем предназначалась для держания меча одновременно двумя руками. Таково было оружие и доспехи рыцарства. Тяжесть и громоздкость оружия требовали от воина большой физической силы.
На обучение приемам владения холодным оружием и на поддержание этого навыка требовалось тогда много времени.
Рыцарство, это прикрытое пышной мантией ложного благородства сословие феодалов-захватчиков, проводило время в военных грабительских походах на мирные народы и города, а в промежутках между ними — в военных упражнениях и диких развлечениях. Среди последних фехтование занимало важнейшее место. Одной из семи так называемых «благородных страстей» рыцарства было фехтование, разрешавшее задачу военно-физического воспитания класса феодалов и его наймитов.
Особенно большое внимание обучению приемам владения холодным оружием и фехтованию уделялось в тех странах, рыцарство которых вело непрерывные грабительские войны с 'горожанами своих стран и с другими странами, в том числе и с Россией. Не случайно поэтому то, что фехтование, как кровавая забава, выполнявшая задачу подготовки рыцарства к ведению захватнических войн, развивалось и получило широкое развитие в Испании, Франции, Германии, Италии. В рыцарских турнирах, как в зеркале, отражалась дикость нравов и грабительская сущность этого сословия. «Внешние украшения, внешний блеск, шелк, бархат, перья, всевозможные цепи, кольца и драгоценные украшения, привычки и заученные приемы»... «грубые развлечения с убийствами, очень распространенное суеверие, предрассудки и мистицизм при умственной неразвитости и даже часто при полном невежестве» — такова характеристика рыцарского сословия — этой 'бронированной военной силы феодалов-захватчиков, данная П. Ф. Лесгафтом (П. Ф. Лесгафт, Собрание педагогических сочинений. Том I. ФиС. М., 1953, стр. 136.).
Рыцарские турниры проводились с 935 по 1487 г. Они были проявлением культа грубой силы и служили цели воспитания в рыцарстве психологии убийц, слепо выполняющих приказы своих повелителей — феодалов, цели поддержания на высоком уровне военно-физической подготовки рыцарских войск, а также цели запугивания народных масс. Турниры средневековья являлись отчасти продолжением традиций так называемых троянских игр, проводившихся среди нарождающегося рыцарства древнего Рима. Оружием, на котором происходили турнирные бои, оставались пики, копья, мечи, палицы. Существовали турниры, где 'было только два противника, и турниры, представляющие собой групповые сражения. Бой противников сводился, главным образом, к искусству наносить мощные удары пикой, копьем, мечом или палицей с целью выбить противника из седла (рис. 8). Искусное управление конем составляло одно из условий турнирного боя.
Рыцарские турниры включали в себя так называемые подготовительные упражнения и главный турнир. Подготовительные упражнения выполнялись на тупом оружии, а главный турнир — на боевом оружии, что приводило к человеческим жертвам. Накануне турниров устраивались состязания юношей-оруженосцев. В программу таких состязаний включалось фехтование в виде упражнений с копьем, мечом и алебардой. Кроме турниров, проводились рыцарские игры с обязательными состязаниями в фехтовании. Фехтование сводилось к выполнению боевых приемов с холодным оружием и к игре в самый бой (рис. 9).
Рыцарство сосредоточившее свое главное внимание на развили искусства наносить мощные удары оружием и на мастерском управлении конем, не могло внести в технику владения холодным оружием технической тонкости, которая так характерна для современного фехтования.
Обучение рыцарского сословия навыку владения холодным оружием начиналось с 14-летнего возраста. После семилетней службы в качестве пажа мальчики с 14 лет переходили на службу к рыцарям в качестве оруженосцев. Находясь под присмотром рыцаря, мальчики обучались всему тому, что знал и умел этот рыцарь, готовились стать покорным оружием в руках феодалов. Естественно, что в физическом воспитании оруженосцев фехтованию уделялось достаточно большое внимание. Оруженосец повсюду сопровождал рыцаря. Находясь во время сражения сзади рядов сражающихся, оруженосец следил за своим повелителем и оказывал ему помощь в случае ранения.
Значительную роль в развитии фехтования сыграло население средневековых городов Западной Европы, где фехтование возникло как форма всеобщей военной подготовки жителей к обороне городов от грабительских нападений рыцарей. Позже фехтование становится излюбленным времяпрепровождением, зрелищем для жителей городов Западной Европы.
В боях с рыцарями горожане действовали в большинстве случаев длинными палками и баграми. Позже городское население стало применять все виды холодного оружия. Не обремененные тяжелыми доспехами горожане были более ловкими в рукопашной схватке на земле и поэтому старались в первую очередь выбить рыцарей из седла. Спешенные рыцари из-за громоздких доспехов теряли свои преимущества.
Для обучения приемам владения холодным оружием в городах средневековья были открыты специальные школы фехтования. Учителя фехтования руководили в этих школах привитием занимающимся навыка владения всеми существовавшими в то время видами холодного учебного и боевого оружия, в том числе на двуручных мечах (рис. 10), алебардах, кинжалах и саблях (рис. 11).
При обучении приемам владения холодным оружием применялась палка, которой пользовался вместо оружия преподаватель. При помощи палки занимающиеся выполняли упражнения. Гравюры, рисунки того времени говорят о том, что обучение фехтованию происходило на индивидуальных уроках, где занимающиеся выполняли приемы под команду (рис. 12), работали у мишени и проводили учебные бои. Обучение фехтованию включало в себя также и приемы рукопашного боя и управление конем (вольтижировку).
Состязания в фехтовании проводились на учебном, тупом, оружии. Специальной защитной одежды при фехтовании не употреблялось. Это требовало от учителей особой ловкости и знания своего дела. Для занятий фехтованием в средневековых городах существовали специально оборудованные залы.
Разрешая задачи военно-физической подготовки, фехтовальные школы средневековых городов являлись вместе с тем своего рода спортивными фехтовальными центрами. Состязания по фехтованию были одной из распространенных в ту пору форм развлечения горожан.
Кроме военно-прикладной и зарождавшейся спортивной форм фехтования, в средние века существовала еще дуэльная форма, возникшая из поединков, которые носили название «суда божьего». Такой «суд божий» назначался в том случае, когда одна из прибегнувших к правосудию сторон не соглашалась с решением судьи. Поединок происходил на боевом оружии и обычно кончался смертью одного из противников, а иногда смертью обоих. Победитель поединка признавался судом выигравшим тяжбу. Поединки так называемого «суда божьего», почвой для которых служила дикость нравов и религиозный мистицизм средневековья, позже превратились в дуэли. Поединки проводились среди горожан и среди рыцарского сословия (рис. 13). Дуэлянтство поощрялось дворянством как средство воспитания воинствующей психологии господствующего класса, утверждающего свою власть кровавым насилием.
Защищая свою независимость и выступая в роли освободителя народов Европы от нашествия монголов, русский народ за 250 лет (XIII, XIV вв. и начало XV в.) принужден был провести 160 войн с врагами-захватчиками. Это определило преобладание в системе физического воспитания народа военных и полувоенных упражнений. Среди этих упражнений фехтование на палках (палочные бои) и «конские ристания» проводились уже по специальным правилам.
В XVI в. русская православная церковь вела жестокую борьбу с распространенными среди широких народных масс физическими упражнениями. Участники народных игр и состязаний преследовались церковью как еретики. Позже, в XVII в., в котором народные массы отвечают на притеснения помещиков и царской власти городскими восстаниями и крестьянской войной (Степан Разин), самобытные народные средства физического воспитания преследуются царским правительством и церковью с целью снижения боеспособности народных масс участие в народных играх и состязаниях каралось при царе Алексее Михайловиче побоями батогами и ссылкой. Однако ни церковь, ни царское правительство не смогли сломить волю свободолюбивого народа, и традиционные народные игры и состязания продолжали широко применяться трудовыми массами России.
В первой половине XVII в. ж подготовке русской армии стали привлекаться иностранцы. Это резко снизило ее боеспособность, так как из системы подготовки войск стали устраняться как исконно русские физические упражнения, так и прогрессивные методы обучения. Взамен их привносилась оборонительная тактика ведения войны, заучивание отдельных приемов и строевая муштровка.
Русское дворянство, гнушаясь традиций собственного народа, предав забвению превосходство русских в искусстве владения холодным оружием, игнорируя национальные формы состязаний в фехтовании, настойчиво и слепо подражало западноевропейскому рыцарству. В силу этого национальные формы состязаний в фехтовании не получили такого развития, как на Западе. Русское дворянство позаимствовало фехтование с Запада. Этими обстоятельствами объясняется то большое внимание, которое уделяется в данной книге возникновению и развитию фехтования в странах Западной Европы.
В связи с широким развитием военно-прикладной дуэльной и начинающей развиваться спортивной форм фехтования в средневековых городах Западной Европы возник спрос на учителей искусству владения холодным оружием. Спрос был настолько велик, что в городах появились специальные ремесленные гильдии (цехи) фехтовальщиков, куда входили наиболее опытные мастера владения холодным оружием. Усовершенствование холодного оружия привело к тому, что к XVI в. выходят из употребления металлические доспехи, легко пробиваемые пулей. В связи с этим теряют свое значение двуручные мечи и двуручные шпаги (рис. 14), а также и алебарды, оставаясь, однако, по традиции некоторое время как фехтовальное оружие. Тяжелый одноручный средневековый меч заменяется более легкой колюще-рубящей шпагой (рис. 15). Шпага используется как оружие ближнего боя на войне и как оружие, на котором происходили дуэли и состязания в фехтовании. Шпага применялась и в сочетании со щитом — тогда противники принимали боевую стойку левым боком друг к другу — и без употребления щитов, когда противники располагались правым боком друг к другу.
В связи с устранением металлической защитной одежды и облегчением оружия техника владения им получила возможность развития. Бурное развитие началось только с превращением боя в условный спортивный бой на облегченном тупом спортивном оружии. Легкая, удобная предохранительная одежда и фехтовальная маска полностью устраняли опасность уколов и ударов, т. е. фехтование превратилось в фехтовальный спорт, что произошло в конце XVIII в. Теряя постепенно свое военно-прикладное значение, шпага становится ритуальным, парадным оружием в среде дворянской знати и оружием, на котором происходили дуэли. Вместо щита с конца XV в. стала применяться, сначала только для защиты, а позже и для нападения, дата — короткая шпага (рис. 16). Противники располагались главным образом левым боком друг к другу, держа шпагу в правой руке, а дату в левой (рис. 17).
Конец XV и начало XVI вв. характеризуется преобладанием в Западной Европе дуэльной формы фехтования. Поветрие дуэлей особенно сильно распространилось в Испании, где возникла особая каста драчунов-дуэлянтов под названием «Браво». Испания славилась лучшими шпажными (толедскими) клинками и была признана своего рода центром фехтования того времени.
Дуэльный и спортивный фехтовальные бои проводились главным образом на шпагах с дагой, которая вскоре была заменена кинжалом. Вместо даги или кинжала применялся и плащ (рис. 18), при помощи которого проводились приемы защиты, обезоруживания противника и подготовки нападения.
Испанские учителя фехтования Понс-де-Перпиньяна и Пед-рос-де-Торре в 1474 г. выпускают первую в Испании книгу по вопросам техники и тактики фехтования. К тому же времени вводятся понятия внешней и внутренней фехтовальных линий и приемы маневрирования (так называемые «пассы» — шаги и «вольты» — уклонения).
В Германии в XV и XVI вв. фехтование широко развивалось среди городского населения, которое организовывало фехтовальные школы и своего рода фехтовальные спортивные общества («Братство святого Марка», «Вольные фехтовальщики пера» и др.) (рис. 19). Под влиянием реакционного духа прусского юнкерства, ставшего впоследствии одной из черт германского фашизма, фехтование в Германии выродилось затем в одну из самых отвратительных разновидностей диких развлечений того времени — в так называемое мензурное фехтование. Противники, снабженные защитными очками (консервами) и вооруженные шлегерами (оружие типа сабли с отточенным лезвием), старались нанести друг другу режущие удары по лицу.
Однако и в Германии имел место процесс возникновения фехтовального спорта. Так, в 1570 г. немецкий учитель фехтования Иохим Мейер ставит вопрос о разделении фехтования на колющем и колюще-рубящем оружии, что говорит о существовании в Германии в ту пору спортивного фехтования.
С середины XVI в. центром фехтования, носящего в то время дуэльную и спортивную формы, становится Италия. В 1509 г. выходит первый печатный труд по фехтованию на итальянском языке (Пьетро Мончо). В 1517 г. Ахилло Мароццо, который считается «отцом» итальянского фехтования, подробно пишет о принципах фехтования. Применявшиеся вначале только как защитные средства, дага и кинжал стали нести функции нападения, и поединки (дуэли) приняли еще более кровопролитный характер. Существенным явлением в области разработки вопросов техники фехтования (было установление семи защит (Вирджиани, 1560). Эти семь защит и восьмая, введенная во Франции 200 лет спустя, схожи с современными рапирными защитами.
В начале XVII в. итальянские специалисты выпускают ряд книг по вопросам техники и тактики фехтования, которое развивалось по двум линиям: дуэльного и спортивного фехтования. Последнее более широко развивалось в это время во Франции. Только спустя 37 лет после французов итальянцы в 1610 г. поставили вопрос об отмене даги, кинжала и плаща. С этого момента спортивная форма фехтования получает самостоятельное развитие. К этому же времени производится разделение поражаемого пространства для нанесения уколов и ударов.
Влияние итальянской школы фехтования на целый ряд западноевропейских стран продолжается вплоть до XVIII в.
Во Франции долгое время, до конца XVII в., на развитие фехтования накладывала свою печать итальянская школа фехтования. Однако французские фехтовальщики первыми поставили вопрос об упразднении даги, кинжала и плаща (Сан-Дидье, 1573).
В связи с устранением даги, кинжала и плата изменилась и боевая стойка. Фехтующие, держащие оружие в правой руке, становились теперь уже правым боком друг к другу. Левая рука выполняла функции защиты и обезоруживания (рис. 20).
Ревниво оберегавшие авторитет своей фехтовальной школы, итальянцы, стоявшие в то время у руководства французским фехтованием, не поддержали этого предложения. Однако факт существования такого предложения говорит о том, что во Франции в конце XVI в. шло бурное развитие спортивной формы фехтования, которое тормозилось консерватизмом итальянских учителей фехтования. В 1633 г. во Франции выходит книга Бенара Ренне с описанием техники фехтования, очень близкой к современной. Бенар Ренне описывает салют, боевую стойку, приемы маневрирования, выпад, соединения, переводы, удары и уколы, зашиты прямые, круговые, полу круговые и уступающие. Кроме того, в книге описываются приемы обезоруживания.
В конце XVII в. появились укороченные и облегченные Французские шпаги, предназначенные только для уколов. С применением такого фехтовального оружия техника, а в связи с ней и тактика спортивного фехтования начали бурно прогрессировать.
Великий французский писатель того времени Мольер следующим образом характеризует современное ему фехтование: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию». Эта характеристика говорит о том, что спортивная форма фехтования во Франции в середине XVII в., существовавшая наряду с дуэльной его формой, получила уже достаточное развитие в отношении техники и тактики. Для спортивного фехтования применялось учебное оружие с тупым закругленным концом (см. рис. 20). Не подлежит сомнению, что уколы и удары в лицо при состязаниях по фехтованию запрещались.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1872;