ФЕХТОВАНИЕ В ДРЕВНОСТИ
Борьба первобытного человечества с природой за свое существование, а позднее непрерывные захватнические и оборонительные войны, которыми насыщена история народов древнего мира, были причинами возникновения, усовершенствования холодного оружия и развития искусства владения им. Жизнь племени, города, страны зависела в те времена в большой мере от умения воинов и всего населения владеть холодным оружием.
Обучение детей и юношества искусству владения холодным оружием и постоянные упражнения взрослых в этом искусстве были предметом большого внимания и неусыпных забот общества.
Это нашло свое отражение в физической культуре, в бытовых и религиозных обрядах, в изобразительном искусстве, в фольклоре и литературе народов древнего мира.
Различные памятники древнего мира рассказывают нам о вооружении древних воинов, о приемах владения холодным оружием и о состязаниях в фехтовании, история которого уходит в глубину древних веков.
Так, например, в нанайских сказаниях говорится о распространенном среди этой народности фехтовании на коротких палках. Известно изречение древнеримского историка Вегеция: «Ждать победы нужно не от количества солдат, но от их знаний и умения владеть оружием».
В самые отдаленные периоды существования человека оружие охоты и оружие войны, царившей между племенами, не имело существенных различий. Постепенно появилось и холодное оружие, специально предназначенное для ведения войны. Исторические памятники дают богатый материал о видах холодного оружия, применявшегося в древние века народами, населявшими территорию СССР. Народы среднего Урала во второй половине второго тысячелетия до нашей эры выделывали из бронзы наконечники стрел, копий, дротиков и кинжалы.
Среди предметов, найденных при раскопках скифских курганов, относящихся к VI в. до нашей эры, встречаются: обоюдоострые мечи с заостренным концом, с небольшой перекладиной — крестовиной или без нее; кинжалы, по форме подобные мечам, щиты, боевые топоры, копья, металлические шлемы.
У народов Запада в древние века в качестве оружия при ближней схватке был распространен меч. Народы стран древнего Востока применяли, главным образом, оружие типа современной сабли, что было связано с преобладанием у них конных войск. На Руси пользовались и мечами и саблями.
Защитными приспособлениями воинов древнего мира являлись щиты разных форм, размеров и материала (деревянные с кожаной обшивкой, деревянные с металлической обивкой, чисто металлические), специальная одежда и металлические шлемы.
Кроме меча, сабли и щита, в древние века было распространено метательное оружие: бумеранг, копье, дротик, лук и стрелы и др. Однако для возникновения фехтования главное значение имело холодное оружие — меч и сабля, применяемое в ближнем бою.
Мечи, применявшиеся в древние века народами, жившими «а территории СССР, греками и римлянами, имели большое сходство между собой. Это были одноручные, обоюдоострые, т. е. отточенные с двух сторон, полосы металла, имевшие плоское ромбовидное сечение. Длина металлической полосы была различная. Русский меч отличался наибольшей длиной (100 см), затем шел римский меч (до 70 см) и, наконец, греческий (до 50 см). Слегка уплощенные, длиной примерно 10 см, рукоятки мечей были прямыми и заканчивались утолщением. Со стороны клинка у рукоятки имелась перекладина-крестовина, которая защищала вооруженную руку от ударов. Ширина лезвий мечей равнялась 4—5 см. У русского и римского мечей конец был хорошо заострен, а у греческого — закруглен, что объясняется незнанием греками способов закаливания стали.
Судя по массивности оружия, по применению пешими воинами древних веков щитов, шлемов и специальной одежды, можно заключить, что техника владения холодным оружием в то время отличалась широкими размашистыми движениями вооруженной руки. Боевая стойка левым боком к противнику обусловливалась держанием в левой руке щита, за которым воин старался скрыть большую часть своего тела.
Приемы нападения мечом состояли из рубящих ударов и уколов. Греческие воины применяли, ввиду отсутствия у их Мечей заостренного конца, только рубящие удары. Римские воины с успехом противопоставляли грекам укол. Преимущество укола перед ударом состояло в том, что при его выполнении на замахе не было необходимости открывать вооруженную руку и правый бок, что приходилось делать на замахах мечом при рубящих ударах по голове и правому боку. Массивные шлемы раньше других частей защитной одежды стали изготовляться из металла, что говорит о применении воинами преимущественно рубящих ударов по голове. Однако рубящие удары и уколы мечом наносились и в другие части тела противника. Следует учесть, что не всегда бои происходили только между двумя воинами. Часто в сражении один воин отбивался от нескольких противников. Это требовало своеобразных приемов защиты и нападения. Если движения рубки головы, правого и левого бока в бою двух противников того времени имели грубое (схематическое) сходство с техникой одноименных рубок при современном фехтовании на саблях, то уколы были очень своеобразны. Надо полагать, что они наносились с замахом либо снизу и сверху щита, либо справа и слева от него.
Несмотря на то, что воины древних веков имели высокую, для условий того времени, технику владения холодным оружием, ее нельзя поставить в сравнение с техникой современного фехтования на чрезвычайно легком спортивном оружии. Воин древнего мира должен был обладать большой физической силой, ловкостью и выносливостью. Эти качества вырабатывались неустанными упражнениями в беге, прыжках, метаниях, плавании, приемах владения холодным оружием и других навыках в умышленно затрудненных условиях с целью физического воспитания и боевой подготовки.
В период первобытнообщинных отношений физическая культура народов, населявших территорию СССР, носила общенародный характер и служила средством подготовки населения к трудовой и оборонительной деятельности. Позднее, с развитием производительных сил общества, появилась частная собственность на средства производства и обусловленная этим эксплуатация человека человеком. Родоплеменная знать использовала физическую культуру для порабощения народа и подготовки людей к захватническим войнам.
У скифских племен, кочевавших по территории СССР, отличавшихся воинственностью и прекрасным владением холодным оружием, к VII в. до нашей эры были распространены короткие мечи, медные топоры, луки и щиты. Апполинарий Сидоний — римский писатель V в. нашей эры писал об этих племенах: «У них страшные и верные руки, наносящие меткими копьями неизбежную смерть, и ярость, умеющая разить непогрешимыми ударами». Обучение приемам владения холодным оружием у скифов являлось составной частью хорошо организованного военно-физического воспитания всего племени. В родственном скифам племени сарматов искусно владели мечам не только мужчины, но и женщины. Сарматы особое внимание уделяли в военно-физической подготовке навыку ведения открытого рукопашного боя.
У славян с самых отдаленных времен были распространены состязания в искусстве владения холодным оружием как пеших, так и конных воинов.
У восточных славян, отличавшихся могучим телосложением, отвагой, выносливостью, смелостью свободолюбием, превосходным владением холодным оружием и тактикой открытого рукопашного боя, к VIII в. нашей эры физическое воспитание носило всеобщий, народный характер. Обучение приемам владения холодным оружием было также одной из задач всеобщей военно-физической подготовки.
Среди игр и разнообразных физических упражнений у славян имели место палочные бои (фехтование на палках). Подобно кулачным боям, палочные бои происходили между отрядами («стенка на стенку»), комплектовавшимися по возрастам: 13—16 лет, 17—19 лет, 20—24 года, 25 лет и старше. По словам Белинского, в забавах и играх русского народа отражались «простодушная суровость его нравов, богатырская сила и широкий размах его чувств».
Постепенно владение холодным оружием стало привилегией имущих классов и их наемных войск. Основная же масса населения употребляла для охраны своей жизни и имущества палки и дубины (палицы), носившие на Руси название шелепуг (шалыг) подорожных.
Среди неимущих в странах древнего Запада было распространено фехтование на палках, а фехтование на холодном оружии стало классовой привилегией рабовладельцев и позднее феодалов и их наймитов. Изображение воинов, вооруженных палками, встречается и на памятниках древнего Египта.
В Грузии, которая вела I—II вв. до нашей эры постоянные наступательные и оборонительные войны, система военно-физического воспитания включала в себя упражнения с холодным оружием. Наряду с этими и другими физическими упражнениями было широко распространено фехтование. Практиковались поединки, подобные возникшим в средние века рыцарским турнирам.
У горцев в этот период сохранился первобытнообщинный строй и физическое воспитание, в которое входило фехтование, носило общенародный характер.
В древнем Китае обучение приемам владения холодным оружием проходило под непосредственным руководством отца путем беспрекословного подражания сыном всем действиям отца. В Индии воспитание знатной молодежи и обучение ее навыкам владения холодным оружием было целиком сосредоточено в руках предводителей каст—браминов. В Иране мальчики после 7-летнего возраста воспитывались в общественных школах, где и проходили курс владения холодным оружием. К 15 годам воспитание заканчивалось, и юноши начинали нести службу охраны.
Воспитание юношества Спарты носило ярко выраженный военный характер. С раннего детства мальчики богатых классов воспитывались в общественных учреждениях, где наряду с другими физическими упражнениями усваивали навык владения холодным оружием.
В Афинах самостоятельным предметом воспитания подрастающего поколения была военная гимнастика, которой занимались мальчики и юноши в гимназиях. В древнем Риме юноши до 16 лет воспитывались родителями. С 15 лет они особо тщательно упражнялись в боевых приемах с оружием и с 16-летнего возраста поступали в военные лагери, где наряду с другими физическими упражнениями занимались усовершенствованием навыка владения холодным оружием. В литературе эти упражнения носят название фехтования. Упражнения в фехтовании заключались в выполнении приемов рубящих ударов и уколов по столбу, врытому в землю. В качестве оружия для этих упражнений применялись деревянные мечи и палки. Подобным же образом тренировались в искусстве владения холодным оружием и взрослые римские воины.
Необходимо отметить, что все сказанное выше о Китае, Индии, Персии, Спарте, Афинах и Риме относится к воспитанию подрастающего поколения зажиточных классов. Среди трудового населения имели распространение игры и состязания, сложившиеся в эпоху первобытнообщинного строя, в числе которых было упомянутое выше фехтование на палках.
Уже в древние века у различных народов устраивались состязания во владении холодным оружием. Древнегреческий поэт Гомер в своем произведении «Илиада» описывает такие состязания следующим образом:
«В бранный облекшись доспех, ополчившись пронзительной медью,
Выйти один на один и померить их мощь перед народом,
Кто у кого скорее пронзит благородное тело
И сквозь доспехи коснется и членов и крови багряной
Тот победитель».
Как видно, состязания эти не обязательно кончались смертельным исходом. Условием победы было касание тела или легкое ранение. Однако трудно предполагать, что подобные состязания проходили без значительных травм.
Оружием для состязаний служили пики без наконечников, тупые мечи, щиты.
В древнем Риме состязания на холодном оружии между гладиаторами были излюбленным развлечением народа, падкого в период разложения римской империи до кровавых зрелищ. Традиция устроения таких состязаний была заимствована римлянами у этрусков, которые их устраивали во время похорон между ближайшими родственниками умершего. Первый такой поединок в Риме произошел в 264 г. до нашей эры между двумя братьями по случаю смерти их отца. Позже появилась специальная каста гладиаторов — людей, ремеслом которых были состязания на холодном оружии. Эти состязания в ряде литературных источников носят название состязаний по фехтованию. Гладиаторы вербовались главным образом из рабов и лиц, не имеющих определенных занятий. Особое распространение гладиаторские бои, устраиваемые по различным поводам, получили в годы распада римской империи. К этому времени относится организация специальных гладиаторских школ. Предприниматели поставляли гладиаторов из этих школ устроителям кровавых зрелищ за особую плату. Жизнь гладиатора целиком принадлежала предпринимателю.
Обучение гладиаторов искусству ведения боя на холодном оружии и упражнения в этом искусстве происходили под руководством учителей фехтования. Первоначальное обучение гладиаторов проводилось на палках, которыми они учились наносить удары и уколы по мишеням. Следующим этапом обучения было фехтование на тупом оружии. Кроме кинжалов и мечей, оружием, на котором сражались гладиаторы, служили трезубец, сеть, копье.
В состязаниях гладиаторов часть времени отводилась на фехтование тупым оружием или боевым оружием с надетыми на него кожаными чехлами. После такого выступления подавался знак и гладиаторы переходили к бою на боевом оружии. Бой гладиаторов в большинстве случаев кончался смертью одного из двух сражающихся. Толпа зрителей решала, путем особой формы голосования, судьбу побежденного. Увлечение гладиаторскими боями и другими дикими зрелищами к началу нашей эры приняло характер всеобщего психоза. Так, Троян праздновал свою победу 123 дня, в течение которых в гладиаторских поединках участвовало 10 000 человек. Кроме гладиаторских состязаний, в древнем Риме проводились среди юношества, принадлежавшего к аристократии, традиционные игры под названием троянских игр, представлявших собой состязания в кавалерийских упражнениях в сочетании с метанием короткого копья и стрел.
Традиции гладиаторских боев и троянских игр были воспроизведены позже рыцарством в своеобразной для средневековья форме, описанной ниже.
Таким образом, в древние века обучение приемам владения и фехтованию на холодном оружии в странах Запада, с одной, стороны, использовалось для военно-физической подготовки армии правящего класса рабовладельцев, а с другой — превратилось в кровавые гладиаторские состязания. У восточных славян фехтование на холодном оружии и состязания в палочных боях служили одним из средств общенародной военно-физической подготовки и носили, следовательно, более прогрессивный характер.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1166;