Информационные противостояния от древности до Нового времени
Чтобы понять современное состояние мысли, важнейший путь – вспомнить, как человечество дошло до него…
А. И. Герцен
Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.
Козьма Прутков
Примеры информационного противостояния можно найти в древнейших сказаниях. В частности, первой известной человечеству из Библии «информационной операцией» можно считать искушение Евы, а через нее и Адама. Искуситель сумел убедить их, что если они вкусят запретный плод с Древа познания добра и зла, то обретут способность к познанию и, в итоге, не только сравняются с Богом, но и превзойдут его по своим возможностям.
Новый Завет дает еще одно описание «информационной акции» Искусителя, направленной уже против Иисуса. Пытаясь ввести в искушение постившегося в пустыне Иисуса, дьявол, в частности, поднимается с Ним на гору, «показывает все царства мира» и говорит: «Все это дам Тебе, если падши поклонишься мне». Но эта акция Искусителю не удалась.
В этом обществе появились и вошли в обиход понятия «святая ложь», «ложь во благо», «ложь из сострадания». Чем выше человек по уровню образования, социальному положению, тем чаще от него можно ждать «разумного лицемерия», осознанной и «обоснованной» лжи. Соответственно, чаще такие явления заметны в условиях рациональной цивилизации. Обычно их расценивают как необходимую информационную операцию.
В итоге в настоящее время политика, бизнес, реклама, избирательные кампании, социология, отношения между супругами, детьми и родителями, учениками и учителями, начальниками и подчиненными, правовые отношения, мораль оказались в большой степени выстроенными на стремлении одних манипулировать сознанием и поведением других. Манипуляция стала обычной, незамечаемой, даже как бы естественной частью нашей жизни.
Как следствие, возникла необходимость научного анализа информационных отношений, в том числе специфики наступательных и оборонительных действий в них, путей обеспечения информационной безопасности.
Информационное противоборство имеет глубокие исторические корни и велось практически на всех этапах человеческой истории и во всех видах военного и политического противостояния.
Устрашение и сила, с одной стороны, хитрость и коварство – с другой, – вот основные составляющие успешных действий всех известных истории правителей и полководцев. Сочетанием устрашения и хитрости побеждали древнегреческие полководцы Фемистокл, Лисандр, Александр Македонский, карфагенянин Ганнибал, римский император Юлий Цезарь, русские полководцы Суворов и Кутузов, вожди Нового времени Наполеон, Черчилль, Сталин.
Еще 2500 лет назад древнекитайский философ, государственный деятель и полководец Сунь Цзы изложил ряд формализованных правил ведения военных действий, многие из которых до сих пор сохранили свое значение. В области военного искусства некоторые из них больше известны как приемы военной хитрости, составляющие методический базис информационно-интеллектуального обеспечения боевых действий.
На двадцати страницах своей небольшой (по нынешним меркам) книги Сунь Цзы дает ряд рекомендаций и советов полководцам, отстаивающим интересы своего государства. Эти рекомендации он называет «предварительными расчетами»:
если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь;
если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься;
хотя ты и был близко, показывай, будто ты далеко;
хотя ты и был далеко, показывай, будто ты близко;
заманивай его выгодой;
приведи его в расстройство и бери его;
если у него все полно, будь наготове;
если он силен, уклоняйся от него;
вызови в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если они дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает…
Обосновывая принцип экономии сил, Сунь Цзы пишет: «По правилам войны наилучшее – сохранить государство противника в целости, на втором месте – сокрушить это государство. Наилучшее – сохранить армию противника в целости, на втором месте – разбить ее. Поэтому самая лучшая война – разбить замыслы противника; на следующем месте – разбить его союзы; на следующем месте – разбить его войска.» Один из афоризмов Сунь Цзы звучит так: «Верх искусства – это не выигрывать сто битв, напротив, покорить армию врага без сражения».
Наиболее общие и важные рекомендации (или стратагемы) в книге Сунь Цзы пронумерованы. Приведем некоторые из них, непосредственно подчеркивающие важность владения приемами дезинформации противника для манипулирования его состоянием и действиями.
№ 10. Добивайся доверия противника и внушай ему спокойствие. Только тогда осуществляй свои скрытые планы. Подготовь все, как подобает, нападай без колебаний и не дай врагу опомниться.
№ 21. Всегда сохраняй уверенный вид. Не допускай изъянов в своей позиции. Так можно не позволить союзнику поддаться страхам и не дать противнику повода предпринять нападение.
№ 27. Лучше сделай вид, что ничего не знаешь и не хочешь ничего делать, чем делать вид, что владеешь знанием, и не будешь действовать безрассудно.
№ 36. Сохраняй свои силы, избегая открытого противостояния.
О роли и влиянии идей Сунь Цзы на развитие военного искусства свидетельствует, в частности, тот факт, что в течение двух с половиной тысяч лет после выхода трактата в свет к нему было написано и опубликовано несколько сотен комментариев. Эта небольшая работа породила на протяжении веков незатухающую информационную волну и стала особым феноменом восточной культуры, проявлением национальной психологии ряда стран и важнейшим достоянием мировой цивилизации.
Многие из общих положений этой книги легко переносились из области войны в область политики и дипломатии. Бывший директор Центрального разведывательного управления США Ален Даллес, один из основателей и идеологов американской разведки, видел заслугу Сунь Цзы в том, что он первым обосновал рекомендации по организации разведывательной деятельности, включая искусство контрразведывательных операций, заложил основы теории и практики психологической войны, в которой основополагающим положением стало умение управлять состоянием и действиями противника.
В творческом наследии известного военного теоретика Нового времени К. Клаузевица имеется ряд интересных положений, относящихся к вопросам информационного противоборства и, по сути, перекликающихся с рекомендациями Сунь Цзы. Подчеркивая особую роль морально-психологического фактора в любой войне, Клаузевиц писал: «Физические явления подобны деревянной рукоятке, в то время как моральные представляют подлинный отточенный клинок… Слабой стороне хитрость предлагает свои услуги как единственный якорь спасения».
С глубокой древности известна так называемая «транспортная теорема», определяющая центробежные и центростремительные механизмы взаимоотношений провинций и метрополии в любой стране. Рекомендации по использованию информационно-психологических механизмов этой «теоремы» с целью дезорганизации отношений внутри противостоящего государства разрабатывались веками и применяются с давних пор. Они сохранили свою актуальность и сегодня. Анализ и обобщение рекомендаций того времени позволяют представить суть некоторых из них в следующих кратких положениях:
пытайтесь внести разложение во все ценное, вовлекайте людей в преступные дела;
подрывайте положение авторитетов и их репутацию, навлекайте на них позор в глазах соотечественников;
используйте даже самых низких и отвратительных людей;
мешайте деятельности правительств;
сейте разногласия и раздоры;
восстанавливайте молодежь против стариков;
сокрушайте старые традиции;
не жалейте ни подарков, ни денег, ни обещаний – все окупится.
В начале шестнадцатого века своего рода информационно-психологическую концепцию государственной власти выдвинул и обосновал итальянский историк и мыслитель Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.). В популярной до сих пор книге «Государь» Макиавелли впервые сформулировал основные принципы ведения информационного противоборства в политической сфере. Он выдвинул знаменитый тезис о том, что политик должен сочетать в себе черты льва и лисицы. Обладая качествами этих животных, он будет способен, с одной стороны, действовать решительно, с применением силы, с другой – манипулировать массами при помощи хитрости, изворотливости, обмана. Ложь во благо общества признавалась допустимой и даже необходимой.
По убеждению Макиавелли, разумный правитель «не может и не должен оставаться верным своему обещанию», если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется.
Показателен еще один принцип государственности, сформулированный Макиавелли. Он требует использовать в работе с подданными «насилие для тела и ложь для души». Позднее этот принцип широко использовался орденом иезуитов, уделявшим первостепенное внимание контролю над поведением и мыслями своих членов.
В начале семнадцатого века, в годы Великой смуты, против России была проведена масштабная агрессия с использованием грандиозной информационно-пропагандистской акции. С целью дестабилизации внутреннего положения в России, а затем и ее покорения другой, чуждой по вере и жизненному укладу страной в 1601 г. в Речи Посполитой объявляется самозванец, назвавший себя царевичем Дмитрием, якобы спасшимся от убийц, подосланных Борисом Годуновым. В начавшейся информационной войне для обмана населения широко использовались так называемые «подметные» письма, манифесты, подписанные самозванцем, выступления наемных провокаторов. Ставка делалась на слепую веру народа в законного царя, а также на недовольство действиями бояр и некоторыми реформами Годунова. Отчасти успеху информационной агрессии способствовали объективные трудности, связанные с двумя неурожаями подряд и сильнейшим голодом в стране. В итоге Лжедмитрий I оказался на престоле Рюриковичей в Кремле (1605 г.). Позднее при таком же информационном сопровождении в Кремль вошел Лжедмитрий II (1608 г.), а затем состоялось и воцарение в России польского королевича Владислава (1610 г.). О роли и месте этой аферы в истории нашей страны говорит тот факт, что день освобождения от покоривших в тот период народ лжецов и дезинформаторов является сегодня государственным праздником (4 ноября).
Во многом на информационной основе возник и знаменитый церковный раскол семнадцатого века, приведший к глубокому раздвоению в русской жизни и русской истории. Вспомним, как он начинался. В середине XVII столетия патриарх Никон, пытаясь упорядочить культ святых в православии и добиться единообразия в их почитании, начинает реформу богослужения. Однако его новшества, вводимые без должной пропагандистско-разъяснительной работы и учета душевно-психологического состояния россиян, вызвали больше сомнений, чем доверия. В итоге более эффективными оказались слухи о том, что они не отвечают духу православия, а сам Никон – антихрист. Его прямой оппонент Аввакум сумел внушить значительной части русского народа, что за новшествами Никона неизбежно последует гибель Московского царства и наступит царство антихриста. Возникло движение староверов, людей, которые не хотели принимать реформу и продолжали жить и верить в Бога на старый лад. Не желая подчиняться Никону, крестьянство целыми деревнями уходило в леса. По России прокатилась волна самосожжений. Сейчас даже трудно представить масштаб и ужас трагедии, лишившей русский народ единства. В России образовались две православные церкви – официальная и старообрядческая.
Уже в восемнадцатом веке по информационной схеме самозванцев из Речи Посполитой действовал Емельян Пугачев, путем откровенной дезинформации навязав народу представление о себе как о законном российском императоре Петре III. Действовал достаточно долго и небезуспешно, при поддержке населения многих губерний России.
Еще один классический вариант дезинформации народа продемонстрировала российской истории в 1917 г. партия большевиков под руководством В. И. Ленина. В сложнейшей, критической для страны ситуации она сумела убедить россиян, что только победа революции под ее руководством обеспечит, во-первых, единственно возможный выход из ненавистной для всех кровопролитной мировой войны, во-вторых, передачу земли крестьянам, в-третьих, возможность управления государством со стороны рабочих. Итог этой информационной операции тоже почти классический. Победная революция состоялась, но война тут же переросла из мировой в еще более кровавую гражданскую, а крестьяне от владения землей, как и рабочие от управления страной, оказались еще дальше, чем были до этого.
Тема 3.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 827;