Методы консервации генетических ресурсов

Методы консервации генетических ресурсов делятся на два основных

направления:

1) Консервация in situ, или консервация деревьев и насаждений в естественных популяциях, т. е. в местах их извечного проживания.

2) Консервация ex situ, или сохранение генов, генных комплексов или генотипов в искусственных условиях, т. е. не в месте их естественного проживания.

Следует также заметить, что одни группы растений могут сохраняться только in situ, другие — только ex situ, третьи — обоими методами. К ме-

тодам консервации можно отнести географические происхождения, экотипы и популяции, а также сохранение признаков индивидуальных деревьев.

15.2.1. Консервация генофонда in situ

Консервация in situ заключается в выведении из эксплуатации и сохранении насаждений желательных видов или их комплексов с целью предотвратить дальнейшие потери генофонда от причин, связанных с деятельностью человека. Один из главных выигрышей здесь — это сохранение экосистем, поскольку других эффективных методов сохранения экосистем, кроме сохранения in situ, просто не существует.

Однако этот путь имеет и свои недостатки. На некоторые из них указывают В. Zobel и J. Talbert (1984). При всей своей привлекательности, стратегия «руки прочь» от лесных экосистем может привести к быстрому исчезновению желательной генетической структуры охраняемых насаждений ввиду динамических изменений, имеющих место во всех лесных насаждениях. В естественных насаждениях, предоставленных самим себе «в природе», и в судьбу которых человек не вмешивается,, идут свои процессы. Состав видов и распределение генных комплексов будут меняться при переходе насаждений из одной стадии сукцессии в другую. Например, многие сосновые типы леса образовались в результате некоторых прошлых, обычно неблагоприятных внешних изменений, вызванных пожарами, ураганами, инвазиями или другими катастрофами. Если существующие сосновые леса оставить без вмешательства человека, то субклимаксовые сосновые леса, часто в значительной степени, будут замещены лиственными, и с течением времени сосновые компоненты исчезнут или будут уменьшены в значительной степени.

Об аналогичном ходе событий в ельниках Литвы сообщают R. Gabri-lavicius и J. Danusevicius (1996). Их данные свидетельствуют, что в последние годы по разным причинам здесь повреждена значительная часть генетических объектов, сохраняемых in situ.

Таким образом, если желательно и необходимо сохранить гены и генные комплексы уже существующих насаждений, они должны управляться, чтобы предотвратить естественную сукцессию, ведущую к увеличению состава лиственных пород.

Главное требование, предъявляемое к консервации генетических ресурсов in situ, которое часто или непонятно, или игнорируется, заключается в управлении охраняемыми лесами, чтобы сохранить желательный состав генов.

Одним из наименее понятных аспектов сохранения насаждений in situ является необходимый размер популяции. Общая позиция может быть выражена положением, что «если несколько деревьев хорошо, то много деревьев еще лучше». В связи с этим зачастую для консервации in situ отводят-

 

 

ся большие площади, чем необходимо. Конечно, большие размеры сохраняемых насаждений in situ, с генетической точки зрения, — это хорошо. Но они вызывают чрезмерное напряжение и ведут к убыточности хозяйств, занимающихся консервацией генофонда, а зачастую и экономики общества в целом, поскольку потенциальные полезные продукты леса становятся менее доступными. Возможно, нет необходимости консервировать сотни тысяч индивидуумов, которые содержат одни и те же гены и генные комплексы. Возможно, что вполне достаточно будет и нескольких тысяч таких деревьев. Если эти индивидуумы сохранить и управлять ими так, чтобы они могли сами себя воспроизводить, то отпадет необходимость выводить из хозяйственного пользования многие тысячи гектаров для консервации генов. У нас в стране рекомендуемая площадь генрезерватов — от одного или нескольких гектаров (для уникальных древостоев) до 300— 1000 гектаров (в лесной и предтундровой зонах).

Широкая общественность, как и лесоводы, часто путают понятия консервация лесов для экологических и эстетических целей и консервация лесов для охраны генофонда. Да, для экологической консервации желательны огромные территории, но они не обязательны для консервации генов. Несколько хорошо отобранных лесных насаждений среднего размера могут быть достаточными для консервации генофонда. Требование больших, завышенных размеров площадей для якобы консервации генофонда вызывает неприятие и отвергается лесовладельцами, в результате чего страдает дело консервации генофонда. Например, спасение тропических лесов иногда ведется под девизом «мероприятия по консервации генофонда», что не корректно.

Общей проблемой консервации in situ является то, что часто ошибочно сохраняют не те популяции, которые надо сохранить. Вместо консервации популяций, которые находятся под угрозой, выбирают те, которые растут на значительных высотах над уровнем моря или в других бедных условиях местопроизрастания, потому что они менее ценные, их легче вывести из хозяйственного оборота или они имеют желаемые размеры. В то же время популяции, растущие в более типичных условиях, разрушаются. Следует более внимательно проводить отбор насаждений для консервации in situ.

Еще одна трудность консервации возникает в некоторых районах в результате «загрязнения» желательного генетического материала от соседних искусственных насаждений, которые создаются вблизи районов консервации. Поскольку искусственное лесовосстановление становится все более обычным, опасность такого «загрязнения» увеличивается. В. Zobel и J. Talbert (1984) отмечают, что в некоторых странах Западной Европы нет, например, настоящей местной сосны обыкновенной — Pinus sylvestris ввиду полного смешения между местными и импортированными генотипами этого вида.

 

географических происхождений является нежелательным. Для селекционера, интересующегося повышением выхода древесины в данных условиях, это может иметь меньшее значение. Если вновь созданные генотипы являются превосходными в данных условиях по каким-либо показателям, они должны использоваться селекционером. Для практических программ нет особых достоинств в чистоте местных генетических ресурсов как таковых, если новые генотипы содержат комбинации генных комплексов, которые обеспечивают превосходство в росте и получений желаемых продуктов. «Новые» деревья могут иметь хорошие генные комплексы, однако селекционеры часто нуждаются в стабилизации их до использования в рабочих программах (В. Zobel и J. Talbert, 1984).








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1755;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.