Принцип наглядности
С развитием общества увеличивается и усложняется объем знаний, усложняется содержание образования. Содержание информации в книге, выраженное в знаковой форме (словах), не всегда удается соотнести с представлениями реальной жизни.
Я. А. Коменский обосновал принцип наглядности в XVII веке как основу успешного обучения. В России К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование принципу наглядности, разработал ряд способов и приемы работы с наглядными пособиями.
Под наглядностью понимается организация чувственного познания ученика. Чувственное познание как отражение окружающей действительности в ощущениях, представлениях может занимать в развитии ученика самостоятельное значение или быть средством формирования абстракций. В первом случае накопление многообразия чувственных образов является целью обучения. Во втором случае чувственные образы способствуют усвоению законов, правил, теории. Опора на чувственное познание учащихся на их представления, личный опыт – одно их главных условий успешности обучения. Одной из сторон организации чувственного познания в учебном процессе является использование наглядных пособий. Выделяют натуральные, изобразительные, схематические группы наглядных пособий, а также объемные, плоскостные и наглядность на печатной основе.
Реальные предметы не могут быть наглядными пособиями, хотя некоторые ученые выделяют натуральную (естественную) наглядность. Существуют признаки наглядного пособия:
1. это модель реальных процессов, видоизменный предмет,
2. если эта модель используется для выполнения учебной задачи,
3. наглядное пособие – это средство познания, а не цель. Они приближают процесс познания к отражению реальных предметов,
4. наглядное пособие формирует чувственный образ и с помощью умозаключений делается вывод.
При работе с наглядными пособиями учитель должен учитывать анализ содержания самого наглядного пособия, возможность обратной связи (представить это в жизни), связь возникших представлений с содержанием изучаемого материала. Используемая наглядность должна быть своевременно вывешена и убрана, хорошо изучена и сопровождаться словесным объяснением. Я.А. Коменский вывел «золотое» правило дидактики: все видимое предоставить глазу, слышимое – уху, осязаемое – пальцам. Во время прослушивания музыки в ДОУ наглядность убирают, потому что внимание дошкольника рассеяно и он не может концентрироваться на двух объектах: музыке и наглядности. Стоит указать на тот факт, что исполнение музыки относится к наглядно-слуховым методам.
Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность (яркие словесные описания, рассказы об интересных случаях, звуковые средства: магнитофоны и видеозаписи).
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1768;