Риски и возможности развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве
К настоящему времени геополитические риски для реализации интеграционных соглашений приобрели особую значимость в связи со специфической структурой постсоветских экономик. По мере индустриального спада внешняя торговля государств СНГ все больше приобретала сырьевой характер. В результате их потенциал взаимной торговли сузился ко второй половине — концу 1990-х годов до небольшого числа моментов естественно-географической дополнительности (у одной страны избыток леса, у другой — избыток хлопка и т. д.). Однако многие ключевые для внешней торговли природные ресурсы (нефть, газ у России, Казахстана, Туркменистана и Азербайджана) или полуфабрикаты (прокат черной металлургии у России, Украины, Казахстана) совпадают. Поэтому государства СНГ все больше выступают на внешних рынках как конкуренты. В целом возможности для кооперации у деиндустриализированных экономик резко сузились. В то же время ЕС или Китай, как другие возможные направления создания зон свободной торговли, обладают преимуществами объемных рынков сырья, источников свободных капиталов и технологий.
К дополнительным рискам можно отнести следующие:
· сохраняется неопределенность в вопросах взаимодействия политики развития зоны свободной торговли в СНГ с политикой вступления государств СНГ в ВТО;
· существует возможность появления новых нетрадиционных угроз безопасности России в связи с открытием границ, особенно центральноазиатских (например, в Россию может увеличиться приток афганских наркотиков, могут возникнуть дополнительные проблемы с нелегальной миграцией и с распространением трансграничных криминальных и террористических сетей);
· может возрасти угроза оттока капитала из России, так как в ряде постсоветских государств (например, в Казахстане) условия ведения бизнеса, согласно всем международным оценкам, более благоприятные, а налоги заметно ниже, чем в России;
· Украина может потребовать от России льготных условий в сфере поставок газа в обмен на свое участие в зоне свободной торговли; кроме того, интеграция будет означать переход к принципу «равной доходности» для российских естественных монополий (включая «Газпром») на российском рынке и на рынках постсоветских государств.
К перспективам развития зоны свободной торговли в СНГ относятся неиспользованные возможности по региональному взаимодействию. Они могут быть особенно актуальными в условиях высокой неопределенности на глобальных рынках, потенциальной возможности краха глобальной экономики.
К перспективам развития зоны свободной торговли в СНГ относятся неиспользованные возможности по региональному взаимодействию. Они могут быть особенно актуальными в условиях высокой неопределенности на глобальных рынках, потенциальной возможности краха глобальной экономики. Например, Россия может потреблять больше овощей и фруктов из соседних Центральной Азии, Южного Кавказа, Украины, Молдовы, а не ввозить их из государств ЕС, Африки, Латинской Америки и т. д. Это повысит продовольственную безопасность. Можно активнее использовать старые кооперационные цепочки между сохранившимися советскими предприятиями, например, ВПК. Можно больше использовать элементы естественной взаимодополнительности в экономиках стран Центральной Азии, например, избыток гидроресурсов у Киргизии и Таджикистана. Однако все это потребует большой реальной работы по реализации заключенных соглашений.
Важной является также и геополитическая мотивировка договоренности. В частности, она открывает новые возможности для взаимодействия России и Украины. В этом плане Москва пытается создать дополнительные рычаги балансирования возможностей ЕС в странах «Восточного партнерства». У Украины появляется альтернатива зоне свободной торговли с ЕС. У центральноазиатских стран, где быстро растет экономическое влияние Китая, также может появиться альтернатива в виде углубления торгово-экономических отношений с Россией. Наконец, соглашение имеет и внутриполитическую составляющую, например, в контексте предстоящих в России выборов.
В настоящее время соглашение из стран СНГ отказались подписать Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан; Украина, скорее всего, потребует дополнительных льготных условий. Существует также серьезный риск того, что страны, подписавшие соглашение, не будут его реально выполнять, как это уже имело место раньше. Преждевременно также говорить, что такие страны, как Украина или Молдавия, могут в дальнейшем войти в ЕврАзЭС, Таможенный союз или ЕЭП. Узбекистан в свое время ЕврАзЭС уже покинул, заявив, что не получает реальной пользы от работы этой организации.
Новое соглашение о зоне свободной торговли в СНГ следует воспринимать в контексте ряда недавних выступлений В.В. Путина. Именно в них он обозначил стратегические перспективы российской политики в данном направлении, что особенно важно с учетом его предстоящего участия в выборах Президента России. В статье в «Известиях»он отметил, что строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования к 2015 г. Евразийского экономического союза с подключением к его работе Киргизии и Таджикистана. В.В. Путин также указал, что конечной целью является формирование «мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира». Таким образом, речь идет об интенсификации политики России в геополитической зоне ее «особых интересов» на постсоветском пространстве.
Государства-участники СНГ, ратифицировавшие договор о создании зоны свободной торговли, намерены после вступления документа в силу разработать соглашение о свободной торговле услугами в рамках Содружества.[27]
Углубление экономической интеграции в СНГ рассматривается странами-участниками договора в качестве составной части интеграционных процессов в Евразии.
Высказывается мнение, что интеграционные мероприятия стран СНГ с Европейским союзом и в отношениях участников Содружества между собой будут взаимосвязаны. В долгосрочной перспективе это создаст условия для разработки общего формата соглашения о принципах свободной торговли на обширной территории от Тихого океана до Атлантики.[28]
Лекции 7,8,9. Практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер в рамках ВТО и Таможенного союза. Российское законодательство и практика в части мер защиты внутреннего рынка.
Либерализация тарифной защиты в международной торговле вывела меры защиты внутреннего рынка на первый план в качестве эффективного средства защиты. В рамках ВТО страна-член не может обеспечивать эффективную защиту своего внутреннего рынка, просто увеличивая размер импортных пошлин, поскольку импортный тариф ее «связан» на уровне, определенном при присоединении этой страны к ВТО (выше зафиксированного уровня за некоторыми исключениями страна-член ВТО не имеют право повышать ставки таможенных пошлин). В этих условиях единственным эффективным инструментом обеспечения надлежащей защиты внутреннего рынка остаются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. В течение всего периода формирования единообразных правил защиты внутреннего рынка, страны-члены ГАТТ и ВТО активно применяли специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. В последние годы аналогичная практика появилась и у России.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 507;