Политико – правовая идеология национал - социализма
В начале 20-х гг. в Германии, потерпевшей поражение в Первой войне, обремененной множеством проблем, возобладали настроения раздражения и тревоги. В обществе наблюдалась устойчивая тоска по всемогущей единой централизованной власти, способной достойно обеспечить «высшие интересы нации». Общим становится стремление к порядку. Последнее ассоциировалось с «сильным государством», избавлением от таких «пороков», как «демократизм», «парламентаризм».
Люди жаждали благодетеля, который бы принес им «справедливость», т.е. заботливо опекал их, оберегал от ударов судьбы, не давал в обиду. Используя подобные настроения, национал – социалисты (движение возникло в начале века) приобретали политический капитал - доверие населения.
Основным средством в борьбе за массы было внедрение в общественное сознание определенных духовных ценностей. Они имели как минимум три составляющих. Первая - немецкий национализм (признание этнического начала решающим фактором общественно- исторического процесса и идея превосходства немецкой нации). Вторая - доктрина национального (прусского) социализма. Его отличительная черта: верховенство чиновничества, производство и обращение организуются посредством государства, где установлен порядок, основанный на дисциплине и субординации. Приемлемо любое предпринимательство если оно «работает» на нацию.
Третья - традиция антилиберализма. Либерализм в истории Германии никогда не приветствовался. При всевластии государства свободная личность, к тому же имеющая надежные законные гарантии своей свободы, являлась нонсенсом.
Не приветствовался в Германии и марксизм - он носил интернационалистический характер, а его творцом был еврей. Ни то ни другое несовместимо с национализмом. По образному выражению профессора Л. Мамута, «мыслительный материал», пошедший на постройку национал - социалистической идеологии, представлений о политике и государстве вобрал в себя самые худшие (с точки зрения общечеловеческих ценностей) продукты в истории духовной культуры.
Так возник проект тоталитарной политической власти. Такая власть интегрирует всю нацию в сплоченную целостность, наводит в ней порядок и полно представляет все ее интересы. Она берет под свой всеобьемлющий контроль все общество и важнейшие сферы его жизнедеятельности.
Тоталитарная власть, по мнению национал-социалистов, имеет три составные части: «движение» (национал - социалистическая немецкая рабочая партия); «государство» (государственный аппарат); «народ» ( немцы, сорганизованные в различные непартийные и негосударственные объединения).
В этой структуре приоритетной ее частью была Национал - социалистическая немецкая рабочая партия. НСДАП (немецкая аббревиатура) - объединение элиты нации, которые в силу свойственных им качеств одни имеют право руководить страной. Это те, кто обладает энергией, способностью лучше других понять и воплотить требования «национального духа», кто готов идти на все ради достижения такой цели.
Три основные задачи возлагались на НСДАП - утверждение в Германии однопартийной политической системы; превращение фашистской партии в «монопольного обладателя публично-властных прерогатив», в институт, осуществляющий монопольное идеологическое господство; установление безраздельного контроля фашистской партии над государством. Их реализация осуществлялась путем назначения на государственные посты исключительно членов нацисткой партии; сосредоточения государственной и центральной партийной власти в одних руках; узаконения государством повсеместного партийного контроля над государственными органами; содержания партийного аппарата за счет государства и др.
Атрибуты правового государства - отсутствие режима личного господства, парламентаризм и многопартийность, плюрализм, равенство перед законом и судом отталкивали от него идеологов фашизма. Фашистское государство строится на расовой основе, в нем нет граждан, там все - подданные, которые обязаны служить государству.
Однако, полностью категории правового государства ими не отбрасывались. Так, если Веймарская республика была, с их точки зрения, «формальным» правовым государством, то «третий рейх» возник как «материальное правовое государство», ибо опиралось не на право, толкуемое в легалистском смысле, а на право силы. Одним из оснований такого государства является «фюрер – принцип», т.е. руководство им исключительно вождем. Вождизм (на каждой иерархической ступени находится назначенный чиновник, самолично и «правильно» решающий все) - наилучшая форма организации власти. Представительные учреждения не могут вмешиваться в прерогативы «фюреров» разных уровней.
Фюрер, стоящий на вершине пирамиды, неприкасаем, он лучший из лучших, он непогрешим, в его руках судьба народа, его власть безгранична. Беспрекословное выполнение приказов фюрера – есть чаяния народа. Наиболее последовательно и в сконцентрированном виде эти идеи были выражены в книге А. Гитлера «Майн кампф», в 90 – х годах прошлого века изданной и в России.
Что касается «народа», то, по утверждению национал – социалистов, немецкий народ есть общность людей одной крови. Ее постоянство обеспечивает континуитет и вечность немецкого народа. И, следовательно, сохранение биологической чистоты «арийской» крови составляет наивысшую национальную цель. Кроме того, в обоснование «исключительности» немецкого народа использовались положения «закона целого», согласно которому «народная общность» как органическое целое категория бесконечно важная. Наконец, наряду с расово-биологической, утверждалось о политической, правовой и мировоззренческой монолитности немецкого народа.
О праве. С возникновением нацистских идей в германской юриспруденции становятся приоритетными вера в фюрера, здоровая народная сентиментальность, дух «крови и почвы», разного рода предубеждения, отвергаются понятия «личность», «субъект права», «правовое достояние», «интерес», «правомерность». А поскольку немцы, «народные товарищи», имеют лишь обязанности, то субъективное право в эпоху нацистского режима объявляется несуществующим. Природа права в правопонимании нацистов зависит от биологической материи (расы), от воли людей (арийцев), право есть продукт расы. «Право есть то, что арийцы определяют как «право». «Все, что полезно народу, есть право. Все, что ему вредит, - не право». Фюрер - единоличный творец права. Возобладал постулат «нет преступления без наказания». Что касается правосудия, то судебная власть лишалась самостоятельности и независимости. Фашистские идеологи выдвинули тезис, согласно которому преступное поведение, даже не подпадающее под признаки указанных в законе преступлений, должно наказываться, коль скоро будет сочтено оно «наказуемым в соответствии со здравым смыслом народа». Судьям предписывалось при принятии решений «в меньшей степени исходить из закона и в большей из принципиальной идеи, что правонарушитель должен быть удален из общества».
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1651;