Философия положительного всеединства В. Соловьева.
Первым русским профессиональным философом мирового масштаба был В.С. Соловьев(1853-1900), сын крупнейшего российского историка 19 века С.М. Соловьева. Свои основные идеи он выразил в докторской диссертации «Критика отвлеченных начал», а также в работах: «Кризис западной философии (против позитивизма)», «Оправдание добра», «Русская идея» и др.
Центральная идея В. Соловьева — положительное всеединство, под которым он понимал единство Истины, Добра, Красоты. Это триединство воплощено в идее Христа и положено в основу истории человечества, его стремления к божественному совершенству, т.е. Богочеловечеству.
Взгляды Соловьёва заключаются в следующем: 1) Есть единое первоначало всего сущего; 2) Это начало имеет духовный характер; 3) Эта духовность не человеческая, но сверхчеловеческая; 4) Реальный мир — это лишь воплощение Свех-Сущего (Бога), он не может быть совершенным, но при этом всегда к этому стремится; 5) Человечество выступает посредником между Богом и природой, его призвание в том, чтобы быть освободителем природы, что осуществляется путём преобразования её сознательного до её одухотворения. Отсюда цель мировой истории и заключается в достижении единства Бога и внебожественного мира.
Идея всеединого Сущего отражается в его социально-политических и этических взглядах. Бытийные ценности для него не важны. Он считает идеалом для общества так называемую «свободную теократию» (власть Бога)или «вселенскую Церковь» (единство основных христианских религий: католицизма, православия и протестантизма).
Историософия Соловьёва заключается в движении общества к Богочеловечеству. Он критикует толстовскую идею ненасилия, т.к. насилие, по его мнению, необходимо для достижения добра. Без зла нельзя знать добра, а значит, считает он, общество должно пройти путь временной победы сатаны (т.е. побывать под гнётом зла).
Философ близок по взглядам славянофилам, хотя и не во всем, как видим, с ними согласен. Говоря о своей «Русской идее», он объясняет, что отличает Россию от Европы. Европейскую цивилизацию Россия приняла только внешне по второстепенным вопросам, но никак не душой. Россия это христианская нация и нет такой другой, она уникальна. Единство человеческого рода — это наиважнейшая религиозная истина. Русская идея состоит, по Соловьеву, в том, чтобы через признание социальной троицы (Истины, Добра, Красоты) и трёх основных религий, разделивших ее между собой (Католицизм, Православие, Протестантизм) восстановить на земле ее единый образ.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1756;