Разновидности речевого акта призыва
Рассматривая соотношение между говорящим и адресатом при произнесении РА побуждения, легко заметить, что далеко не всегда они противопоставлены по отношению к предполагаемому действию (деятельности). Так, в примерах Призвать к защите родины. Призвать на борьбу с эпидемией не предполагается, что сам говорящий не будет защищать родину или бороться с эпидемией. С другой стороны, призыв Клинтона к республиканскому конгрессу «отложить межпартийные распри» предполагает, что будущую деятельность будут выполнять конгрессмены демократической и республиканской партии. Иными словами, здесь говорящий исключает себя из адресатов призыва. Призыв, не исключающий говорящего из деятельности, которая предусматривается данным призывом, будем называть призывом и н к л ю з и в н о г о(включённого – от лат. inclūdere ‘включать’)действия, а призыв, исключающий говорящего из числа адресатов данного действия – призывом э к с к л ю з и в н о г о(отлат.exclūdere‘исключать’)действия.
Отношение говорящего к предстоящей деятельности оказывается весьма существенным и с грамматической точки зрения. Грамматические формы побуждения в русском языке часто оказываются противопоставленными по данному параметру. Так, грамматическая форма императива 1 лица множественного числа часто имеет семантику «совместного действия», ср. пойдемте в кино, давайте напишем ему письмо, что проявляется и в призывах, ср. Превратим Москву в образцовый коммунистический город!; Догоним и перегоним Америку! (см. подробнее ниже).
Еще раз подчеркнем, что нет оснований считать какой-либо из этих призывов более центральным примером призыва – вместе они образуют ядро рассматриваемой категории речевых актов.
Следует отметить еще одно свойство «эталонных» призывов, то есть призывов, относящихся к центру этой категории РА. В отличие от обычных побуждений, призыв не требует немедленного выполнения и, скорее, является рекомендацией к поведению, основанной на тех или иных морально-этических, идеологических, ценностных категориях. Например, призывы Вперед к победе коммунизма!, Превратим Москву в город-сад! не предполагают немедленного совершения каких-либо действий. Эта особенность семантики «эталонных» призывов косвенно отражается в семантической интерпретации призыва в компоненте ‘побудить адресата учитывать в своем повседневном поведении эти идеалы’.
Призывы-лозунги
Феномен общественно-политической коммуникации довольно сложен и состоит из ряда коммуникативных сфер, многие из которых еще нуждаются в исследовании. Одна из таких областей – это лозунговая коммуникация. Некоторые примеры призывов, близких к лозунговой коммуникации, были приведены выше в контекстах (1) Призвать к защите родины, Призвать на борьбу с эпидемией. В примерах группы (7) приводятся определения призывов, характерных именно для лозунгов:
(7)ПРИЗЫВ 2. Политический лозунг, обращение, в лаконичной форме выражающее руководящую политическую идею, требование.[19]
(8)3. Обращение, в краткой форме выражающее руководящую идею, политическое требование; лозунг. Первомайские призывы ЦК КПСС. □ В это время на всю страну прошумел призыв партии: послать 25000 добровольцев-рабочих в деревню! Горбатов, Донбасс.[20]
Призывы-лозунги имеются в виду и в примере (9):
(9)3. ПРИЗЫ'В, -а, м. 2. Лозунг, обращение, в лаконичной форме выражающее руководящую идею, политическое требование. Призывы на страницах газет, на плакатах.[21]
Действительно, лозунги довольно часто передают то, что мы назвали бы типичным примером призыва: На баррикады![22]; Все на борьбу с Колчаком!; Долой ПУГОЯЗА! (Пуго и Язова – лозунг времен ГКЧП); Никакой поддержки временному правительству!; Выполним пятилетку за три года! Будучи использованы в лозунговой форме, призывы данного типа, как и виды призывов, рассмотренные выше, апеллируют к некоторой общественно значимой деятельности, актуальной для данного социума и часто основанной на ценностных категориях. Иными словами, лозунги актуальны в конкретной ситуации общения и ценностно ориентированы. Например, призывы к борьбе с Колчаком, свержению ГКЧП непосредственно связаны с ценностью свободы, а призыв к выполнению пятилетки в три года ценностно мотивирован идеей благосостояния, победы социализма в экономическом соревновании с капитализмом и т.д.
Заметим, что не все лозунги являются призывами. Так, лозунг Слава КПСС! выражает одобрение по отношению к политическому субъекту, лозунг Со Святой Пасхой, дорогие москвичи! имеет коммуникативное намерение поздравления, а лозунги Да здравствует Россия!; Да здравствует национальное возрождение русского народа! - скорее, характеризуются иллокуцией заклинания. Нами рассматриваются лишь те лозунги, которые имеют иллокутивную силу призыва.
Важно также отметить, что лозунговая коммуникация, по сравнению с другими типами общественно-политической коммуникации, предполагает две важных особенности.
Во-первых, лозунги в целом могут формировать систему (имеющую внутреннюю однородность – по общему содержанию, по идеологической или политической направленности и т.п.), но не связный текст. Многие лозунги, рассмотренные выше, – особенно в примерах группы (2) – часто включены в обычный связный текст. Так, контекст (2а) В заявлении саммита содержится призыв к большей стабильности и безопасности в районе Балтийского моря и отмечается прогресс, достигнутый тремя прибалтийскими странами указывает на то, что призыв (может быть, даже в форме лозунга) – это часть заявления саммита, но множество лозунгов не дает связного текста. Например, призывы-лозунги к празднику «Первое мая», регулярно публиковавшиеся в советское время в газете «Правда», не образовывали связного текста, хотя и представляли некоторую систему, мотивированную идеологически и политически. Призывы-лозунги, будучи нанесены на плакаты, транспаранты и растяжки, функционируют относительно автономно, не формируя связного текста в обычном понимании.
Во-вторых, с содержательной точки зрения призывы-лозунги представляют собой смысловую свертку, за которой стоит существенное политическое содержание – часть программы партии, оценка политической ситуации политическим субъектом и т.д. В этом смысле призыв-лозунг – это своеобразный маркер, с помощью которого происходит идентификация, в том числе самоидентификация, политического субъекта и по которому узнается политический субъект.[23]
В-третьих, в лозунговой коммуникации субъект часто деперсонифицирован столь же сильно, как и адресат: действительно, нельзя же считать автором лозунга того, кто несет транспарант с соответствующим высказыванием, или художника, наносившего на транспарант буквы этого лозунга. Вряд ли субъектом лозунга является и конкретный автор, «придумавший» его. Лозунговая коммуникация – это коммуникативное взаимодействие между политическими субъектами даже в большей степени, чем у классических лозунгов, представленных в примерах (1), (2).
Наконец, еще одна особенность призывов-лозунгов – это, преимущественно, инклюзивная интерпретация призыва. Иными словами, лозунговая коммуникация по большей части предполагает, что и сам говорящий входит в число адресатов – лозунг адресован и ему тоже[24]. Разумеется, это не исключает особые случаи лозунгов, адресованных конкретному лицу, ср., например, лозунг времен перестройки Послушай, Миш, не трогай Ельцина, какой ни есть, а он за нас! Очевидно, однако, что такие призывы-лозунги относятся к «периферийным» случаям лозунговой коммуникации.
Призывам, реализующимся в лозунгах, можно дать следующую интерпретацию:
Призыв-лозунг – это отдельный, не формирующий связный текст речевой акт в рамках общественно-политической коммуникации, обращенный к адресату с целью побудить его выполнить некоторое действие (совокупность действий) или учитывать в повседневном поведении некоторые идеалы, осмысляемые как центральная и важнейшая часть деятельности некоторого политического субъекта, идентифицирующая этого субъекта как такового, причем чаще всего и говорящий и адресат, будучи политическими субъектами, деперсонифицированы, а говорящий, как правило, не исключат себя из числа адресатов речевого акта.
Материальные носители речевых актов лозунговой коммуникации – это плакаты, транспаранты, растяжки, билборды и другие средства наружной рекламы. Лозунги могут иметь и устную форму реализации, если они скандируются участниками демонстрации, митинга, собрания и т.д.
Призывы-апелляции
Еще один вид речевого акта призыва – это призывы-апелляции. В толкованиях слова апелляция также часто встречается слово призыв:
(10) АПЕЛЛЯЦИЯ2. Обращение с просьбой, с призывом о чём-н. (книжн.). А. к общественному мнению.[25]
Аналогичные употребления обнаруживаются и в прессе:
(11) а. Сторонники компании заинтересованы в повышении цен на акции (они знают, что проект вряд ли будет рентабельным, и потому им особенно важно взвинтить цены). Противники стремятся эти цены снизить. Главным средством борьбы становится апелляция к общественному мнению. Выпускаются бесконечные брошюры - в ту пору средство более мобильное и популярное, чем газетные статьи. С обеих сторон задействованы блистательные перья, нанятые соответствующими финансистами, чьи деньги как раз и вращаются на бирже. «Итоги» б. Первая и последняя экскурсия в Приморье, организованная в 1994 году специально для журналистов "выбороссами" из команды Гайдара и Чубайса, была попыткой распространить принципы демократии - гласность, апелляция к общественности - на политику. Корпус публицистики[26]
Действительно, апелляция к общественному мнению или к значимому политическому субъекту во многих отношениях сходна с призывом, в том числе с призывами-лозунгами. Во-первых, адресатом апелляции в этом случае выступает общество (точнее, его активная, заинтересованная часть) или значимый политический субъект. Во-вторых, апелляция актуальна и касается насущных проблем общества. Апелляция к общественному мнению или значимому политическому субъекту, как и классические призывы и призывы-лозунги, предполагает, что затрагиваемая проблема важна и актуальна для многих. Наконец, апелляция к общественному мнению часто также ценностно ориентирована; иными словами, она рассматривается как общественно значимый акт или общественно значимая деятельность. Кроме того, и призыв-лозунг, и призыв-апелляция сходны и в том, что они относятся к сфере общественно-политической коммуникации.
Между призывом-апелляцией и другими разновидностями призывов имеются, однако, и важные различия. Так, апелляция всегда предполагает наличие конкретного субъекта – того, кто апеллирует, причем это может быть как политический субъект, так и частное лицо. Между тем, в лозунговой коммуникации, как мы установили выше, и говорящий, и адресат часто деперсонифицированы.
Апелляция, в отличие от призыва-лозунга, ограничена и в семантико-прагматическом содержании. Она предполагает существование некоторой предыстории развития коммуникации, во время которой выясняется, что между физическим лицом и другим физическим лицом или политическим субъектом не удается достичь соглашения. Иными словами, речь идет о разрешении какого-то спора. При использовании призыва-апелляции общество рассматривается как судья, который должен разрешить конфликт, решить проблему. Призыв-лозунг в этом отношении не ограничен и может относиться к самым разнообразным коммуникативным ситуациям. Из требования предыстории следует, что если призыв-лозунг представляет собой единичный речевой акт, не включенный в связный текст, то призыв-апелляция, как правило, представляет сложный текст, частью которого и являются один или несколько более простых призывов.
Назовем апелляции к общественному мнению – призывами-апелляциями. Призывы-апелляции специфичны и в том отношении, что их использование предполагает наличие третьих лиц – тех, с кем не удалось договориться. Весьма часто – особенно в переговорной коммуникации – призывы-апелляции к общественности или значимому политическому субъекту служат инструментом воздействия на противоположную переговорную сторону.
Замечание 3. Один из древнейших примеров зафиксированной переговорной коммуникации – Мелосский диалог Фукидида – содержит прямую рекомендацию избегать призывов-апелляций во время ведения переговоров о судьбе Мелоса между мелосцами и афинянами[27].
На основании сказанного призыву-апелляции можно дать следующее толкование:
Призыв-апелляция – это речевой акт в рамках общественно-политической коммуникации, обращенный к адресату – обществу, социальной группе или значимому политическому субъекту – с целью побудить его выступить в качестве судьи в споре между говорящим и другим частным лицом или политическим субъектом, причем в качестве косвенного адресата речевого акта выступает это частное лицо или политический субъект, а разрешение конфликта рассматривается как общественно значимое действие.
Призывы-обращения
Еще один тип РА призыва обнаруживается в контекстах типа (12):
(12) а. ОБРАЩЕНИЕ Призыв, речь или просьба, обращённые к кому-н. О. к народу. Выступить с обращением. [Ожегов, Шведова 1992]
б. ОБРАЩЕНИЕ, -я, ср. 4. Официальный призыв, речь к широкой аудитории, к народу. Предвыборное о. кандидата. Еженедельное о. президента. Выпустить о. Выступить с обращением. [Русский семантический словарь 1998]
в. ОБРАЩЕНИЕ 3. Призыв, речь или просьба, направленные к кому-н. О. к народу. Выступить с обращением. [Русский семантический словарь 1998]
г. ОБРАЩЕНИЕ 3. Просьба, призыв, речь, обращенные к кому-, чему-л.; воззвание. Обращение Всемирного Конгресса сторонников мира. Штабной писарь. Пестрых – выстукивал обращение штаба бригады к пластунскому полку. Вс. Иванов, Гибель Железной.
Примеры группы (12) представляют такое понимание призыва, фиксированное в языковом сознании носителей русского языка, которое характеризует контексты типа обращение к народу, выступать с обращением, Обращение Всемирного Конгресса сторонников мира. О том, что часто это вид призыва, говорит, как и в предшествующих случаях, присутствие слова призыв как элемента толкования в словарных описаниях указанных контекстов. Этот вид призыва можно назвать призыв-обращение.
Данному виду призыва присущи свои особенности. Если призывы-лозунги чаще всего в качестве адресата имеют деперсонифицированную инстанцию (рабочий класс, интеллигенция, народ, народы мира, прогрессивное человечество и т.п.), то для призывов-обращений типично присутствие конкретного адресата – чаще всего политического субъекта. В этом смысле контекст (3г), в котором приводится пример из рассказа Вс. Иванова – обращение штаба бригады к пластунскому полку – воспринимается несколько необычно, впрочем, в этом можно видеть типичную для революции тенденцию к гипертрофированию политической жизни и замены ею других сфер существования, что было прекрасно отражено в произведениях А. Платонова. Армия не оказалась исключением. Кроме командного состава, в армии был создан комиссарский состав, осуществлявший политический контроль над военными действиями. Коль скоро наступление – это не только военный, но и политический акт, то и призыв-обращение к наступающему полку вполне уместен.
Второе существенное отличие призыва-обращения - в его большей структурной сложности. В отличие от призыва-лозунга, рассматриваемый тип призыва представляет собой связный текст, который как целое и называется «обращение», при этом в него входят призывы, которые структурно более просты, поскольку состоят из одной фразы – классические призывы, призывы-лозунги. Так, в призыве-обращении «Обращение к правительству России о внесении в список официальных праздников России "Дня программиста"» представлено, как минимум два призыва:
«Обращение к Правительству России
Предложение о внесении в список официальных праздников России новой записи - "День программиста", назначенной на каждый 256-ой день в году.
<…>
Наверняка слово "программирование" и всё, с ним связанное, ассоциируется у обычного человека только с персональным компьютером, однако это не так. Практически каждое электронное устройство - от пульта дистанционного управления для телевизора до сложных промышленных станков с программным управлением - в свое время прошли через руки специалистов по программированию. Мы ежечасно сталкиваемся с плодами трудов того, что сделал программист. <…>
<…> Труд программистов в полной мере способствовал использованию многих достижений современной науки, но официального профессионального праздника, отражающего высокую важность данной профессии, до сих пор не существует.
Значение профессии программиста в повседневной жизни трудно переоценить. Этот род деятельности становится всё более массовым и, в то же время, символизирует авангард современного общества. Давайте сделаем то немногое, что позволит высказать нам своё признание программистам - подарим им профессиональный день. Пусть страна знает своих героев!» (Корпус публицистики).
Структурно более простые призывы вводятся в тексте приведенного призыва-обращения формами давайте и пусть: Давайте сделаем то немногое, что позволит высказать нам своё признание программистам - подарим им профессиональный день и Пусть страна знает своих героев!
Приведенный пример показывает, что призыв-обращение – это одна из форм организации призыва в рамках связного текста.
Отметим, что, как и в случае лозунгов, далеко не все обращения являются призывами. Так, обращение может сообщать о намерении автора совершить какое-то общественно значимое действие, оно может иметь своей целью дать оценку тем или иным событиям. Здесь предметом рассмотрения являются именно призывы-обращения.
На основании сказанного призыв-обращение можно определить следующим образом:
Призыв-обращение – это сложный речевой акт в рамках общественно-политической коммуникации, представляющий собой связный текст, содержащий структурно более простые призывы и предназначенный для конкретного адресата – общества, социальной группы или значимого политического субъекта; он имеет целью побудить адресата выполнить действие, рассматриваемое как важная часть общественно полезной деятельности, способствующей достижению некоторых идеалов, или побудить адресата учитывать в своем повседневном поведении эти идеалы.
Призывы-воззвания
Еще одна разновидность призывов – призывы-воззвания. Некоторые случаи использования воззваний также близки по своим свойствам РА призыва-обращения, ср. (13):
(13) ВОЗЗВАНИЕ Обращение с призывом к кому-н. В. к народу.[28]
(14) ВОЗЗВАНИЕ 2. Документ, содержащий обращение общественной организации с призывом к массовой аудитории. В. к народу. Листовки с воззванием партии. Разослать в. комитета.[29]
(15) ВОЗЗВАНИЕ 1. Призыв, побуждающее обращение ко многим[30].
(16) ВОЗЗВАНИЕ 2. Устное или письменное обращение к массам.[31]
В словарных толкованиях (15) и (16) из «Русского семантического словаря» под ред. Н.Ю. Шведовой призывы-воззвания и воззвания других иллокутивных типов противопоставлены. К первым отнесены только побуждения: «Призыв, побуждающее обращение ко многим».
Из приведенных словарных материалов видно, что основное отличие призыва-воззвания от призыва-обращения заключается, во-первых, в том, что в качестве адресата выступают довольно большие и аморфные группы людей, а не политические субъекты типа партий, правительств или организаций (ср. аномальность фраз *воззвание к Совету Федерации, *воззвание к руководству завода, *воззвание к профсоюзному комитету) и, во-вторых, в том, что воззвание – это формальный документ, создание и написание которого требует соблюдения определенных норм и правил. Очевидно, например, что далеко не всякий политический субъект может быть автором воззвания.
Тем самым, определение призыва-воззвания имеет следующий вид:
Призыв-воззвание – это сложный речевой акт в рамках общественно-политической коммуникации, представляющий собой связный текст, составленный с учетом определенных правил и содержащий структурно более простые призывы и предназначенный для деперсонифицированного адресата – общества, социальной группы или значимого политического субъекта; этот речевой акт имеет целью побудить адресат выполнить действие, рассматриваемое как важная часть общественно полезной деятельности, способствующей достижению некоторых идеалов, или побудить адресата учитывать в своем повседневном поведении эти идеалы
***
Таким образом, среди призывов выделяются классические призывы, к которым относятся, в частности, призывы инклюзивного и эксклюзивного действия, призывы-лозунги и призывы-апелляции, а также структурно более сложные призывы, к которым относятся призывы-обращения и призывы-воззвания.
Ниже в таблице 1 даются в обобщении некоторые содержательные характеристики РА призыва.
Таблица 1. Свойства видов речевого акта призыва в сопоставлении
Виды РА призыва | Структур-ная сложность | Включенность говорящего | Смыс-ловая сверт-ка | Функция идентифика-ции политиче-ского субъекта | Деперсонификация говорящего и/или адресата | Обязательность наличия третьей стороны |
Призывы инклюзив-ного действия | инклюзивность | |||||
Призывы эксклюзив-ного действия | эксклюзивность | отсутствует | ||||
Призывы-лозунги | простые | преимущест-венно, инклюзивность | + | + | + | |
Призывы-апелляции | сложные | эксклюзивность | говорящий конкретизирован | + | ||
Призывы-обращения | сложные | типично присутствие конкретного адресата | ||||
Призывы-воззвания | сложные | деперсонификация адресата |
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 3688;