Философско-теологическое учение Фомы Аквинского.
Систематизировал схоластику Фома (Томас) Аквинский (1225-1274) – видный философ, именем которого было названо одно из господствующих направлений философии католической Церкви – томизм. В 1878 г. оно было объявлено официальной философской доктриной католицизма, а со второй половины XIX в. перерастает в неотомизм, являющийся одним из мощных течений современной религиозно-философской мысли.
В своих трудах он, опираясь на труды Аристотеля, рассматривает бытие как возможное и как действительное Бытие – это существование единичных вещей, что и есть субстанция. Материя - это возможность, а форма - действительность. Используя идеи Аристотеля о форме и материи, он подчиняет им учение о религии. Он утверждает, что материальное без формы не существует, а форма зависит от высшей формы - Бога. Бог же - существо духовное. Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей. Но материя пассивна, активность ей дает форма.
Отстаивая идею божественного творения мира, Фома Аквинский утверждал также, что сама эта идея означает возможность для творца совершить и обратный процесс. Это значит, что мир имеет не только начало во времени, но и конец. Отсюда следовал его вывод о незначительности, т.е. ничтожности всего материального.
Фома предложил свои пять доказательств существования бога, которыми пользуется и современная католическая церковь:
1) Все, что движется, движимо кем-то, следовательно, есть и перводвигатель всего – Бог;
2) Все, что существует, имеет причину, следовательно, есть и первопричина всего – Бог;
3) Случайное зависит от необходимого, следовательно, должна быть и первичная необходимость, которой является Бог;
4) Все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, должно быть высшее качество – Бог;
5) Все в мире имеет цель, или смысл – значит, существует разумное начало, которое направляет все к цели – Бог.
В споре номиналистов и реалистов философ отстаивал позицию умеренного реализма, полагая, что универсалии имеют троякое существование: они существуют до вещей (в уме Бога), в вещах (как в творениях Бога) и после вещей (в словах человеческого языка).
Рассматривая проблему соотношения веры и знания, религии и науки Аквинат разрабатывает учение о двойственности истины. Отдавая первенство религиозной истине (истине откровения), он в то же время признавал большую значимость научных истин (истин разума), призванных объяснить сотворенный мир и тем самым помочь в познании самого Творца. Концепция двойственной истины открывает новый этап в развитии философии – начало освобождения ее от религиозного контроля.
Рассматривая проблемы общества, Фома рассматривает государство как божественное установление, главная цель которого в том, чтобы поддерживать в обществе мир, порядок и добродетель. Он выделял пять форм государственного устройства, лучшей из которых считал монархию. Однако, полагал он, если монарх становится тираном, то народ имеет право свергнуть его. Но это возможно только с церковного благословения тогда, когда деятельность монарха противоречит целям и интересам церкви.
4. Эпоха Возрождения: ее характерные черты и особенности философии.
С 15 века в Западной Европе начинается эпоха, получившая название Возрождения (Ренессанса). На фоне кризиса феодальных отношений развиваются богатейшие города, в которых сосредотачиваются ремесла и торговля, наука и образование, литература и искусство. В это время прокладываются новые морские пути и делаются великие географические открытия (Колумб, Магеллан, Америго Веспуччи), возникают совершенно новые научные дисциплины география, картография, анатомия и физиология, огромные успехи достигнуты в астрономии. Повышается уровень образованности и демократии в Европе, возникают первые парламенты.
Одним из главных факторов расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения является победа над диктатурой церкви. Идет переосмысление христианских традиций, начинаются протесты против извращения учения Христа, роскоши папства. Таковыми были предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения.
Название эпохи (Возрождение) связано с восстановлением интереса к античной философии и культуре, в частности, к ее традициям натурализма и материализма. Именно в них люди начинают видеть идеалы гармоничности и определенные образцы для подражания. В обществе нарастает стремление не к религиозному, а к светскому знанию. Великолепные работы мастеров эпохи Возрождения (Петрарка, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и др.) воспевают идеи гуманизма и не принимают старой средневековой идеологии.
Спор шел о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление.
Философия эпохи Возрождения – важнейший этап в истории развития философии в Европе. Она занимает период XV - XVI вв. Ее основополагающим мировоззренческим принципом является антропоцентризм, а главной темой исследований становится, соответственно, не Бог, а человек, его место в мире и судьба. При этом внимание концентрируется не столько на его родовых, сколько на личностных качествах. Возникает новая система ценностей – гуманизм, представляющий собой воззрение, основывающееся на ценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие.
Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшее политическое, социальное и нравственное значение, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения, где выступал зачастую в форме светского свободомыслия, противостоящего средневековой схоластике и духовному господству церкви, которые подвергались резкой критике и даже осмеянию. Основания для таких изменений следует искать, прежде всего, в экономической сфере: разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производства знаменовало начало перехода к новому общественному строю – капиталистическому.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1456;