Тема 21. РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАУКЕ БУДУЩЕГО. ДИАЛОГ ЭЗОТЕРИКОВ И УЧЕНЫХ
Станет ли ненаука наукой? Опыт отечественных исследований. — Представление о квантовом единстве мира. — Как объяснить аномальные явления?— Проблема корреляции будущего и что есть интуиция?— Предсказание в науке и эзотерике. — Парадоксальная родственность принципов науки и эзотеризма. — Антропоцентризм и дезантропоцентризм как ориентации философии, науки и эзотеризма. — Экология человека. — Самореализация и глубокое сознание цели. — Медитация как средство очищения сознания. — Сфера рас-щирения способностей. — Бесконечность и проблема преодоления смерти. — Сходство квантовой физики и философии мистицизма.
В 1961 г. известный американский обозреватель Джон Стивенсон писал: «Западному миру пришлось пересмотреть свое мнение о науке в СССР за последние годы. Второе событие, на этот раз связанное не с завоеванием космоса, а скорее всего с природой самого человека, придется приписать советской науке». Речь шла о работе исследовательской парапсихологиче-ской лаборатории, организованной в тогдашнем Ленинградском университете под руководством профессора Л.Л. Васильева по исследованию телепатии1. В 1968 г. в Академгородке Новосибирска была успешно выполнена обширная программа по телепатии. На заседании комиссии по экспертизе парапсихологических явлений участвовал весь цвет отечественной психологии: А. Лурия, А. Любоевич, В. Небылицин, В. Зинченко и др. В журнале «Вопросы психологии» за 1973 г. в статье «Парапсихология: фикция или реальность?», подписанной выдающимися психологами В. Зинченко, А. Ле-
онтьевым, Б. Ломовым и А. Лурия, была сформулирована позиция: «Феномен -есть. Канал связи неизвестен. Любители могут искать!»
Решение проблемы: станет ли ненаука наукой, — стало обрастать опытом отечественных исследований.
В конце семидесятых годов в Москве под руководством А. Спиркина стала работать секция по биоэнергетике. В 1986-м ее возглавил В. Казначеев. Подобные лаборатории создавались во многих городах: в Киеве, Минске, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Алма-Ате. Но работы велись крайне разрозненно, не было единой программы исследований. В 1988 г. был создан Комитет по проблемам энергоинформационного обмена в природе. Он ставил своей задачей изучение необычных возможностей человека, аномальных явлений, регистрацию и моделирование биоизлучений техническими средствами.
В состав Комитета наряду с его региональными группами, охватившими практически всю территорию страны, входили созданные комиссии по биоэнергоинформатике, экстрасенсорике и биоэнергетике, нетривиальным методам коррекции состояния организма, по исследованиям полтергейста.
В декабре 1989 г. в Москве состоялась организованная Комитетом Всесоюзная конференция «Энергоинформационный обмен в природе. Концепции». В этом же году на относительно независимой финансовой основе была создана Ассоциация прикладной эниологии (энергоинформационного обмена). Президентом был выбран доктор технических наук Ф. Хан-цеверов. С декабря 1992 г. появилась Академия энергоинформационных наук2.
Благодаря представительнице ассирийского народа Евгении (Джуны) Ювашевны Давиташвили экстрасенсорике перестали чинить препятствия. Приобщение целительницы к науке в качестве научного сотрудника одного из ведущих институтов АН СССР, с одной стороны, и покровительство ученых и прежде всего властей — с другой, привело к тому, что эк-страсенсорпка стала признаваться в официальных кругах.
В массах населения возникла симпатия к парапсихологии. На этой волне прошли телевизионные сеансы Алана Чумака и Анатолия Кашпиров-ского. Однако не всегда дар целительства мог проявиться по «заказу», и проблема создания аналогичных сверхспособностям технических устройств все больше и больше привлекала к себе внимание своими позитивными и негативными последствиями. Создание таких технических систем связи, состоящих из индуктора и перципиента, в принципе возможно. Но экстрасенсы отражают и воспроизводят взаимодействия, которые не всегда измеряются известными физическими приборами.
Г. Гуртовым и А. Пархомовым была экспериментально доказана возможность дистантного воздействия человека. Оказалось, что результат такого воздействия принципиально не зависит от расстояния. Улучшение экранировки объекта воздействия от внешних электрических, магнитных, акустических, тепловых и прочих влияний не только не сказывается отрицательно на результатах воздействия, но и делает их еще более выраженными'.
В одной из гипотез при объяснении этого явления обращаются к представлению о квантовом единстве мира,согласно которому между всеми квантовыми объектами Вселенной существует слабый контакт. Можно допустить, что он ощутим людьми, имеющими повышенную восприимчивость к информации. Некоторые древние поверья и обряды так называемой контагиозной магии имеют к этому прямое отношение. Они предусматривают установление необычных форм взаимосвязи человека с другими людьми, с животными и минералами. Основной принцип контагиозной магии гласит: вещи, хоть раз контактировавшие друг с другом, после прекращения прямого контакта продолжают взаимодействовать на расстоянии. Ряд колдовских приемов основан именно на этом принципе. Заметим, что на X Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки в 1995 г. в Италии, во Флоренции, И. Пригожиным была выдвинута как приоритетная идея квантового измерения универсума. Можно предположить, что имеется в виду следующее. В корпускулярно-вол-новом дуализме проявляются свойства микрочастиц присутствовать как бы сразу во всем пространстве («микрочастица проходит через две щели»). Две квантовые частицы, даже разлетевшись на астрономические расстояния, могут составлять единый квантовый объект, так что корреспонденцию их свойств нельзя объяснить никакими обменными сигналами. Этот единый квантовый объект, объединяющий уже далеко разнесенные во времени и пространстве элементы (вещи, предметы), сохраняет возможность информационного воздействия.
Физик А. Московский и физиолог И. Мирзалис, опираясь на «ряд сумасшедших свойств» квантовых систем, высказали предположение, что феномены ясновидения и предвидения можно рассматривать как проявление информационного туннельного эффекта, а феномен психокинеза — как проявление активности сознания за пределами тела, реализуемого за счет того же туннельного эффекта4.
Здесь, однако, встает вопрос общефилософского или, вернее, методологического характера: стоит ли объяснять аномальные явления,руководствуясь эталонными объяснительными моделями сложившегося образца, или правильнее искать отличные от известных (в данном случае это ассоциация «с туннелем») объяснительные эталоны, где могут быть использованы допущения, выходящие за пределы общепринятых?
Д. Дубровский уверен, что одной из проблем, связанной с классификацией загадочных явлений, оказывается методологическая. Ибо в классификации пока преобладает физикалистский подход, в котором исходят из физических критериев существования, действительных в области физики и совершенно неадекватных в области психики. И. Коган в книге «Теория биологической информации», изданной в 1981г. в Москве и в 1989г. в Америке, обосновывает свою позицию тем, что в наших взаимоотношениях с окружающей средой существует ряд взаимодействий, которые принципиально не сводимы к физическим. Здесь бессмысленно искать какие-либо физические аналоги и корреляции. Он отмечает элементы парапсихологической деятельности в типичных коммуникативных отношениях. Например, умение делового человека в конфликтной ситуа-
ции бесконфликтно уладить многие проблемы или же восприятие талантливого музыканта внимающей ему завороженной аудиторией — здесь взаимодействие не описывается физическими формулами.
Б. Раушенбах, вспоминая Августина Блаженного, подчеркивает его меткое выражение о том, что чудеса не противоречат законам природы, они лишь противоречат нашим представлениям о законах природы. Каковы эти законы природы, человечество постоянно пытается узнать. Уже запрещались и генетика, и кибернетика, и квантовая механика. И с помощью запретов на изучение парапсихологических явлений наука, методология и философия мало что приобретут.
В. Зинченко приводит шокирующие факты из истории изучения парапсихологии в нашей стране. Ведущим психологам-экспертам при квалификации парапсихологических явлений в тогдашнем режиме принятия решений было предложено «не становиться на дырявый мост экспериментальных исследований, а проголосовать: «Есть парапсихологические феномены или нет. Если большинство «за», значит есть, если «нет», так и опубликуем». И стоило большой смелости в той атмосфере признать феномен парапсихологии. В. Зинченко, изучавший четверть века человеческий глаз, настоятельно подчеркивал, что есть глаз телесный, который работает «на прием», и есть глаз духовный, который работает «на выдачу». И каковы бы ни были ухищрения анатомии глаза, без глаза духовного нельзя вывести ни Рублева, ни Микеланджело, ни Моне. Точно гак же, как из биомеханики нельзя вывести танца Плисецкой. Недаром А. С. Пушкин говорил: «Душой исполненный полет»5.
Н. Бехтерева, внучка великого психиатра, академик и директор Института мозга, резюмирует свой исследовательский путь словами: «Я надеюсь, придет время, и «странные явления» будут более понятными, что, кстати, отсечет дорогу и шарлатанам всех мастей»6. Развивая ней-рофизические исследования, она столкнулась одновременно с двумя плато, разного уровня проходимости. Это уменьшало вероятность новых открытий в изучении мозга. Речь шла о целесообразности сочетания нейрофизиологического и прижизненного нейрохимического исследования мозга. Изучение его микроединиц и макропространства, получение сведений о том, что происходит в микронной зоне и что развивается в объеме всего мозга, объединение знаний о точечных событиях в мозгу и о том, что происходит в целом мозгу, давало бы возможность нового прорыва в неизвестное. Однако вызывало интерес и то, что физиологические и биохимические показатели у некоторых людей легко движутся под воздействием прямого внушения. Имеется в виду как словесный состав воздействия, так и сам интонационный рисунок голоса. И если раньше ученые строго заявляли: «Того, что я не могу измерить и зарегистрировать, не существует», то теперь они обращены в сторону изучения «странных явлений». Н. Бехтерева рассказывает о личном опыте пребывания в измененном состоянии сознания и называет весь мир паранормальных явлений Зазеркальем. К сожалению, мало кто из медиумов или экстрасенсов стремится к сотрудничеству с наукой, чтобы предложить свои экстраординарные способности в качестве объекта
исследования. Тем не менее считается, что «наука взялась за поиски паранормального мира».
Размышляя о науке будущего, уместно вспомнить слова К. Шеннона: «Мы знаем прошлое, но не можем управлять им. Однако можно управлять будущим, не зная его». Действительно, наблюдения за живой природой дают возможность установить уникальную способность живой материи к корреляции будущего. Живой организм изменяет свое поведение в связи с критическими, экстремальными для него ситуациями и состояниями среды. Часто это истолковывается как защитные способности биосистем. Но как бы ни были названы подобные явления, механизм их действия неразгадан и представляет огромный интерес для науки.
Точкой соприкосновения эзотериков и ученых становится проблема корреляции будущего. Когда эзотерик, используя закон ритма, закон вибрации, закон полярности, осуществляет душевную трансмутацию, переводя себя из одного эмоционального состояния в другое, он выступает непосредственным оператором корреляции временных процессов. Однако его скорее интересуют не безличностные временные масштабы всеобщего, а личностно значимые процессы настоящего-будущего. Можно сказать, что сфера приложения эзотерических упражнений охватывает только область единичного и особенного, оставляя всеобщее на откуп спонтанности универсума. Исключение, впрочем, составляет астрология, где высказывается претензия на знание космической определенности.
Когда анализ проблемы предвидения будущего и защитных реакций организма переносится в сферу традиционного философского исследования человеческой ойкумены, то многочисленные источники, начиная от платоновских диалогов и кончая свидетельствами современников, указывают на наличие какого-то внутреннего голоса, который, .как правило, удерживает, отклоняет от действия, предостерегает или подсказывает. Знаменитая деймония Сократа (подсказки его внутреннего голоса) свидетельствует о том, что его всегда сопровождало предощущение, подававшее ему знак удержаться от того, что он намеревался сделать. В современной науке подобная проблематика существует под условным названием проблема интуиции. Она — незваный гость на балу академической науки, хотя, исторические факты свидетельствуют в ее пользу. От имени самых именитых ученых (возьмем хотя бы фигуру математика и методолога Анри Пуанкаре), роль интуиции многократно оценена в превосходной степени.
Но что есть интуиция?Французский философ А. Бергсон определял интуицию как род интеллектуальной симпатии (от греч. — сопереживание, сочувствие), путем которой переносятся вглубь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем действительного и невыразимого. И если анализ оперирует с неподвижным, то интуиция помещает себя в подвижность. Интуитивизм во всех его аспектах, будь то интенция (направленность) или озарение, сохранял примат глубинного созерцания, которое раскрывает человеку внутреннюю суть вещей. Так или иначе, но притязание интуиции быть полноправным компонентом научного поиска размывает границы рациональности и приводит к формуле, когда открытие
фиксируется, а путь к нему остается неизвестным. Однако всякое неизвестное, всякая тайна и есть плоскость пересечения эзотерики и науки. Ф. Капра уверен, что по мере все более глубокого проникновения в тайны природы физика, подобно мистике, имеет дело с реальностью, которая не поддается сенсорному познанию; как и мистикам, естествоиспытателям приходится сталкиваться с парадоксальной стороной нового несенсорного познания. При столкновении с парадоксами человеческий разум начинает осознавать свою ограниченность.
Существует гипотетическая модель интуиции (озарение, инсайт, откровение), в которой феномен интуиции определяется целой цепочкой событий: дискурсивный поиск подходящего кода — скачкообразный выход на аттрактор кода — считывание импульса новой информации — синтез нового текста путем осмысливания полученной информации (наложения на нее фильтра).
Известный логик Я. Хинтикка в статье «Проблема истины в современной философии» приходит к нетривиальным выводам: «Семантические идеи могут быть переданы лишь невербально, более того, непонятийно. Они опираются на невыразимое и необъяснимое допонятийное предзна-ние («Vorwissen»)»6. Логик Витгенштейн также был уверен, что семантика в буквальном смысле невыразима. Итак, логики компетентно заключают, что смыслы объемнее слов, они содержат в себе тайну, недоступную словам.
Отсюда стремление исследовать в тексте то, что в нем вербально не выражено, грозит опасностью «вчитать» в него то, чего в нем нет и быть не могло. Суждения об истинности отдаются на откуп переживающему субъекту, способному к потаенному ходу подсознания выносить заключения о подлинности понимания и прояснения смыслов происходящего. И получается, что наука в ее постнеклассической стадии, дойдя до своего предела, делает все возможное для сближения с тем, что всегда считалось ненаукой. Общность целей и принципов современной науки и герме-тизма поражает даже противников этого сближения.
Все науки имеют в качестве одной из своих главных функций, а также основных задач предсказание.Общие цели науки всегда были связаны с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ее законов, — читаем мы в энциклопедии. Вместе с тем предсказание — это, пожалуй, самое древнейшее средство прельщения нетрадиционным сакрально-магическим комплексом науки. Все ман-тические, гадательные разделы эзотерики были обращены в сторону предсказания.
Однако наука в целом не ставит задачу использования своих предсказаний для удовлетворения частных интересов. Форма научного знания — форма всеобщности — реализуется в законе. Фундаментальное научное знание дает возможность получения представлений о единой картине мира. Прикладное научное знание, соответственно, имеет своей целью создание системы предписаний для производства конкретных вещей. Если в фундаментальной науке знание рассматривается как отражение всеобщих закономерностей, то в прикладных науках важен аспект применения полу-
ченного знания, решения данной практической задачи, преследование данного интереса. В этом одна из основных точек пересечения науки и эзотерики; последняя оборачивается лицом к служению частному, личному интересу и ставит на службу все свое прикладное мастерство для его удовлетворения. В соответствии с подобным же назначением прикладных наук эзотеризм всегда был ориентирован на клиента. Но и по этому пункту диалог эзотериков и ученых строится не только по типу положительной обратной связи; он предполагает тип отрицательной обратной связи. Так, изначальная психологичность эзотеризма была связана с тем, что вся система аргументации и трансмутаций разворачивалась ради удовлетворения нужд отдельного человека. Он являлся заказчиком, потребителем и экспертом всего специально для него воспроизведенного «тайного» знания. Наука же всегда, даже в своих прикладных аспектах, исповедовала отстраненность объективного знания от психологического произвола и сиюминутных потребностей индивида, предлагая ему некое многообразие научно обоснованных, правомерных вариантов. Логическая достоверность и опора на физические закономерности мыслились как превышающие полномочия личного желания и волеизъявления. Объективизм науки и психологизм эзотерики — это два берега, не соединенные мостом.
Весьма щекотливый вопрос о пользе науки также не имеет однозначного положительного ответа, поскольку наталкивается на рассыпающийся под ударами экологической катастрофы миф о всесилии науки. Не способствует признанию безусловной пользы науки и ее современный язык, достигший таких высот абстрактности, что отталкивает не только обывателя, но и самих ученых, не всегда понимающих друг друга.
Некоторые тенденции сближения паранаучного и научного знания наблюдаются на полюсе эзотерики. В наш информационный век становится очевидным, что клиента может устроить не просто астрологическое предсказание, а предсказание, облаченное в формы научной рациональности. Да и сам сверхъестественный образ деятельности, свойственный магии, с точки зрения И. Касавина, может быть истолкован как первая форма социально-активного отношения к миру, а в гносеологическом отношении— как исторически первая ступень социального производства знания. Магии мы обязаны исторически первыми идеалами активного отношения к миру: она гносеологически моделировала творческую деятельность и давала социоморфный проект решения природной проблемы, генерируя новые формы общения7.
И ученые, и эзотерики видят свою основную задачу в выявлении еще не познанных свойств предметов и явлений. Однако цель, связанная с воздействием на сферу непостижимого и таинственного, в одном случае ведет к оккультной практике, в другом — к эксперименту. По мнению Дж. Фрезера, эти сходные и типические ориентации строятся на том, что в основе магии и науки лежит твердая вера в порядок и единообразие природных явлений. В обоих случаях допускается, что последовательность событий совершенно определена, повторяема и подчинена действию неизменных законов, проявление которых можно точно вычислить и предвидеть8.
Обращает на себя внимание вывод Б. Малиновского о том, что сфера магии— это область повышенного риска: там, где господствует случай и неопределенность, где не существует надежного алгоритма удачи, где велика возможность ошибиться. Паранаучные способы ориентации возникают в экстремальной ситуации в условиях принципиальной неопределенности. Именно тогда и звучит в душе: «Боже, Спаси, Сохрани и Помилуй мя», в ход идут гадание, ворожба, прорицания и предсказания.
Обращает на себя внимание и парадоксальная родственность принципов науки и герметизма.Например, третий принцип — вибрации («Все движется или вибрирует») прямым образом согласуется с положением современной науки о том, что все находится в движении, а состояние покоя есть момент относительно устойчивого единства в самом движении. И когда различие между разнообразными проявлениями материи, энергии и разума зависит от скорости вибрации, то можно подойти к формулировке закона физики, согласно которому масса находится в зависимости от скорости движения. Все — от корпускул и электронов до новых Галактик— находится в состоянии колебания.
Четвертый герметический принцип — полярности — указывает на то, что все двойственно и все имеет свой антипод. Этот принцип объясняет, что у всего есть два полюса, два противоположных аспекта. Он отражает источник, порождающий движение, и напрямую согласуется с известным диалектическим законом единства и борьбы противоположностей. Более того, принцип полярности предлагает обратить внимание на би-нарность взаимодействий. Отсюда может быть выведена и категория бифуркации, что помогает вступить нам в область синергетики — современной науки о процессах самоорганизации. Ибо обозначена ситуация, когда система может выбрать одно из двух направлений развития, а это как раз и отражает возможность изменения полярности.
Принцип причинности, известный науке как принцип детерминизма, был описан в древнейшем учении о тайной мудрости — в герметизме, Арканах Таро, «Священной книге» древнеегипетского бога Тота. Согласно ему «каждая причина имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Все совершается в соответствии с законом. Существует много планов причинности, но ничто не ускользает от Закона». Результат, кажущийся случайным, есть на самом деле взаимопересечение неизвестных нам причин. Мастера подчиняются причинности высших типов, но они помогают править в своем собственном плане, они становятся источниками, вместо того чтобы быть следствиями. Это вряд ли требует дальнейших комментариев.
Многие известные ученые Запада откровенно признаются в том поразившем их впечатлении, когда они самолично сталкивались с магическими явлениями. Так, один их видных ученых Англии А. Валлас говорил: «Когда я впервые столкнулся с фактами спиритуализма, я был твердым психологическим скептиком. Я был столь убежденный материалист, что в то время я просто не мог найти места в своем сознании для концепции духовного существования или любого иного генезиса во вселенной, кро-
ме как от материи и силы. Факты, однако, «вещь упрямая». Рассказав, как он пришел к спиритизму, он попытался показать взаимодействие спиритической теории с естественным отбором. «Следуя фактам и точной индукции, я пришел к вере, что, во-первых, существует множество различных сверхчеловеческих сознаний и, во-вторых, некоторые из них, хотя и остаются невидимыми и неощутимыми дли нас, могут влиять на материю и на наши мысли и делают это... Этот подход — единственный логически основательный, и к тому же он не противоречит ни в коей мере великой доктрине эволюции через естественный отбор»9.
Однако спокойствие почтенного ученого мира более всех поразил своими выводами и заключениями Пол Карл Фейерабенд — американский философ и методолог, профессор Калифорнийского университета. Он имел смелость вслух огласить те «антагонистические идеи», к которым пришла философия науки к концу семидесятых, справедливо подметив, что «люди далекого прошлого совершенно точно знали, что попытка рационалистического исследования мира имеет свои границы и дает неполное знание»10. Призыв к сохранению целостности человека и космоса, содержащийся в книге Бытия, в «Поймандре», интерес к процедурам и переживаниям, о которых рассказал К. Кастанеда, и, наконец, провозглашение принципа «anything goes» — «допустимо все» — подчеркивает множество равноправных типов знания, по существу уравнивая науку с магией и мифологией. Весьма убедительно в данном контексте звучат слова известного исследователя Колина Уилсона о том, что взгляд на Вселенную обеспечивает такую ее картину, которая подразумевает в ней комнату для оккультных явлений так же хорошо, как и для атомной физики11.
В современном, гуманистически ориентированном мировоззрении все приоритеты отданы великой идее полноценного развития человека. Человек — это великая сила и венец эволюции живого. Человек признается не наблюдателем, а естественной частью космоса, воспринимающей его жизнь не только рационально, но и чувственно — через дух и душу. Эта ориентация, ставящая в центр мироздания человека и согласующаяся с античным тезисом «Человек есть мера всех вещей», получила в современной методологии название антропоцентристской.
Эзотеризм также отталкивается от основной идеи, согласно которой именно человек есть центр магических сил. Еще Агриппа считал, что мы не должны искать причины столь великих действий вне нас самих, внутри нас живет деятельное существо, могущее без оскорбления Божества и религии выполнять все, что обещают астрологи, алхимики. В нас самих живет начало, творящее чудеса. В его «Оккультной философии» многократно проводится мысль, что магические действия совершают не только при содействии звезд, демонов, а исключительно силами нашей души.
Другая, противоположная антропоцентризму ориентация, рассматривающая человека как одну из геологических сил, наряду с прочими, получила название дезантропоцентризм.Сегодня это весьма популярная позиция. Так, П. Успенский весьма близок к дезантропоцентризму. Согласно его концепции, человек есть машина в том смысле, что он приводится в движение внешними явлениями и внешними толчками. Все, что человек
делает, на самом деле не он делает, а с ним происходит. Человеческая машина имеет семь разных функций:
1) мышление (или интеллект);
2) чувства (или эмоции);
3) инстинктивная функция (или внутренняя работа организма);
4) двигательная функция (или внешняя работа организма);
5) пол (функция двух начал).
Кроме этих пяти есть еще две, которые проявляются только в высших состояниях сознания: высшая эмоциональная функция, проявляющаяся в состоянии самосознания, в котором человек становится объективным по отношению к самому себе, и высшая умственная функция, проявляющаяся в состоянии объективного сознания12.
Эти две высшие функции составляют два высших состояния человека. Однако, по мнению П. Успенского, человек их не достигает и обычно живет 'только двумя более низкими состояниями, частью во. сне, частью в том, что называется бодрствованием или «относительным сознанием». «Владея четырехэтажным домом, он как бы живет на двух нижних этажах».
Дезантропоцентризм лишает человека его командного места и положения и заставляет задуматься о последствиях ничем не ограниченного произвольного могущества человека. Проблема осознавания того, как человеку с произведенным им технократическим, искусственным миром вписаться в изначально эволюционное мировое развитие, стоит очень остро. Постсовременное научное понимание человека предлагает его трактовку как «кванта» эволюции. Это значит, что человек не только очень динамичен, но и наделен значительной мерой неопределенности. Расширение духовной сферы человека меняет облик его самого. У трансперсоналистов имеется весьма забавный афоризм:
«Изучать психологию — значит изучать self.
Изучать self— значит забывать self.
Забывать self— значит узнавать все остальное».
Следовательно, по мере того, как мы постигаем сферу собственных интересов, мы выходим за пределы преимущественно личностной ориентации и начинаем видеть то, чем не являемся сами, что нас окружает.
В традициях русской соборной философии каждый человек не только личен, но и всечеловечен. По мнению современного философа В. Нали-мова, новое видение природы человека должно быть связано с пониманием того, что именно смысл выступает его организующим началом13. Однако такая позиция базируется на признании трансличностного начала человека, его изначально сверхрациональной природы. Можно сказать и мягче, что человек по своей природе не до конца рационален. Не зная будущего, он действует и надеется обрести смысл своего существования, реально проживая в ситуации неопределенности. Отечественный специалист по психоанализу и философской антропологии В. Лейбин уверен, что за исходный постулат исследования человека следует принимать не
критический рационализм, а критический иррационализм. Человек— существо иррациональное. Этот тезис, по признанию автора, рождается из наблюдений за сложными процессами жизнедеятельности индивида, а также опираясь на клинический опыт работы в качестве психоаналитика и исходя из собственных размышлений о человеке". Критический иррационализм вместе с тем обладает потенциями иррациональной веры в добро, благо, справедливость, парадоксальной этичности, что является мощным питательным источником бытия человека в мире, где существование абсурдно. В нем заключены достоинства, превышающие полномочия рациональности.
Действительно, говоря об экологии человека,следует иметь в виду совокупность всех составляющих реального образа жизни человеческих популяций. Здесь важна не только телесность человека и физическая среда обитания, но и его психика, душа, духовность. Однако, чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу, первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. В мире вещей человек существует как тело, а следовательно, находится в зависимости от законов жизни, циклов развития и гибели организмов, циклов природы. Во всех цивилизованных странах признание фундаментального права человека на удовлетворение его первичных потребностей, права, связанного с сохранением жизни, закреплено юридически.
Из факта существования человека как живого тела вытекает его подвластность законам наследственности, отменить которые невозможно. Это настраивает на бережное обращение с природно-биологическим потенциалом человеческого бытия. Жизнь человека, не нашедшего себе места, утратила для него смысл, может быть, потому, что он не пошел по пути реализации своих природных задатков. Он занимался тем или иным делом, подчиняясь внешним, навязанным ему «извне» целям, а в результате — катастрофа в экологии данного человека. Ключевой проблемой экологии человека всегда была проблема его самореализации,понимаемая как развитие всего потенциально в нем заложенного. Возник новый термин — экософия, который обозначает персональный кодекс ценностей и взгляд на мир, определяющий личностное поведение.
Мыслители многих времен и народов искали связь между здоровьем тела человека и его стремлениями, переживаниями, духовными исканиями. Детерминация бытия человека со стороны его духа уникальна. Ибо эгоизм телесных потребностей очень часто перекрывается жертвенностью. Человек в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не только в соответствии с естеством, а руководствуясь исторически закрепленными нормами и идеалами.
В эзотеризме конкурируют или сосуществуют две концепции человека. Согласно одной из них, природа человека двойственна. Согласно другой — триедина. Общий для герметической философии принцип гласит: «Что сверху, то и внизу». Он указывает на двойственность и прямое отождествление души человека и Бога в мистике. В магии связь более сложная. Человек как микрокосм (его символ пентал — пятиконечная звезда) связан многочисленными невидимыми нитями со Вселенной
(ее знак — шестиконечная звезда, или знак Соломона). В оккультных науках речь идет о триединстве человека, образованном душой, телом и Духом. Три Эго человека — это три его измерения в ментальном (интеллектуальном), астральном (энергетическом) и физическом (телесном) проявлениях.
В. Налимов, поднимая вопрос о многомерности сознания, замечает, что пока мы как минимум двумерны. Мы постоянно ведем диалог с собой, у нас двоякая система ценностей. Если бы она была одна — бессмыслен был бы сам диалог.
Привлекающим тезисом эзотеризма является положение о том, что человек становится лучше, когда он имеет глубокое осознание цели.Когда сознание постигает что-то из необъятной Вселенной и рассчитывает, как усилить свой контроль и силу, его энергия течет в подсознание и увеличивает силу подсознательного мышления. Когда сознательная цель не выполняется, все потенции медленно снижаются. По мнению Колина Уилсона, «существенная разница между гениальным человеком и обычным состоит в том, что гениальный человек обладает большой способностью устойчиво фокусироваться на своем действительном значении, в то время как обычный человек постоянно теряет сознание целей, меняя их каждый час, почти каждую минуту»15. Глубокое осознание цели — очень сильный рычаг, способный переиначить жизнь, опровергнуть укоренившиеся привычки и черты характера. Можно вести речь о полной трансформации сознания, сконцентрированного на достижении определенной цели.
Эзотеризм выделяет сознание и сознательность в качестве главного элемента жизнедеятельности личности, достаточно обоснованно показывая, насколько важно иметь очищенное, свободное от низших психизмов сознание. Оно открыто для восприятия новых возможностей, для творчества и совершенствования. Современная психология и философия полностью разделяют этот тезис. Обычное сознание сравнивается с картинной галереей, освещенной тусклым электрическим светом. Моменты интенсивного восприятия, подобные яркой вспышке солнечного света, в очищенном сознании дают возможность по-новому увидеть все цвета. Сознательность интерпретируется как ясное сознание, просветленность, бдительность и мудрость. В отличие от запрограммированности она предполагает способность к выбору, перемене и самоопределению. Однако могучий потенциал сознания не сводится эзотеризмом к рациональному. Напротив, эзотерики представляют рациональное сознание в виде клапана, который отрезает нас от полной мощи настоящей жизни вокруг нас.
Г.В.Х. Мейер, один из основателей Психологического общества, предложил рассмотрение сознания в виде спектра. В середине спектра расположены способности, о которых мы знаем: зрение, слух, осязание, обоняние. Ниже красного конца спектра находятся органические процессы, которые мы можем неким образом контролировать без участия сознания. Над фиолетовым концом спектра лежат другие высшие способности, почти полностью игнорируемые нами. Человек не пытается их использовать и поэтому не верит в них. Однако суть состоит в том, что оккультные
способности, скрыто присутствующие в каждом из людей, могут быть развиты теми, кто этого действительно захочет. Они сотканы из глубокого убеждения, страстного желания, напряженного внимания и непоколебимого доверия.
Феномен экстрасенсорики объясняется либо как деятельность дремлющих в организме человека в ожидании своего часа огромных областей мозга, либо как резервируемые природой для экстремальных ситуаций уникальные возможности человеческой психики, либо как редчайшее явление необычайно сильных рецепторов и огромной интуиции у отдельных индивидов.
Всякий раз, когда человек получает сильное чувство значимости, он активизирует способности, лежащие в ультрафиолетовой части спектра. И напротив, когда человеческая сущность поддается сильному стремлению дрейфовать, т.е. находится в состоянии безразличия (часто именно такое состояние воспринимается как желанное), не используются все потенции сознания. Любой кризис или сложная проблема выступают в роли будильника, выталкивая человека из скуки. Настоятельной потребностью на современном этапе является потребность реанимировать спящие психические способности. Многие люди «учатся включать прожектор внутри себя».
Человек огромной воли, по сути, прототип образа мага. Маги и медиаторы — это люди, которые познали возможность использования подсознательного желания там, где его обычно не удавалось применять. Их задача — вызвать усиленную работу рассудка и избежать обычной утечки энергии.
Сознание, изучаемое в контексте теории информации, представляет собой совокупность следующих операций:
- получение информации и ее запоминание;
- логические или дискурсивные операции с информацией;
- интуитивное получение новой информации;
- свободная игра воображения;
- взаимодействие с программами, закодированными в подсознании;
- свободное или целесообразное генерирование информации;
- выдача сигналов к действию.
Основной проблемой человека оказывается его неумение достичь определенной концентрации, необходимой для максимального использования своих способностей. В качестве препятствий называют связанное состояние сознания, рассеянность, вибрации, внутреннее напряжение. Последние подразделяются на заурядные, психосоматические (эффектные), нетривиальные (сильные впечатления, аналогичные потрясениям от восприятия произведений искусства).
Метод концентрации, а точнее, медитациислужит средством очищения сознания(лат. meditatio — размышление). Существует ряд определений медитации. Это и средство, расширяющее наш внутренний опыт, и форма самогипноза, и прием, усиливающий открытость личности, освобождение сознания от семантической скованности, раскрепощение спонтанности. Иначе говоря, возможность сосредоточения в своем внутрен-
нем пространстве-времени, которое тут же может предстать трансцендентным и унести мысли в неведомое. Великолепно об этом сказал Осип Мандельштам:
«И я выхожу из пространства В запущенный сад величин, И мнимое рву постоянство и Самосогласье причин...»
С. Гроф систематизировал возможности медитирующего сознания и предлагал различать:
- временное расширение сознания, включающее переживание пределов, постинкарнационный опыт, эволюционный опыт;
- пространственное расширение сознания, включающее идентификацию с другими личностями, идентификацию с растениями и животными, планетарное сознание, сознание неорганической материи;
- пространственное сужение сознания до уровня отдельного органа;
- ощущение реальности, выходящей за границы «объективной реальности»;
- опыт переживания других вселенных и встреча с их обитателями;
- восприятие сложных мифологических сюжетов;
- интуитивное понимание сложных символов;
- восприятие сознания Ума универсума;
- восприятие сверхкосмической и метакосмической пустоты. '
Другим рычагом расширения способностей является возможность осоз-навания разумности проявления желания. Третьим фактором оказывается способность привести себя в настроение желания. Любой желает сильнее, если погрузится в состояние намеренного желания.
Как правило, говорят о двух типах людей: тех, кто получает энергию, борясь с обстоятельствами, и тех, кто пребывает в постоянном напряжении, борясь с собой. Мистическая связь с природой требует свободного времени для того, чтобы думать и развивать воображение.
Проблема эволюции человека решается применительно к сфере расширения его способностейи совершенствования нравственных регулятивов. Человек должен обрести сознание внутреннего единства, постоянного Эго. Первый шаг к возможной эволюции — в изучении себя самого. Значимой оказывается борьба с отрицательными эмоциями, при которой «человек должен пожертвовать своими страданиями». Ибо пока мы культивируем отрицательные эмоции (эмоции депрессии или насилия; жалость к самому себе, гнев, страх, досада, подозрительность, скука, недоверие, ревность, грубая и ненужная речь), не следует ожидать развития и расширения сознании и воли. Для собственного развития человек должен научиться наблюдать за собой, отличая полезные и вредные черты. Интерес к чему-либо, как магнетический центр, направляет и контролирует развитие человека.
Человек должен изжить из себя все пороки, которые, как и любые знания, исходят в виде вибрационных энергий от человека, несущего в
себе эгоизм, обиду, зависть, презрение, злобу, корыстолюбие, садизм,
месть, ревность, унижение, обман, одержимость. Человек должен стре
миться приобрести духовные качества внутреннего самосознания души:
доброжелательность, терпимость, сострадание, прощение, радость, спо
собность любить. ,
Герметизм в своем беломагическом посвящении, обладая чрезвычайно высоким нравственным зарядом, решает задачу воссоздания личности, исходя из следующих начал:
1) образование в себе сознательно-волевого человека;
2) перевоспитание импульсивного человека, который действует реф-лекторно, отвечая шаблонно определенными манифестациями, который кричит от боли, отвечает ударом на удар, улыбкой на лесть.-
Образование волевого человека означает появление человека, способного к творчеству. Возбуждающим средством для сознательного человека служит Любовь во всех формах ее проявления: любви семейной, племенной, национальной, ментальной, соединяющей натуры в школы, сообщества, содружества. Завершает эту пирамиду Высокая Универсальная Любовь ко всему живому.
В паранаучной литературе можно встретиться с различными советами, направленными в сферу сохранения здоровья и самочувствия человека, о том, какая пища не препятствует возможностям духовного роста, а какая их задерживает. Значительное внимание отведено наставлениям духовного порядка:
«Вставайте рано и горячо помолитесь о духовном возрождении всего человечества, и чтобы все ошибки и прегрешения были прощены. Во время умывания упражняйте свою волю с целью смыть заодно с физической грязью тела также и нравственные нечистоты. В отношении с другими соблюдайте следующие правила:
1. Никогда не делайте ненужных дел, т.е. того, что не является вашим долгом.
2. Никогда не говорите ненужных слов. Прежде чем произнести их, подумайте о возможных последствиях. Никогда не позволяйте себе нарушать свои принципы, уступая давлению окружающих.
3. Никогда не позволяйте ненужным или пустым мыслям занимать ваш ум. Вы не можете в одно мгновение сделать ваш ум чистым, поэтому вначале старайтесь пресечь дурные или праздные мысли, устремляя свой ум к разбору своих ошибок или к созерцанию совершенных поступков Прежде, чем заснуть, молитесь, как вы молились утром»16.
Эзотеризм, размышляя о способах организации мироздания, также располагает такой формой постижения универсума, как картина мира. В ней микрокосм— мир в миниатюре, который прилагается к человеку, имеет свой знак искусственной пентаграммы. По закону аналогий, известному из герметизма, можно говорить о его соответствии миру внешних протяжений— макрокосму. Выделены различные уровни, намечается их
эволюция (ход творения, мысль, идея, символические формы, мир астральный, мир материальный).
Отличительной особенностью картины мира в эзотерике является не столько ее многоплановость, сколько гчлозоичность. Изначальным квантом отсчета берется дух-материя. Вся материя от мельчайшей частицы до масштабных образовании объявляется формой жизни. Жизнь проявляется как энергия или род вибраций.
Легенды различают 7 состояний космической материи, точнее, 7 степеней ее тонкости. Из них только седьмое, самое низшее, и есть физическое состояние нашего материального мира, видимое нашему глазу. А шесть высших невидимы. Утверждается, что атомы самого тонкого состояния — духо-материи -^ создаются следующим образом. Энергия Логоса вихревым, спиралевидным движением невообразимой скорости «сверлит дыры» внутри пракосмической субстанции. Эти вихри жизни — атомы высшей первой сферы — представляют собой пустоты, заполненные энергией Логоса.
Широкое признание турбулентного (вихреобразного) движения как в эзотеризме, так и в современной науке приводит к выводу о том, что оно является одной из наиболее плодотворных образных моделей, к которой прибегают как эзотерики, так и ученые.
Атомы второй сферы образованы из вихревого движения наиболее грубых атомов первой. Эта сфера называется миром монад.
Третья — миром духа.
Четвертая — миром интуиции.
Пятая — миром огненным или миром мысли.
Шестая — миром чувств, эмоций, желаний.
Седьмая — плотным физическим миром.
Таким образом выражена идея эволюции мира. Ее дальний аналог в наукообразной терминологии может выглядеть так:
1. Состояние сингулярности (не имеющее физических эквивалентов).
2. Электромагнитное поле (чему соответствует мир монады).
3. Световое состояние (мир духа), (стихия «эфир»).
4. Тепловое состояние (мир интуиции), (огонь).
5. Газовое состояние (мир мыслей), (воздух).
6. Жидкое состояние (мир чувств), (вода).
7. Твердое состояние (плотный физический мир), (земля).
Считается, что в каждой из 7 сфер есть еще 7 аналогичных названным подпланов.
Когда говорят о научных прозрениях Блаватской, то утверждают, что она знала:
1) что в своей основе все силы природы едины и вещество бесконечно делимо;
2) к понятию материя и энергия должен быть присоединен принцип сознания;
3) разум занимает фундаментальное положение в природе;
4) космос взаимосвязан и возможна идея о расширении Вселенной (собственно же открытие, подтверждающее подобную идею, по-
следовало лишь в 1929 г. и было сделано Эдвином Хабблом). Она также предусматривала возможное сжатие космоса, что подтвердил, в частности, замечательный физик Хоккин, придерживающийся подобной точки зрения;
5) у планеты существует свой собственный дух (мысль, высказанная ею в 1888 г.).
Ныне приводят свидетельства о целесообразной активности планеты Земля17.
В науке неисчерпаемость материи вглубь охватывается представлением об интенсивной бесконечности.Существование интенсивной бесконечности убеждает в том, что в природе нет абсолютно элементарных, не имеющих внутренней структуры объектов. При изучении микрочастиц становится ясно, что интенсивная бесконечность не может рассматриваться просто как бесконечная делимость материи на все более мелкие части, потому что наблюдается процесс взаимопревращаемости частиц.
Экстенсивная бесконечность в отличие от интенсивной уходит не в глубь, а в ширь, за пределы данного объекта, в мир «большого». Это как бы бесконечность вне объекта. Здесь наиболее важной оказывается проблема зависимости свойств и качеств объекта от системы взаимодействий с окружающими вещами. В действительности же существует одна бесконечность, которая может быть понята как интенсивная или экстенсивная в связи с тем направлением, в котором концентрируются познавательные усилия. Экстенсивная и интенсивная бесконечность — это своеобразные проекции реальной бесконечности. Их можно уподобить проекциям геометрической фигуры на оси координат. В понимание конечного и бесконечного много нового внесла космология. Как научная дисциплина она исследует структуру и свойства Вселенной и ставит проблему пространственно-временной бесконечности.
Экзистенциальное внедрение в тематику бесконечности влечет за собой размышления над проблемой преодоления смертии сохранения личностного начала на неопределенно долгий срок. Эта проблема, таинственным образом притягивающая к себе и ученых и эзотериков, получает новое решение. Современная наука приходит к предположению, что если допустить квазиустойчивое существование реплик сознания, отделенных от соматической атомно-молекулярной структуры, если психо-мэонная реплика действительно малочувствительна к структуре соматической капсулы, то можно поставить задачу ее пересадки на другую структуру, например, в мозг иммунно чистого организма, выращенного искусственным методом клонирования из собственной клеточной структуры перципиента. Говоря простыми словами, человек может надеяться получить после тяжелой болезни и травмы новую сому — независимо от того, будет ли она естественной или киборгизированной.
Диалог эзотериков и ученых становится очень громким, когда такие выдающиеся имена в науке, как Н. Бор, В. Гейзенберг, Р. Оппенгеймер, высказываются в пользу сходства квантовой физики и философии восточного мистицизма,под которой понимаются философия индуизма, буддизма и даосизма. Параллели и пересечения этих двух якобы несосты#уе-
мых ни при каких обстоятельствах сфер стали предметом специального изучения доктора философских наук, специалиста в области физики высоких энергий и теоретика трансперсональной психологии Ф. Капры. Цель изданной им в 1975 г. книги «Дао физики» состоит в том, чтобы облагородить облик науки, показав, что между духом восточной философии и духом западной науки существует глубокая гармония18.
В обобщенном виде первая степень сходства науки и мистицизма может быть усмотрена в их едином социокультурном основании и лоне порождения, т.е. в той древней синкретической культуре, в которой:
• не делалось различий между обособившимися впоследствии философией, наукой и религией;
• присутствовали идеи гилозоизма (одушевления всего и вся), панпсихизма и метампсихоза (переселения душ);
• существовало убеждение в нерасчлененности материи и духа;
• отсутствовала дифференцированность одушевленного и неодушевленного.
Все названные характеристики, по мнению исследователей, явно прослеживаются в философских системах античности и свидетельствуют о первоначальном синкретизме мистического и зарождающегося рационалистического способов мировосприятия.
Вторым основанием, позволяющим говорить о наличии пересечений современной науки, в частности квантовой физики и восточного мистицизма, может, по мнению Ф. Капра, служить появившаяся «бутстрэпная теория частиц», направленная на объединение квантовой механики и теории относительности. Именно для древней тайной мудрости характерно представление о чувственно существующих предметах и явлениях как об ипостасях проявления Единой Высшей Реальности. Она принципиально целостна, монистична и внутренне богата всем разнообразием взаимосвязей своих элементов. Ее внутренняя энергия есть источник ее постоянной динамики. Аналогичные представления содержатся и в «бутстрэпной теории», согласно которой «природа не может быть сведена к фундаментальным сущностям вроде фундаментальных «кирпичиков» материи, но должна пониматься исключительно на основе внутренней связности»". Все вещи конституированы взаимными отношениями и связями, а сама Вселенная есть динамическая сеть взаимосвязанных событий. Ни одно из свойств какой-либо части этой сети не является фундаментальным: все свойства одной части вытекают из свойств других частей и общая связность взаимоотношений определяет структуру всей сети.
Третья параллель строится на том, что наука на ее теоретическом уровне, так же как и восточный мистицизм, имеют достаточно узнаваемые общие цели, а именно — сущностное постижение реальности, превосходящее ограничения чувственного опыта. И как это ни парадоксально, пропитанные интуитивизмом и медитативным откровением восточные учения очень часто опираются на строгую логику, интеллект и рассудок (Веданта, Мадхьямика, Фен-шуй и др.).
Если провести линию параллелей от противоположного полюса (не скрытого, тайного, сущностного и невыразимого), а чувственно данно-
го, созерцаемого и наблюдаемого, то и здесь сходства очевидны. Эмпиризм, а иногда «радикальный» эмпиризм восточных учений внимательным прочтением каждого явления как знака и символа подчеркивает то важное значение эмпирического уровня познания, которое существует в современном позитивизме, часто ориентированном индуктивно.
Есть и методический аспект взаимопересечений, указывающий на необходимость многолетней подготовки как в области современных научных и экспериментальных исследований, так и в сфере, направленной на достижение мистического откровения. Долгие годы занятий под руководством опытных учителей— та константа, которая не может быть объявлена несуществующей ни в сфере субатомной физики, ни в восточных практиках. Специфический язык, методы и способы ориентации не могут быть доступны «непосвященным», профаны нигде не нужны. Парадоксальность микромира, признаваемая современной квантовой физикой, и утверждения мистиков о том, что природа «загадывает загадки», есть лишь две инаковые — логическая и художественно-образная — формы выражения одного и того же постулата.
ЛИТЕРА ТУРА
1 Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война. От мифов к реалиям. М, 1993.С. 151.
2 Там же. С. 152-155.
3 Там же. С. 167.
4 Там же. С. 172.
5 См.: Перевозчиков А.Н. Экстрасенсы— миф или реальность? М., 1989. С. 30-45.
6 Бехтерева Н.П. Есть ли Зазеркалье?//Терминатор. 1994. №2-3.
7 Заблуждающийся разум или многообразие вненаучного знания. М., 1990. С. 73, 80.
8 Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986.
9 Цит. по: Блаватская Е.П. Теософия и практический оккультизм. М., 1993. С. 35.
10 Фейерабенд К.П. Избранные труды по методологии. М., 1986. С. 139.
11 Копт У. Оккультизм. М., 1994.
12 См.: Заблуждающийся разум или многообразие вненаучного знания. С. 398.
13 См.: Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М., 1993. С. 122.
14 См.: На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная
Россия. М., 1998. С. 120. ^КолинУ. Указ соч. С. 52.
16 Блаватская Е.П. Указ соч. С. 61.
17 См.: Б.П. Блаватская и предсказание научных открытий XX века // Вестник теософии. 1992. № I. С. 45-46.
18 Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994. С. 21.
19 Там же. С. 42.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 653;