Подготовительные положения и действия
Упражнение № 7. Стойка «смирно!»
Техника исполнения. Оружие держится за клинок под гардой, острием назад к полу. Левая рука является как бы портупеей и ножнами, она поддерживает шпагу у бедра (рис. 45, а).
Упражнение № 8. Подготовительное положение (исходное)
Переход в подготовительное положение исполняется стоя на месте, наступая и отступая.
Исходное положение: стойка «смирно!».
Техника исполнения. По команде «За шпагу!» надо выполнить первую часть поворота влево (так же как в обучении без оружия) и одновременно положить широким жестом правую кисть на эфес шпаги (рис. 45, б). По команде «Вынуть шпагу!» надо вытянуть клинок из ножен, описав им полукруг над головой, опустить оружие в положение наклонно вниз, остановив острие примерно в 50-60 см от пола.
В то же время, приставив пятку правой ноги к левой, левую руку отвести в сторону, развернув ладонь ребром по отношению к бедру. Правая рука выпрямлена в локте и кисти. Кисть развернута ладонью вверх. Лицо обращено к противнику по направлению носка правой ноги. Туда же направлено и острие оружия (рис. 45, в).
Упражнение № 9. Положение «вольно»
Для отдыха принимается положение «вольно». Оно может быть трех видов.
Первое положение «вольно!»
Техника исполнения. Обе руки свободно опущены вниз. Левая рука держит шпагу за клинок, правая — за рукоять. Ноги сомкнуты или расставлены; одна из ног может быть ослаблена в коленном суставе (рис. 46, а).
Второе положение «вольно!»
Техника исполнения. Ноги, как и в первом положении. Руки скрещены на груди. Правая рука держит рукоять шпаги, острие которой направлено вверх (рис. 46, б).
Третье положение «вольно!»
Техника исполнения. Ноги поставлены так же, как в первом положении. Правая рука подносит клинок под левую руку, предплечье левой руки охватывает клинок снизу, локоть левой руки кладется под гарду (рис. 46, в).
Методические указания. Направление оружия должно быть безопасным для окружающих.
Упражнение № 10. «Салют!»
«Салют!», или приветствие оружием, является бытовым жестом.
Техника исполнения. Из исходного положения согнуть правую руку в локте так, чтобы гарда подошла к подбородку, кисть повернулась ладонью к лицу; оружие поднимается острием вверх совершенно вертикально. Голова направлена к лицу, которому отдается приветствие (рис. 47, а). Далее следует разогнуть правую руку в локтевом суставе, вынося шпагу в исходное положение. Одновременно с разгибанием руки голова наклоняется немного вперед (рис. 47, б, поклон). После
исполнения поклона голова поднимается в первоначальное положение (рис. 47, в, г). Салютом называется последовательное слитное исполнение всех указанных движений.
Методические указания. Надо следить, чтобы рука и оружие составляли единую линию.
Упражнение № 11.Вкладывание шпаги в ножны
Исходное положение: подготовительное.
Техника исполнения. По команде «Убрать шпаги!» поднять руку оружием вперед вверх (угол 45°, рис. 48, а). Затем, разворачивая кисть со шпагой ладонью вниз, поднести острие шпаги в левой руке, изображающей ножны (рис. 48, б). Опуская клинок в ножны, следует повернуться вправо (в положение фас к противнику), левая нога— на носке (рис. 48, в).
Затем приставить левую ногу к правой с небольшим ударом стопой в пол и ударить ладонью правой руки по противовесу шпаги, чтобы с силой вдвинуть пятку оружия и подпяточник ножен (рис. 48, г). После этого принять любую стилевую позу.
Методические указания. Прием вкладывания оружия в ножны надо разучивать по элементам, а затем учиться выполнять его слитно, как единое действие, где окончанием является стилевая поза.
Добиваться, чтобы острие шпаги действительно как бы попадало в отверстие ножен и затем свободно опускалось в них. Все дробные действия должны исполняться настолько свободно, чтобы актер в момент их исполнения мог общаться с партнером.
Упражнение № 12. «Действием наступая»
Техника исполнения. По команде «Вперед левой — за шпаги!» надо шагнуть вперед левой ногой, развернув стопу носком влево, тяжесть тела — на левой ноге, а правая рука ложится на эфес. Туловище наклонено вперед, правая нога выпрямлена в колене и упирается в пол носком. По команде «Вынуть шпаги!», подставляя правую ногу вперед, встать в подготовительное положение, одновременно вынимая шпагу и опустив ее острие к полу.
Упражнение № 13. «Действием отступая»
Техника исполнения. По команде «Назад левой — за шпаги!» следует делать полувыпад левой ногой назад, носком влево; тяжесть тела — на левой ноге. Правая рука в то же время кладется на эфес шпаги. Корпус откинут назад, правая нога прямая. По команде «Вынуть шпаги!», быстро вынимая оружие из ножен, подтянуть правую ногу к левой, приняв подготовительное положение.
Методические указания. Следует объяснить тактическое содержание приемов: первое — угроза, второе — оборона.
Варианты обнажения оружия должны быть предварительно освоены. Тренировать их следует в сочетании с передвижениями. В тренинге надо добиваться выразительности как в создании угрозы, так и в желании оказать сопротивление.
Упражнение № 14. «Вперед левой — за шпагу! Откажись!»
Техника исполнения. Взяться за рукоять шпаги с шагом левой ногой вперед, слегка наклонив туловище вперед. Левая нога должна быть согнута в колене, правая, опирающаяся носком в пол, должна быть совершенно прямой. Надо создать угрозу противнику. Для усиления впечатления есть смысл несколько вытянуть клинок из ножен (на 12-14 см). По команде «Откажись!» следует, возвращая левую ногу в исходное положение и выпрямляясь, опустить вытянутую часть клинка обратно в ножны и завершить ударом ладони по противовесу. Затем встать в свободную позу.
Упражнение № 15. «Назад левой — за шпагу! Откажись!»
Техника исполнения. Это упражнение аналогично предыдущему, но движение левой ногой выполняется назад, создавая впечатление возможности отразить нападение. Отказ выполняется ударом ладони по противовесу шпаги и приставлением правой ноги к левой.
Упражнение № 16. «Вперед левой — за шпагу! К бою!»
Техника исполнения. Выступая левой ногой вперед, наклонить тело вперед и взяться за рукоять шпаги правой рукой (угроза); затем по команде «К бою!», шагнув правой ногой вперед, оказаться в положении боевой стойки.
Упражнение № 17. «Назад левой — за шпагу! К бою!»
Техника исполнения. Это упражнение аналогично предыдущему, но левая нога отставляется назад, правая — прямая. Дальше по команде «К бою!» согнуть правую ногу в колене и, вынимая шпагу, оказаться в положении боевой стойки.
Методические указания. В этих упражнениях главное — это верная техника движений левой ногой. Чем сильнее будет согнуто колено и чем выворотнее будет поставлена стопа, тем точнее техника. (Выворотно — означает носком влево.)
Упражнение № 18. Три шага вперед и вынуть шпагу
Техника исполнения. По команде, соответствующей названию упражнения, сделать три шага вперед, начиная с левой ноги. При исполнении последнего шага, стопу левой ноги развернуть влево, в то же время положить правую кисть на рукоять шпаги, затем, поставив правую ногу вперед в подготовительное положение, вынуть шпагу.
Методические указания. После разучивания этой техники следует постепенно увеличить скорость исполнения, а затем прибавить количество шагов от пяти до семи. Надо тренировать постепенный переход в пробежку с мгновенной остановкой за счет левой стопы, развернутой влево (тормозящее движение), и быстрого обнажения шпаги.
Упражнение № 19. Четыре шага вперед, остановиться, скачок назад и к бою
Техника исполнения. Полностью соответствует названию упражнения.
Методические указания. Предполагаемые обстоятельства — ночь, ощущение темноты — мгновенный скачок назад, одновременно хватаясь за рукоять шпаги. Сразу после прыжка выхватить оружие из ножен и оказаться в положении боевой стойки.
Упражнение № 20. К бою в четыре счета
Это парадная манера перехода в боевую стойку. Она типична для середины XVII столетия и дошла до наших дней (применяется некоторыми фехтовальщиками современности).
Техника исполнения. По команде «Четыре — к бою!» следует из подготовительного положения поднять правую руку со шпагой наклонно вверх, взгляд направлен на шпагу (рис. 49, а), затем, разворачивая правую руку ладонью вниз, опустить конец шпаги вниз так, чтобы рука, согнувшись в кистевом суставе, развернулась вверх, а острие шпаги оказалось направленным назад.
В то же время левая рука кладется тыльной стороной ладони на середину клинка (рис. 49, б) и поднимается вверх. Шпага оказывается
как бы лежащей на левой руке (рис. 49, в) и сверху опускается в положение боевой стойки (рис. 49, г).
Методические указания. В тех случаях, когда фехтующий встает в боевую стойку, следует тщательно проанализировать ошибки. Главное — в верной позиции ног и положении рук: согнутая левая рука не должна быть опущена ниже левого плеча.
Упражнение № 21. Боевая линия
Построение группы: в две шеренги, одна против другой (с партнером). Исходное положение: боевая стойка (рис. 50).
Техника исполнения. По команде «К бою!» встать правой ногой вперед (то есть в классической манере). По команде «Стойку вперед (назад) перемени!» перейти в положение рыцарской стойки (рис. 51). Ноги партнеров должны стоять так, чтобы стопы были на одной линии, угол между стопами равен прямому углу. Эта воображаемая линия, на которой стоят ноги бойцов, называется «боевой линией противников». Фехтующие всегда должны находиться друг против друга точно по «боевой линии».
Упражнение № 22. Дистанции
Если расстояние между бойцами, стоящими друг против друга в положении боевой стойки, будет равно примерно 2 м — это средняя дистанция, если 2,5 м, то дистанция — длинная, а если около 1,5 м — короткая.
Техника исполнения. Поставить бойцов друг против друга на расстоянии средней дистанции и скомандовать: «Моя шеренга — шаг вперед!» (рис. 52, а). Шеренга противника должна без команды сделать шаг назад
(рис. 52, б). Можно командовать передвижение и двойными шагами (рис. 53).
Методические указания. Смысл этого упражнения в том, чтобы ученики научились сохранять среднюю дистанцию. Перед началом упражнения следует указать, которая из шеренг будет называться «Моя», напротив будет стоять шеренга «Противника».
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 888;