Институт воспитательства
Главным агентом социализации по праву считают родителей. Но так было не всегда. При родовом строе и в феодальной Европе приобрел популярность особый институт, защищающий родительство. Речь идет о практике обязательного воспитания детей на стороне.
Одним из примеров служит кавказское аталычество. Аталыком называли приемного отца, обычно родственника, в семью которого родители отдавали своего ребенка. Получали назад они его только после совершеннолетия. Приемного сына воспитывали с неменьшей заботой и нежностью, чем родных детей, с которыми у него устанавливалась близость, равная кровному родству.
Воспитание в чужой семье практиковалось в Японии, где ребенка отдавали на сторону в 10-летнем возрасте, и в средневековой Европе, где многие дети воспитывались в монастырях, закрытых школах и университетах с 7-10 лет. В Англии до 1,5 лет детей выкармливала наемная кормилица в родительском доме, затем их воспитанием занимались родители, а с10 лет многие из них отправлялись жить и учиться в другие семьи. Европейские аристократы отдавали своих отпрысков в дома более знатных дворян, где они служили в качестве пажей и оруженосцев. Не отставали от них крестьяне и ремесленники, отдававшие детей в прислуги. Средневековые ремесленные цехи и ученичество в подмастерьях - разновидность института воспитательства.
5.1.8. Институты вторичной социализации: школа
Семью называют институтом первичной социализации, так как она - первое, с чем сталкивается ребенок при рождении, и основное место, где формируются доверительные личные отношения.
Школа является главным агентом, или институтом, вторичной социализации, дающий детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в политических процессах. Городская школа остается средоточением всей культурной жизни старшеклассников и представляет собой некоторую микромодель большой культуры. Хорошо оснащенные школы имеют в своем распоряжении школьные театры, клубы, спортивные общества, кружки по интересам. К институтам вторичной социализации относятся также армия, церковь, средства массовой информации.
Школа продолжает процесс социализации, начавшийся в семье. Поскольку члены семьи не могут научить ребенка всем знаниям, которые требует современное общество, возникли особые учреждения, дающие подрастающему поколению специальные знания. В обществе охотников и собирателей родители могли научить детей всему, что им потребуется во взрослой жизни: преследованию животного, технике нападения, знанию лечебных и пищевых свойств растений и т.п. Но уже позже появилась такая сфера знаний, которой не могли обучить родители: религиозные обряды и ритуалы. Появились первые учителя - знахари, шаманы, колдуны.
Чем сложнее становилось общество, тем дольше продолжалось обучение, тем больше областей специальных знаний появлялось, тем настойчивее заявляла о себе потребность в формальной школе. Они зародились только тогда, когда человечество изобрело письменность. Самые ранние школы возникли в Древнем Египте, Китае, Греции, Иудее. Они были специализированными: египетские школы писцов, греческие школы философов, иудейские школы священников.
В европейские языки слово «школа» пришло из Греции. Здесь «сколе» имела несколько значений: досуг, праздность, ученую беседу. Связь двух понятий - праздности и обучения, сегодня кажется странной. Однако в доиндустриальном обществе, т.е. еще 200-300 лет назад, от учения не видели проку. Орудия труда и технология производства были крайне примитивны, а квалификация работников невысокой. Обучение теоретическим знаниям не давало практических преимуществ, не увеличивало личной продуктивности. В школе обучались лишь те, кто имел свободное время (досуг) и деньги заниматься тренировкой мышления для собственного удовольствия. Школа в традиционном обществе обслуживала только элиту. У подавляющей части населения досуга не было, оно рано втягивалось в производительный труд.
Индустриальная революция кардинально изменила ситуацию. Появились тысячи новых профессий и экономических ролей, к которым надо было специально готовить.
В современном обществе школа составляет начальное звено разветвленной системы образования, куда входят среднее специальное и высшее образование, местные административные органы, министерство обороны, типографии, исследовательские институты. По числу занятых здесь учащихся (включая студентов), преподавателей, администраторов образование является самой крупной отраслью индустрии в современном обществе.
Школа - это учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее обучение лиц определенных возрастов в специально оборудованных помещениях и под руководством профессионально подготовленных педагогов. Цель обучения - дать подросткам систематические знания в основных областях человеческой деятельности: физики, математике, литературе, языку, истории и т.п. Образование-систематический и формализованный способ передачи знаний, навыков, ценностей. Действительно, школа утверждает в подрастающем поколении важнейшие национальные ценности. Американских школьников учат индивидуализму и конкуренции, а китайских и российских - взаимопомощи и коллективизму. Усвоенное в юности сохраняется всю жизнь.
Социализирующая функция школы проявляется также и в том, что дети учатся социальным нормам и ролям, которые им придется исполнять в жизни. Они усваивают качества, необходимые в цивилизованном обществе: правильно говорить и писать, решать задачи и считать, быть дисциплинированным, трудолюбивым, усидчивым. Учебный процесс в миниатюре отражает производственный процесс взрослых.
Необычность ситуации, в которой оказывается школьник, - отсутствие надзора со стороны родственников и родителей. В школе ребенок учится подчиняться незнакомым людям не потому, что испытывает к ним особую привязанность и любовь, а потому что так требует социальная система, основанная на единообразии требований, норм, правил и социальных ролей. Ни один школьник не рассматривается в качестве уникальной личности - любимого сына, единственного ребенка и т.п. Школа стандартизирует людей, индивидуальные качества ребенка не являются здесь предметом специального внимания. Став школьником, ребенок перестает быть незаменимым и уникальным, каким он был в семье. Он - один из многих и подчиняется тем же правилам, каким подчиняются все другие. Стандартизация мыслей и поведения достигается благодаря школьной форме, стандартному набору учебников и письменных принадлежностей, постоянному режиму дня, четко установленной очередности предметов (расписанию уроков), стабильности преподавательского контингента и учеников.
Успехи детей также оцениваются стандартно - при помощи школьных оценок. Если учащийся выполнил необходимый минимум требований (хорошая или удовлетворительная успеваемость по зачетным предметам), через год его переводят в следующий класс. Обычная продолжительность обучения в средней школе в разных странах от 10 до 12 лет. Обучение подразделяется на несколько ступеней - начальное, неполное среднее и законченное среднее образование. После окончания школы выдается сертификат-диплом об окончании средней школы, фиксирующий успехи и служащий основанием для поступления в колледжи или университет.
Школа и система образования в целом - эффективный инструмент социальных перемещений. Во всех странах наблюдается одна и та же закономерность; чем ниже уровень образования, тем ниже квалификация, достигнутый статус и зарплата. Напротив, высокий уровень образования способ сделать профессиональную карьеру.
Адаптация
Адаптация - процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к среде. В биологии - это совокупность поведенческих механизмов, обеспечивающий живым существам возможность сохранить специфический образ жизни в определенных условиях. В медицине адаптацией называют привыкание к чему-либо. В социологии адаптация - особый процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой, когда индивид усваивает социальные нормы и традиции субкультурных ценностей определенной группы (напр., профессиональной). Если речь идет об усвоении индивидом не частных (субкультурных), а общих (культурных) ценностей и традиций, характеризующих общество в целом, то говорят не об адаптации, а о социализации (как макропроцессе).
Адаптация предполагает, что существуют какие-то новые или неожиданные условия, к которым индивид должен со временем привыкнуть, приспособиться. При этом он не обязательно должен их глубоко усвоить, например, ценности и нормы группового поведения, которое человек не приемлет по нравственным соображениям. Усвоение, превращение таких норм в свои собственные принципы - это скорее социализация, нежели адаптация.
Переезжая в другую страну, нам приходится приспосабливаться к изменившемуся климату, поступая работать на предприятие, мы приспосабливаемся к нормам и требованием, которые сложились в данном коллективе. Чтобы усвоить нормы и требования, надо пообщаться с людьми, узнать их проблемы, привыкнуть к их характеру, участвовать в общих мероприятиях. Поэтому в медицине адаптация означает привыкание, а в социологии - взаимодействие и через него усвоение социальных норм и ценностей.
Адаптация представляет элемент, составную часть социализации. Два понятия подразумевают разные явления, поэтому было бы неправильно их отождествлять. Социализация начинается с детства, когда человек как личность не сформировался. Адаптации же подвергаются только готовые системы - физические или социальные. Привыкание к новому климату или коллективу происходит у сложившегося человека. Профессиональная адаптация в промышленности включает отбор, обучение, оценку личных и деловых качеств работников.
Когда взрослый человек приезжает на время в другую страну, ему приходится адаптироваться к непривычным традициям, нормам, языку. Когда же он переезжает постоянно в другую страну, ему приходится социализироваться, а не просто адаптироваться. Получив гражданство и работу в новой стране, человек осваивает новые социальные роли, усваивает новые культурные нормы, приобретает новые статусы.
Принадлежность человека к тому или иному народу определяется обстоятельствами его рождения, происхождения, но главное - воспитанием и обучением, в процессе которых человеку прививаются черты той этнической среды, в которой он оказался. Чем более длительный путь воспитания и обучения прошел человек в данной культуре, тем труднее ему ориентироваться в новой культуре. Поэтому способность к адаптации с возрастом угасает. Английский профессор, прожив 7-10 лет в США, так и не станет заправским американцем, хотя он говорит на том же языке и обладает очень схожей культурой. А вот полуграмотный сын итальянских эмигрантов к 10-ти годам ничем не отличается от сверстников-американцев. В одном случае происходит только адаптация, а во втором - социализация.
Причины того, почему социализация взрослых и социализация детей происходит по-разному, изучал Орвиль Г.Брим-младший (1966). Он обнаружил следующие различия:
1. У взрослых социализация видоизменяет внешнее поведение, а у детей она трансформирует базовые ценности.
2. Взрослые способны оценивать нормы, корректировать их, а дети усваивают все некритически.
3. Социализация в зрелом виде вносит дополнительные оттенки между черным и белым, а дети учатся различать только контрастные цвета в оценках и суждениях : о других людях. Взрослые выполняют множество социальных ролей (отец, работник и т.п.), а дети - нет.
4. Социализация взрослых идет по линии профессиональной специализации, а дети обучаются общим принципам жизни, правилам вежливости, моральным ценностям.
Инкультурация
Понятия социализации и инкультурации очень близки по своему содержанию. Тем не менее их лучше не смешивать.
Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе. В какую бы страну он ни выехал на время или ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре и стратификации общества, распределении людей по классам, способах зарабатывания денег и распределения ролей в семье, основах рыночной экономики и политического устройства государства, гражданских правах и т.п.
Инкультурация (enculturation)обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признаваемую за рубежом, за короткое время усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности. Через месяц-второй он справляется с профессиональными обязанностями не хуже коренного американца. Но привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему удается через многие годы.
Таким образом, адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация, приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.
Социализация - это усвоение общечеловеческих социальных норм и ролей. Русский в Германии становится немцем, в Англии - англичанином и так далее. Особенно видна социализация у молодежи: молодые англичане, немцы, русские быстро находят общий язык и понимание. Чем быстрее русский турист начинает ориентироваться в незнакомой стране, тем глубже у него социализация и инкультурация.
Инкультурация отличается от социализации, так как представляет собой усвоение не общечеловеческих, а местных культурных норм. В этом смысле русский и в Англии, и в Германии должен оставаться русским, а не немцем или англичанином.
Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации - тяжелая и медленная.
Когда человека спрашивают: ”Кто ты?”, то с точки зрения социализации он должен ответить: я - профессор, ученый, инженер, глава семьи. Но с точки зрения инкультурации он обязан назвать свою национальность: “Я - русский.” Каждый может провести простейший эксперимент: спросите у знакомого или незнакомого человека, кто он. Важно, что первое придет опрашиваемому в голову - социальные или культурные роли.
Любопытные факты
В древности понятия «чашечка кофе» не существовало по той простой причине, что зерна кофе тогда не мололи и не варили, а ели целиком, обжарив на животном жире. Именно так в течение столетий делали восточно-африканские племена, считавшие, что кофе – это замечательный продукт питания, оказывающий стимулирующее действие на организм. Первые деревья кофе были обнаружены в Эфиопии, в провинции Каффа, которая и дала название этому продукту. Только в XIV веке его здесь обнаружили арабские купцы, которые привезли зерна в Йемен. Собственно, именно арабам мы и обязаны появлением кофе как напитка. По легенде один арабский священнослужитель обратил внимание, что отвар кофейных зерен прекрасно снимает усталость и сонливость, что очень важно для ночных молитв.
В Европу кофе попал значительно позже, лишь в XVII веке, и почти сразу же завоевал огромную популярность. Впрочем, и недоброжелателей у него тоже хватало. В каких только грехах не обвиняли этот напиток за его многовековую историю! Даже к смертельным грехам причисляли! И это при том, что изобретателем этого напитка считается служитель церкви!
Впрочем, и современные ученые чуть ли не каждый год находят какие-то новые опасности, кроющиеся в чашечке с кофе. Безусловно, негативная реакция организма на этот напиток вполне возможна, но чаще всего она очень индивидуальна. А проще, то, что может оказаться крайне вредным для одного, абсолютно безопасно для другого.
Впрочем, есть и некоторые общие для всех минусы кофе. Например, тот факт, что в кофе содержится достаточно вредная для организма смола бензопирена, количество которой колеблется в зависимости от степени обжаривания кофе. Соответственно, чем меньше кофе обжарен, тем лучше.
И, тем не менее, известна абсолютно реальная история о человеке, который ежедневно выпивал до 40 чашек кофе и дожил… до 114 лет. Сторонники кофе обычно иллюстрируют этим примером пользу от своего любимого напитка, а его противники утверждают, что если бы человек не пил кофе, то мог бы прожить еще дольше. Но если в этом случае можно только строить догадки, то многие другие достоинства и недостатки кофе имеют вполне научное подтверждение (www.beautytime.ru)
Человек приспосабливается к жизни в обществе благодаря инкультурации- такому социальному процессу, через который человек изучает и передает культуру другим поколениям.
На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными - родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями своей культуры, у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.
Инкультурация, или обучение культуре, происходит несколькими путями. Она может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок, или опосредовано, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание и косвенное наблюдение (“приглядывание”) являются двумя важными способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение и когда ему говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он подсматривает, как другие ведут себя в аналогичных ситуациях. Часто люди говорят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию и процесс инкультурации затрудняется.
В частности, в большинстве культур ни родители, ни знакомые, ни друзья не учат ребенка тому, на каком удалении от партнера надо держаться на расстоянии. Этими знаниями они просто не обладают. Вернее сказать, эти знания у них не рефлексированы. Надлежащей дистанции при разговоре люди учатся методом наблюдения, проб и ошибок, экспериментирования. (А каким еще культурным нормам и знаниям приходится обучаться путем приглядывания за другими?)
Даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения культурологии представляет совокупность определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение за едой дикаря, совсем другое - поведение культурного человека. Его учат всему, в том числе языку слов и языку жестов. Цивилизованного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует есть.
Любой человек, подобно животному, нуждается в пище. Однако любого человека учат тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует есть. В большинстве культур основной прием пищи происходит в полдень, а англичане делают это во второй половине дня. Они едят на завтрак рыбу, а американцы предпочитают кекс и особую кашу для завтрака. Бразильцы добавляют в крепкий кофе горячее молоко, а американцы смешивают молоко с пивом. У англичан обед наступает в 5-6 часов, а у испанцев в 10. Европейцы едят с вилкой в левой руке и ножом в правой. Тут же порезанное ножом мясо они сразу же отправляют в рот вилкой, которую американцы предварительно перекладывают в правую руку 1)
Независимо от культуры люди вынуждены удалять из организма естественные шлаки. Но в одних культурах приучают делать это стоя, а в других сидя. Европейцы не могут заниматься этим публично, поэтому во всех европейских городах построены общественные туалеты, где можно отправлять естественные надобности вполне уединенно. А вот в Перу крестьянки, живущие в высокогорных селениях, присаживаются на корточки посреди улицы рядом с водосточным желобом. Интимность им создает массивная юбка, благодаря которой они чувствуют себя вполне уединенно. Подобные привычки и навыки - неотъемлемая часть культурных традиций, которые превращают естественные процессы в культурные действия. Обучение нормам родной культуры - важнейшая часть процесса социализации и суть инкультурации.
Социализация иинкультурация- это параллельные и взаимодействующие процессы. Общая тенденция такова, что по мере взросления человека объем и значение одного возрастает, а другого убывает.
Социализация - врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации - личность. Личность - совокупность приобретенных социальных ролей. Даже преступник, например вор-в-законе, вполне может быть личностью.
Инкультурация - срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации - интеллигент. Интеллигент - совокупность приобретенных культурных норм. То же вор в законе, оставаясь сильной личностью, умеющей постоять за себя в любой ситуации, не является интеллигентом, умеющим соблюдать и отставать общечеловеческие идеалы и культурные нормы своей страны в любой ситуации, особенно тогда, когда за ним никто не наблюдает.
Можно быть очень социализированным и совершенно некультурным. «Новые русские» - образец превосходного приспособления к изменившейся в 90-е годы социальной реальности, люди, умеющие находить выход из любой ситуации, знающие в этой жизни все ходы и выходы. Это результат превосходной социализации. Однако в большинстве своем «новые русские» совершенно неинкультурированные люди. Им наплевать на общечеловеческие ценности и христианские заповеди вплоть «не убий», на этикет поведения и т.п. Это социализированные, но не инкультурированные люди.
В старости процесс накопления культурных норм доходит до своего апогея. Труднее всего приспособиться к нормам чужой культуры пожилому эмигранту, так как ему сложнее всех освободиться от груза прежних культурных привычек.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 939;