Теоретико-методологические предпосылки антропосоциогенеза
Антропосоциогенез - как его понимать? В научной литературе нет единой трактовки данного термина. Попробуем разобраться.
В отечественной литературе принято весь человеческий род на три большие группы: 1) архантропы, т.е. формирующиеся люди (к ним относятся питекантропы, синантропы и другие ранние виды); 2) палеоантропы (неандертальцы), они жили в формирующемся обществе, которое принято называть первобытным человеческим стадом, или праобществом (праобщиной); 3) неоантропы (Homo sapiens), т.е. «готовые» люди: в этот время праобщество превратилось в «готовое» общество. По археологической периодизации, это — ранний палеолит. Примерно 40—35 тыс. лет назад, на грани раннего и позднего палеолита, антропосоциогенез завершился. Самый ранний период истории человечества, длившийся не менее 1 млн. лет назывался эпохой становления человека и общества, т.е. антропосоциогенезом[1]. В зарубежной литературе нет архантропов, палеоантропов и неоантропов. Да и отечественные ученые все больше отходят сегодня от устаревших советских схем, привыкая к международной терминологии. Между тем схема была довольно логичной, но, к сожалению, она ничего нового к объяснению антропологического материала не добавляла.
Как следует из самого понятия, антропогенез - это происхождение человеческого рода, включая всю его дописьменную историю. В таком случае этот процесс включает все историко-эволюционные типы человека, начиная с древнейших видов гоминид (первого обезьяночеловека — питекантропа) и заканчивая высшим их видом - Homo sapiens sapiens. Такова расширительная трактовка антропогенеза. Она имеет право на существование потому, что исключение из этого глобального процесса самых ранних, по существу еще обезьяньих, предшественников человека, чистых гоминид, в частности австралопитеков, не позволит проследить все этапы и выявить все механизмы превращения "недочеловека" в современного человека. Другие специалисты придерживаются узкой трактовки антропогенеза, полагая, что его начало стоит связывать с переходом от хабилисов к питекантропам, который произошел примерно 1,5— 1 млн. лет назад. Временная шкала антропогенеза сокращается, зато на укороченном отрезке более отчетливо видны произошедшие изменения, в частности, морфологические изменения черепа и тела.
Социогенез, вторая составляющая термина "антропосоционегез", включает всю дописьменную историю человеческого общества, начиная с стада предлюдей и заканчивая появлением ранних государств (Шумер, Аккад, Древний Египет и др.). С первых письменных обществ начинается история общества, государства и цивилизации. Термин "доисторический человек", давно вошедший в научный обиход, заставляет думать, что кроме него существует исторический человек, тот, руками и разумом которого создана цивилизация и письменная летопись человечества. Стало быть, должны существовать две парные категории - доисторический и исторический человек, доисторическое и историческое общество.
Любопытные факты
Ученые США и Италии получили доказательства того, что жизнь на земле зародилась в космосе, сообщает Би-Би-Си. Исследователи обнаружили наличие сахара, одного из главных жизнеобеспечивающих ингредиентов, в останках метеоритов, которые упали на землю миллиарды лет назад. Сейчас в метеоритах обнаружены все элементы, важные для жизни на земле на раннем этапе. Это открытие не доказывает, что именно метеориты принесли с собой не землю жизнь. Однако эти элементы могли, по меньшей мере, объединяться в первые живые организмы.
В обыденном словоупотреблении "социальное происхождение" человека предполагает сбор информации о той части родословной, которая непосредственно предшествует появлению на свет данного индивида. Прежде всего о социальном статусе его родителей. Это и есть социальное происхождение человека. Оно отвечает на вопросы: откуда он родом, где его социальные корни. Собственная история человека, хроника его жизни - это уже биография. Так же обстоят дела и с обществом. С момента появления на свет самого общества начинается его история, а корни, социальное происхождение общества, то, откуда оно вышло, должно относиться к социогенезу.
Таким образом, с человеком как родовым существом происходит то же самое, что и с обществом как эволюционной категорией. Антропогенез и социогенез - две исторические универсалии, описывающие глобальный процесс происхождения а) человеческого рода и б) общественной формы бытия человека. Правда, между учеными не достигнуто единства в понимании не только начала, но и конца антропогенеза. Большинство исследователей склонны считать, что с появлением неоантропов завершился одновременно как антропогенез, так и социогенез, закончился единый процесс антропогенеза.
По отношению к доисторическому прошлому человеческого рода, которая насчитывает, принимая во внимание всех ископаемых обезьян, ранних приматов (дриопитека, рамапитека и сивапитека), т.е. не менее 14 млн. лет, вполне применим термин "филогенез", используемый специалистами. Тогда период с появления австралопитеков, включая одну из их разновидностей Homo habilis (2,2 млн. лет назад), до Homo sapiens sapiens (130 тыс. лет назад) надо именовать антропогенезом в узком смысле слова. Древнейшие люди действительно начинаются с австралопитеков. Они представляли собой высокоразвитых двуногих человекообразных обезьян, которые первыми стали сознательно изготовлять орудия и оружие, в то время как их предшественники пользовались лишь тем, что давала им природа (камни, палки, кости животных и т. д.).
Филогенез (от греч. phyle – род, племя и genesis – рождение, происхождение) — историческое формирование группы организмов. Это понятие ввел в научный оборот в 1866 г. Э. Геккель. С его помощью он обозначал изменения, происходящие в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е. видов. В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. Любые филогенетические преобразования происходят посредством перестройки онтогенезов особей. Онтогенез — развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Филогенез имеет не только психологическую, но и социальную составляющую, поскольку касается исторического развития в ряду поколений. Графическое изображение филогенеза - родословное (или филогенетическое) древо. Древо жизни - отражение эволюционного пути развития большой социальной группы, ее филогенеза, в виде дерева с ветвями. Родственное филогенезу понятие "филогения" обозначает историческое развитие мира живых организмов как в целом, так и отдельны таксономических групп: царств, типов (отделов), классов, отрядов (порядков), семейств, родов, видов.
Если использовать термины "доисторический" и "исторический" применительно к антропогенезу, то получим такую классификацию. К раннему, или древнему доисторическому человеку надо относить питекантропа (Homo erectus), который уже использовал камни и кости, а к позднему доисторическому человеку — неандерталеца.
В широком значении антропогенез обозначает - совокупность всех историко-эволюционных форм гоминид до появления Homo sapiens sapiens, т.е. включает филогенез и антропогенез в узком смысле. Социогенез - совокупность доисторических форм общества вплоть до появления первых обществ-государств (античность).
В связи с широким значением антропогенеза в отечественной антропологии используется еще один термин - гоминизация. Гоминизация (от лат. Homo—человек)—процесс очеловечения обезьяны — от появления первых специфически человеческих особенностей до возникновения вида человека разумного (Н. sapiens). Это комплексный феномен, включающий развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга и особенно его эволюционно более позднего отдела — неокортекса (неэнцефализация), адаптацию руки к трудовой деятельности, изменения зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, концептуального мышления, сознания, интеллекта, перестройку онтогенеза, развитие социальной организации, материальной культуры и другие аспекты. Решающим фактором гоминизации явилась трудовая деятельность.
Согласно Н.Н.Моисееву, развитие человечества, начиная с верхнего палеолита, происходило преимущественно в виде совершенствования форм общественной организации. Занимая одну и ту же экологическую нишу, племена конкурировали между собой, и те из них, чья организация более подходила к данным условиям, вытесняли менее приспособленных. В социогенезе постоянно действовал закон неравномерности стихийного развития. Племена, отстававшие в культурном отношении и потому вытесненные со своих угодий более сильными конкурентами, нередко оказывались в менее благоприятных условиях, стимулировавших, однако, их дальнейшее развитие. Если таким племенам удавалось приспособиться к новым условиям, особенно с помощью новых технологий, они начинали быстро прогрессировать и в итоге обгоняли своих в прошлом более сильных соперников. Ведущим фактором социогенеза, с точки зрения Н.Н.Моисеева, выступали особенности организации и социальной структуры племени, а не интеллект и личностные качества, такие как доброта или сочувствие к ближнему[2].
Оба термина, антропогенез и социогенез, выступают конкретизацией более широкого и одновременно более размытого термина "социальное происхождение". Социальное происхождение человека - общественная позиция и статус родителей. У Homo sapiens sapiens, к которому принадлежат сегодня 6 млрд. землян, "родителями" выступают все обезьяноподобные предки и ранние люди. В таком, очень широком значении, наша родословная имеет не менее 14 млн. лет, а в узком - более 2 млн. у человеческого общества, как и у человеческого рода, тоже существует своя родословная. О ней мы только что говорили.
Примерно также рассуждают этнографы, когда пишут о происхождении нации и народностей. В частности, термин "этногенез" Ю.В.Бромлей предлагал относить только к фазе зарождения этноса, а далее следовала "этническая история"[3].
Врезка
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 880;