Понятие и специфика транснационального банкротства (трансграничной несостоятельности)
Несостоятельность (банкротство) представляет собой «состояние имущества должника, судебным порядком установленное, которое дает основание предполагать недостаточность его для равномерного удовлетворения всех кредиторов» (Г. Ф. Шершеневич). Наиболее общим образом несостоятельность можно определить как признанную судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов (В. Ф. Попондопуло, Л. Панзани).
Отношения, возникающие в ходе реализации процедур несостоятельности, относятся к числу гражданско‑правовых (возникают по поводу имущества субъекта гражданского права). Эти отношения имеют место в ходе реализации процедур несостоятельности, поэтому наряду с материально‑правовыми нормами в законодательство о банкротстве традиционно включаются нормы процессуально‑правового характера (порядок возбуждения и разрешения дел о банкротстве).
В силу особой сложности законодательства о несостоятельности, которое включает и материально‑правовые, и процессуально‑правовые нормы, невозможно сделать однозначный вывод о принадлежности законодательства о несостоятельности к той или иной отрасли права (А. Б. Летин). Регулирование отношений несостоятельности сочетает и частно‑правовой, и публично‑правовой аспекты.
В соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельность – это «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».
Национальное правовое регулирование несостоятельности существенно различается. Это касается критерия несостоятельности; круга лиц, которые могут быть признаны несостоятельными; процедуры банкротства; особенностей банкротства отдельных категорий должников. Если несостоятельный должник и кредиторы имеют разную национальную принадлежность либо имущество несостоятельного должника находится в разных странах, возникает проблема транснационального банкротства.
В доктрине используются разные термины: международные, многонациональные, экстерриториальные, трансграничные банкротства, трансграничная и транснациональная несостоятельность, трансграничное производство. Наиболее точным представляется термин «трансграничная несостоятельность (банкротство)» – территориальный характер процедур в рамках национальной правовой системы имеет эффект за границей (Е. Б. Леанович).
Поскольку отношения в связи с несостоятельностью – это прежде всего частные имущественные отношения, можно утверждать, что проблемы транснационального банкротства входят в сферу действия МЧП.
Особый характер норм законодательства о несостоятельности порождает проблему, куда следует включить институт транснационального банкротства: в собственно МЧП или в МГП. Система МЧП включает коллизионные, материальные и процессуальные нормы, объединенные по единому признаку, – наличие связи с иностранным правопорядком. МГП представляет собой самостоятельный элемент системы МЧП. Представляется возможным включить в систему норм МЧП и совокупность материально‑процессуальных норм, регулирующих трансграничную несостоятельность (crossborder insolvency).
ЮНСИТРАЛ определяет трансграничную несостоятельность как случаи, когда несостоятельный должник имеет активы в нескольких государствах или когда в числе кредиторов должника имеются кредиторы из другого государства, чем то, в котором осуществляется производство по делу о несостоятельности. Как и во всех других ситуациях, подпадающих в сферу действия МЧП, отношение должно характеризоваться проявлением юридической связи с правопорядками двух и более государств (Л. П. Ануфриева).
Юридическая связь с правопорядками разных государств в процедурах несостоятельности проявлется при наличии нижеперечисленных обстоятельств:
– правовая связь лица с двумя и более государствами через институты гражданства, домицилия, места нахождения, места инкорпорации, места ведения бизнеса;
– должник не является резидентом страны суда;
– кредиторы не являются резидентами страны суда;
– в процедуре банкротства принимает участие иностранный управляющий;
– место нахождения дочерних компаний и предприятий – за границей;
– наличие имущества в разных государствах;
– наличие обязательств перед кредиторами из других государств;
– возникновение обязательств данного лица за рубежом из деликта, договора или какого‑либо другого основания, если это обязательство должно регулироваться правом иностранного государства по отношению к должнику;
– в отношении одного субъекта процедуры несостоятельности могут быть возбуждены в нескольких государствах.
Проблемы, возникающие в трансграничной несостоятельности:
– необходимость определить, под юрисдикцию какого государства подпадает конкретное дело;
– определение применимого права;
– признание за рубежом действительности и правовых последствий открытия процедуры несостоятельности;
– сотрудничество и координация производств в судах разных государств;
– международные механизмы признания и исполнения иностранных решений не распространяются на вопросы трансграничных банкротств.
При определении надлежащей юрисдикции трансграничного банкротства предпочтение, как правило, отдается стране, в которой находится основное место деятельности («центр жизненных интересов») должника. Действует территориальный принцип – подсудность «по месту нахождения ответчика». Во многих юрисдикциях подсудность имеет альтернативный характер – компетентны в том числе правоприменительные органы по месту нахождения имущества должника.
17.2
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1111;