Общественная мысль и наука во второй четверти
XVIII века.
В это время общественная мысль продолжала свое интенсивное развитие. Темы размышлений и рассуждений этого периода во многом были сходными с темами, которые вызывали интерес в эпоху Петра Великого. Это, прежде всего, попытки решения проблемы государственной власти - от защиты абсолютизма до усилия аргументировать власть олигархов. Все более важной становится обсуждение проблем экономики, социальной политики, религии, взаимоотношений государства и церкви, места образования, науки, искусства в жизни русского общества.
В обсуждение этих проблем включаются представители интеллигенции: первые академики-иностранцы, русские политические и общественные деятели, и, конечно, творцы искусства.
Со времени правления Петра Великого в России формируется новый тип европеизированной после петровской интеллигенции, который руководствуется «мирскими», а не религиозными интересами и идеями. Это люди подлинно образованные, весьма чутко следящие за всем, что происходит в России и Западной Европе, стремящиеся к созданию русской национальной идеологии. Главнейшей идеей этой интеллигенции является идея Великой России. Она зажигала души людей горделивым сознанием мощи и величия своей державы.
Ученая дружина».
Особенно любопытной в этом отношении была деятельность так называемой «ученой дружины». «Ученой дружиной» назывался кружок, в состав которого входили: уже известный нам, Феофан Прокопович, поэт и просветитель Антиох Кантемир, историк и общественный деятель Василий Татищев.
В общественно-политических взглядах Татищева, Кантемира и Феофана много общего. Особенно ярко это проявилось во время событий, связанных с воцарением на престол Анны Иоанновны. Все трое были активными участниками событий и выказали себя решительными сторонниками самодержавия, противниками олигархии.
В истории русской общественной мысли данного периода эти люди оставили свой значительный след. Каждый из них являлся незаурядным человеком, интеллигентом новой формации. В этом отношении очень интересна личность Антиоха Дмитриевича Кантемира (1709-1744), дипломата, работавшего в Париже и Лондоне, друга многих европейских писателей и общественных деятелей, блестящего поэта, создавшего новый жанр в русской литературе - сатиру, и великолепного переводчика. О его литературной деятельности мы поговорим позже, а сейчас речь пойдет о Кантемире – общественном деятеле и просветителе.
Объектом сатиры Кантемира становились гонители наук и просвещения. Его первая сатира посвящена защите «учения». В произведениях сатирика ощущается призыв борьбы против церковной идеологии. Кантемир большое внимание уделяет гражданскому воспитанию, болезненно воспринимая своекорыстие и невежество дворянства, забвение им своего общественного долга.
Вместе с поэзией Кантемир занимается и научно-просветительской деятельностью. К своим сатирам он пишет примечания, которые по объему нередко превосходят текст сатир и отличаются энциклопедичностью содержания. Автор дает в них сведения по античной мифологии, по русской и европейской истории, по астрономии и медицине, поясняет, чем занимается алгебра и геометрия, рассказывает о древних и современных писателях.
Будучи блестящим переводчиком, он переводит на русский язык «Персидские письма» Монтескье, книгу Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», запрещенную по приказу Синода. В книге в легкой и доступной форме приводились сведения о строении Вселенной, о Солнце и звездах, о жизни на других планетах.
Кантемиру принадлежит также философская работа «Письма о природе и человеке» - попытка популярно изложить основы естествознания. Работа написана в духе распространенного в XVIII веке деистического мировоззрения, которого придерживались и Вольтер, и Ломоносов, и многие другие писатели и ученые того времени.
Острый сарказм, верность изображения российской действительности, содержательность сатир Кантемира были таковы, что и через столетие его литературная деятельность казалась опасной царской цензуре. И при Николае I, и при Александре II переиздание сочинений Кантемира было запрещено.
Крупное место в становлении и развитии общественной мысли принадлежит еще одному члену «ученой дружины» Василию Никитичу Татищеву (1686-1750). По словам Ю. М. Лотмана, «…историк и государственный деятель Татищев, писавший, что все, чем он обладает (а «обладал» он многим: изучал в Швеции финансовое дело, строил заводы и города, «управлял» калмыцким народом, был географом и историком), он получил от Петра, и главное, подчеркивал он, разум». /26/
Как Прокопович и Кантемир, Татищев был идеологом дворянской абсолютной монархии. Но в его рассуждениях есть многое отличное от рассуждений других членов «ученой дружины». Татищев не считает самодержавие единственным двигателем прогресса и культуры. Он предлагает завести книгопечатание, независимое от правительства, благодаря этому, по мнению Татищева, развитие просвещения станет более интенсивным.
К религии Татищев относится рационалистически. В своем сочинении «Разговор о пользе наук и училищ» он пишет, что «главнейшее есть вера», народу нужно религиозное воспитание, для этого необходимы образованные попы, материально обеспеченные, не приниженные бедностью до крестьянского состояния. Если хороший поп в деревне, то помещик может быть спокоен…
Очень много сделал В.Н. Татищев для развития исторической науки в России. Фактически именно Татищев является первым историком России. В его трудах история становится самостоятельной наукой, основывающейся на критическом изучении источников. В ведении к своему фундаментальному труду «История Российская» он определяет предмет науки истории (изучение «деяний» и «приключений», то есть событий). Вскрывает причинность исторических явлений, (они зависят от свойств и качеств людей), дает характеристику источникам, с которыми работал (летописи, античные, византийские, древнерусские авторы, европейские хроники и т.п.). Там же Татищев рассказывает о методах работы с источниками (сравнительный метод, критический подход). Указал Татищев на необходимость и важность вспомогательных дисциплин для изучения истории. Самое главное в работе ученого, он наметил периодизацию истории России, в основу которой была положена история русского самодержавия. В своей работе историк собрал и изложил обширный материал истории России, доведя его до 1577 г.
Различия во взглядах Прокоповича, Кантемира и Татищева объясняются тем, что они имели различный социальный статус, образование, образ жизни и жизненный опыт. Прокопович – вице-президент Синода, человек близкий ко двору, Кантемир - сын молдавского господаря, дипломат, много времени проведший заграницей. А В.Н. Татищев - идеолог среднего дворянства. Он выполнял различные поручения правительства часто далеко от столицы, нередко находился в опале. Поэтому Татищев хорошо знал реальную жизнь столицы и провинции.
Значение деятельности членов «ученой дружины» весьма важно для дальнейшего развития просветительской мысли в России. Их любовь к науке и просвещению, литературе и искусству, непримиримость к религиозному ханжеству, критика недостатков просвещения в России – все это делало их предшественниками русского просветительства.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 898;