Межнациональное общение как проблема в молодежной среде

Одной из острейших проблем общества и молодежной среды, в частно­сти, являются межнациональные отношения. Проблема имеет ряд уровней иаспектов, вот некоторые из них: государственная национальная политика исоциальная работа в области межнациональных отношений, теории и концепции межнационального общения, воспитательная работа образова­тельных учреждений и молодежных организаций, наконец, бытовое вос­приятие и поведение граждан.

Из печати известны вопиющие факты, свидетельствующие о нацио­нальной ненависти, насилии, преступном поведении взрослых и, что осо­бенно тревожно, подростков и молодежи, школьников и студентов. В Рос­сии, мягко сказать, есть группы, слои общества, исповедующие шовинизм, расизм в крайних формах, здесь опасно жить людям с «небелым» цветом кожи. Несмотря на официальные запреты, в СМИ нередко ведется пропа­ганда антисемитизма, шовинизма, национальной ненависти, насилия.

Существует расхождение между официальной идеологией и политикой, законодательством в области национальных отношений, где признаются и принимаются международные нормы и стандарты, и обыденным этниче­ским сознанием и поведением, массовой личностной и групповой психоло­гией, где господствуют предрассудки, стереотипы, национальная нетерпи­мость и пр. Психология толпы, групповое сознание, поддерживаемое от­дельными людьми, партиями, средствами печати и обусловленное тяжелой жизнью в стране, оказывает гораздо более сильное влияние на людей, осо­бенно молодежь, чем официальные политические доктрины и педагогиче­ская работа в системе образования.

Анализ и научное решение проблемы ведется на стыке таких наук, как социология, политология, право, психология, этносоциология и этнопси­хология, педагогика, философия. Основными понятиями, отражающими реальный феномен, являются этническое (национальное) сознание, межна­циональное общение, национальная и культурная толерантность.

Усиление националистических тенденций происходит во всем мире с конца XX в. по разным причинам, одной из них является процесс глоба­лизации, который воспринимается как угроза национальной культуре, как наступление американизма. В России с начала 90-х гг. усилились национа­листические настроения по ряду причин: распад СССР, экономический и социокультурный, идеологический кризис, обеднение, маргинализация больших слоев населения.

Это особенно отразилось на молодежи. Исследования социологов показывают, что молодежь в сравнении с другими группами населения


наиболее этноцентрична, т. е. проявляет неприязнь к одной или многим национальностям, нетерпимость, национализм. Многие молодые люди считают, что в России должны жить только русские. Ученые фиксируют, что к настоящему времени среди значительной части молодежи господ­ствуют националистические убеждения. Это объясняют отчасти возраст­ными причинами, психологическими особенностями: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, склонен рассматривать мир упрощенно, как черно-белый, делит людей на своих и чужих по соци­альному и национальному признаку, хочет принадлежать к сильной группе. Социальная ситуация и возрастные психологические особенно­сти обусловливают национальное самосознание молодежи, подталкива­ют молодых людей к крайним позициям, к национальной нетерпимости и экстремизму.

В национальном сознании школьников и студентов, молодежных групп получают положительные оценки «свои», представители родного этноса, одновременно резко отрицательно оцениваются «чужие». Делаются выводы о том, что виноваты во всех бедах «чужаки», которых надо изгнать из Рос­сии. Содержание национального сознания характеризуется также этатиче-ской, державной идеологией: Россия есть и должна быть великой держа­вой, в ней должна быть сильная власть, армия, Россия должна обладать большой территорией. В первую очередь молодые люди называют великие военные победы России и политических деятелей прошлого и настоящего. Только потом и не всегда среди национальных ценностей называют духов­но-нравственные начала, культуру, искусство, писателей1.

Национальное самосознание такого содержания присуще, конечно, не только молодежи. Такие убеждения сформированы и получают развитие среди некоторых современных ученых, политиков, деятелей культуры и ис­кусства, церкви. Такие и подобные убеждения имеют давнюю историю, культурную традицию (славянофильство, евразийство), и это обстоятель­ство осложняет задачу общества и педагогического сообщества по фор­мированию культуры межнационального общения. Националистические идеи, этнические предрассудки, стереотипы восприятия и поведения очень живучи. Страх перед чужими и враждебное к ним отношение сохраняются как атавизм с первобытных времен. Это эмоционально окрашенное, оце­ночное восприятие представителей другого этноса всегда поддерживается внутренними кризисами и внешними процессами.

Что может ответить педагогика, теория и методика воспитания на этот остро актуальный вызов общества и молодежной среды, в частности? Во-первых, ответ может быть дан на личностном уровне: каждый педагог, любой работник системы образования должен давать пример положитель­ного (в отличие от негативного, шовинистического) национального само­сознания. Педагог должен исповедовать и демонстрировать национальную гордость, патриотизм, знание культуры своей страны и одновременно при­держиваться стандартов в межнациональных, межкультурных отношениях, задаваемых ЮНЕСКО, развитым миром.

1 Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 1996. С. 360—378.


Во-вторых, педагогические работники могут и должны компетентно, профессионально делать свою работу. Содержание, методы и формы вос­питания, в том числе формирования культуры межнационального обще­ния, известны, они описаны в предыдущих главах, есть в специальной ли­тературе. Здесь мы только передадим содержание некоторых международ­ных и внутренних документов, которые в определенной мере служат ориентиром для проведения воспитательной работы с молодежью по фор­мированию культуры межнациональных отношений.

В нашей стране имеется Концепция государственной национальной по­литики Российской Федерации (1996). В ней говорится о том, что в совре­менных условиях усиливается взаимозависимость стран и наций, интерна­ционализация всех сторон человеческой жизнедеятельности. Этническая пестрота населения земли, многонациональность большинства государств и регионов, интенсификация экономических, политических и духовных от­ношений народов усиливают связи людей разных национальностей и кон­фессий, их работа, учеба, жизнь, как правило, протекают в полиэтнической среде. Это определяет потребность в организации целенаправленной ра­боты по формированию у детей, молодежи, всех граждан культуры меж­национального общения, воспитания у них патриотизма, национальной, культурной, религиозной терпимости. В Концепции ставится задача: «Обеспечить разработку программы и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с Духовным богатством народов России и их внедрение в систе­му дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».

Развивая идеи Концепции, Правительство РФ своим постановлением от 22 февраля 1997 г. № 217 утвердило План первоочередных мероприя­тий по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Среди ведущих мероприятий — внесение в со­держание школьного и вузовского образования знаний, направленных на формирование культуры межнационального общения, разработка специ­альных программ и курсов по воспитанию культуры межнационального общения.

Воспитание культуры межнационального общения рассматривается как одна из целей образования и воспитания и в ряде других законодательных документов РФ: Закон РФ «Об образовании», «Стандарты-2000», Нацио­нальная доктрина образования и др. Закон Российской Федерации «Об об­разовании» выделяет федеральные и национально-региональные образова­тельные стандарты (ст. 7). Эти стандарты предусматривают обязательный набор школьных дисциплин, содержание которых должно обеспечивать интеграцию личности в мировую и национальные культуры; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и на­целенного на совершенствование этого общества.

В Законе характеризуется содержание образования: «Содержание обра­зования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами...» (ст. 14).


Ряд федеральных программ (федеральная целевая программа «Моло­дежь России», «Федеральная национальная программа» и др.) ставят конк­ретные задачи и пути их реализации по воспитанию культуры межнацио­нального общения в российском обществе. Они подчеркивают, что культу­ра межнационального общения есть важнейший компонент гражданского воспитания и определяют приоритетными такие элементы содержания:

• формирование у школьников таких ценностей, как Родина, Отече­ство, Конституция, демократия, свобода, права человека, семья, граждан­ская и социальная ответственность, формирование чувства гражданина многонациональной России;

• приобщение учащихся к совокупности ценностей, отражающих об­щечеловеческое и национальное культурное богатство народов России, к их историческим, духовным, нравственным традициям, готовности про­должать и развивать их.

В этих и других нормативно-правовых актах рассматриваются не только предусмотренные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан, связанные с их национальной принадлежностью. В них отражается педагогическая политика государства, в которой определяются цели и содер­жание воспитания гражданственности, культуры межнационального общения.

Проблема воспитания культуры межнационального общения, воспита­ния в духе мира, демократии, прав человека, взаимопонимания и согласия является глобальной и находит свое отражение в документах международ­ного сообщества. 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (1998 г.) при­нята Декларация о культуре мира. Культуру мира следует понимать как гло­бальную школу, в которой все учатся жить вместе в мире и согласии, уко­ренять в сознании людей идею защиты мира, не применять насилие, утверждать справедливость и демократию. Воспитание таких качеств, как толерантность, ненасилие, навыки бесконфликтной коммуникации, уме­ние слушать и слышать, спорить с оппонентом, не превращая его во врага, должны воспитываться с самого раннего детства. Образовательная и воспи­тательная работа в школе не должна ограничиваться сообщением опреде­ленных знаний. Необходимо в детских коллективах создавать гуманисти­ческую среду, которая будет способствовать формированию навыков бес­конфликтности, ненасильственному общению среди детей, вышедших из разных национальных, культурных, конфессиональных и социальных слоев общества. Следует вовлекать подростков в акции солидарности, сопережи­вания с теми, кто перенес страдания и нуждается в поддержке. Это помо­жет молодому человеку реально подготовиться к участию в жизни граждан­ского общества, правовом, демократическом государстве.

ЮНЕСКО в 1995 г. провозгласил Декларацию принципов толерантности. Толерантность — это международный термин, обозначающий не просто терпимость, а уважение, принятие и правильное понимание единства чело­вечества, взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех, богатство и разнообразие культур, признание прав и свободы, отказ от культуры вой­ны и утверждение культуры мира. ООН, придавая большое значение утвер­ждению принципов толерантности в жизни международного сообщества, провозгласила день подписания Декларации (1995 г.) Международным днем, посвященным толерантности.


Для многонациональной, такой этнически разнообразной страны, как Россия, проблема воспитания толерантности имеет большое значение. По­этому в 2001 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую про­грамму «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Она рассчитана на 2001—2005 гг.

Как задачи формирования культуры межнационального общения мож­но привести конкретные проявления взаимопонимания и согласия между людьми в современных условиях:

• уважение к человеческому достоинству;

• проявление и закрепление таких качеств, как чуткость, доброжела­тельность, терпимость, великодушие;

• чувство меры и такта в общении с людьми, умение преодолевать конфликты в отношениях с ними; •

• уважительное отношение к языку, культуре, традициям, обычаям других народов;

• потребность претворять нравственные знания в действия и поступки;

• умение управлять своим поведением, своими потребностями, соче­тая их с интересами окружающих;

• стремление словом и делом, своим личным примером утверждать нормы нравственности.

В современных условиях широкое развитие получает концепция поли­культурного воспитания. Оно предусматривает адаптацию человека к раз­личным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, взаимодействие между людьми с разными традициями, ориента­цию на диалог культур, отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Реализация ее идей направлена на создание такой атмосферы, живя в которой любой человек чувствовал бы себя не только сыном своей родины, но и гражданином вселенной, пони­мал и уважал, хранил не только культуру своего народа, но и культуры дру­гих народов, а следовательно, уважал право другой личности на свободное культурное развитие. Реализация концепции подводит учащихся к понима­нию существования других стилей жизни, которые столь же значимы и имеют право на существование, как и их собственный.








Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 744;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.