Сущность образования как педагогической категории

Под образованием понимают процесс физического и духовного форми­рования личности, сознательно ориентированный на исторически обуслов­ленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании со­циальные эталоны (спартанский воин, добродетельный христианин, энер­гичный предприниматель, всесторонне развитая личность, разносторонне развитая личность). В педагогическом контексте это понятие обозначает те стороны формирования личности, в которых выражаются мировоззрение, нравственный облик, эстетический вкус, волевые и физические качества.

Образование в общекультурном контексте емко и метафорично опреде­лил автор одной из концепций современного образования В. Ф. Сидоренко. Он ассоциирует образование и культуру с «большим дыханием» по аналогии с вдохом и выдохом как совместное, ритмичное действие. «Для себя образо­вание — это образ культуры, а для культуры оно — образование культуры, точнее ее воспроизводство через образование, а для социума образование — это его «легкие». На «вдохе» образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой к образам культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность»'.

Образование изучается не только педагогикой, но и рядом других наук. Однако подходы к определению содержания и объема понятия «образова­ние» не выходят из сферы предметов данных наук. Так, философия иссле-

1 Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 1997. С. 53.


дует прежде всего цели и общее предназначение образования, социоло­гия — способность личности адаптироваться к социальной среде, психоло­гия — психологические аспекты педагогического процесса, экономика — качество подготовки трудовых резервов, инфраструктуру образования. Изыскания этих и других наук имеют большое значение для понимания сущности образования и формирования целостного представления об этом чрезвычайно многогранном явлении. Образование понимается и описыва­ется как уровень, процесс, деятельность, институт, система.

Ни для одной из наук, кроме педагогики, образование не является цент­ральной категорией. Для педагогической науки образование как реальный целостный педагогический (образовательный) процесс, целенаправленно организуемый обществом (целенаправленная составляющая образования), является предметом ее исследования.

Педагогический (образовательный) процесс это движение от целей об­разования к его результатам. Любой процесс — это последовательная смена одного состояния другим. В педагогической действительности эта последо­вательная смена является результатом педагогического взаимодействия участников педагогического (образовательного) процесса. Таким образом, образование как процесс есть специально организованное взаимодействие пе­дагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования. Этот процесс целеустремлен как на удовлетворение потребностей общества в формировании личности с социально одобряемыми качествами, так и на удовлетворение самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Важно подчеркнуть, что сущностной характеристикой педагогического (образовательного) процесса является именно взаимодействие его участни­ков, а не воздействие педагогов на воспитанников. Педагогическое взаимо­действие преднамеренный контакт (разной продолжительности по време­ни) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные из­менения в поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое взаимодействие реализуется при условии:

а) целенаправленного педагогического влияния;

б) активного восприятия и усвоения воспитанником разнообразных форм
социокультурного опыта.

Активность воспитанника проявляется в непосредственных и опосредо­ванных ответных влияниях на педагога и на самого себя.

Образование понимается не только как процесс, но и как результат это­го процесса, выраженный в различных уровнях образованности личности. Образованность личности — это характеристика, показатель определенного Уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.

Однако не всякий знающий и умеющий человек может быть признан образованным. Если рассматривать образование как результат придания человеку «образа», то оно может быть представлено как часть общечелове­ческой культуры. А культурным человек становится в процессе образова­ния только при условии формирования своего нравственного облика. Это воспитательная функция образования.

На основе знаний о законах развития природы и общества, сферы мате­риального производства и духовной культуры личность формирует определен-


ные взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственно-волевые качества. Таким образом, между образованием и воспитанием существует тесная связь.

Соотношение понятий «воспитание» и «образование» является предме­том многих дискуссий. Спорят о том, какое из этих двух понятий шире. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от того, в каком контексте и в каком смысле используются данные понятия в каждом конкретном случае.

Некорректным представляется употребление терминов «образование» и «воспитание» как обозначающих противоположные стороны педагогиче­ского (образовательного) процесса, поскольку образование как целенап­равленный процесс передачи знаний всегда включает в себя и воспитание личности. Направленность же воспитания даже при формально одинако­вом содержании и уровне образования может быть принципиально различ­ной: гуманистической или технократической, гражданской или политиче­ской, демократической или тоталитарной.

По справедливому утверждению Дж. Каунтса, «мы должны полностью отбросить наивную веру в то, что школа автоматически освобождает ум и служит делу человеческого прогресса. Фактически мы знаем, что она может служить любому делу. Она может служить тирании точно так же, как сво­боде, невежеству точно так же, как просвещению, лжи так же, как истине. Если мы хотим, чтобы она служила делу человеческой свободы, она должна специально проектироваться под эту цель»'.

Воспитание понимается и как сугубо педагогический (образовательный) процесс, осуществляемый в условиях учебно-воспитательных учреждений и организаций. Однако это лишь одна его сторона — профессионально-дея-тельностная. Воспитание в широком смысле — это вечная категория об­щественной жизни. Характер общественно-исторических отношений отра­жается в содержании и направленности воспитания, влияет на формы его организации.

Основной путь получения образования — обучение. Обучение, являясь частью воспитания, направлено на развитие прежде всего интеллектуаль­ной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в ситуации регламентированно­сти педагогического (образовательного) процесса. Обучение регламентиру­ется нормативными предписаниями и в содержательном, и в организаци­онном отношениях.

Таким образом, как социальное явление, составляющее предмет педаго­гической науки, образование — это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориен­тированные на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и по­литическим строем конкретного общества и уровнем его материально-техни­ческого развития (В. А. Сластенин).

1 Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. С. 61-62.


Образование как педагогическая категория (категория — научное поня­тие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действитель­ности) обладает рядом свойств. Рассмотрим некоторые из них.

1. Целенаправленность образования.

Образование служит цели передачи от старших поколений младшим на­копленных человечеством культуры и опыта; созданию условий для их лич­ностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе, в результате чего достигается определенный уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Ос­новными целевыми компонентами понятия образования являются усвое­ние и использование духовного наследия, развитие творческих возможно­стей личности, установка человека на позитивное созидание.

2. Историчность образования.

Само понятие «образование» по своему характеру исторично. Так, в XIX в. оно целиком соответствовало буквальному смыслу термина (нем. ВПс1ипё) и означало «формирование образа (духовного или телесного)». В этом значении ввел его в научный оборот великий швейцарский педагог И. Г. Песталоцци (1746—1827), а в русскую литературу — известный про­светитель Н. И. Новиков (1744—1818). Система образования, прежде чем она сложилась в ее современном виде, прошла долгий и сложный путь ис­торического развития. В разных странах во все времена содержание и ха­рактер образования определялись требованиями общественного производст­ва, развития экономики, состоянием и потребностями научно-техниче­ского прогресса, духовной культуры, развитием педагогической теории и практики. При определяющем значении влияния материального производ­ства и духовно-нравственной жизни общества на систему образования она сама оказывает сильное воздействие на социально-культурное развитие стран и народов.

3. Функциональность образования.

Образование как социальный институт решает ряд важных задач:

• передача (трансляция) знаний от поколения к поколению;

• распространение культуры;

• генерирование и хранение культуры общества;

• социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в об­щество;

• определение статуса личности;

• социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

• обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

• создание базы знаний для последующего непрерывного образования;

• социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

• социальный контроль1.

1 Волков Ю. Г. Социология М., 2001. С. 165-166.


С педагогических позиций важно понимание двух основных функций образования: прагматической и культуролого-гуманистической.

Прагматическая функция состоит в создании условий для реализации потребностей людей в знаниях, которые являются необходимыми для обес­печения их жизнедеятельности.

Кулътуролого-гуманистическая функция состоит в развитии духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку достойно разрешать разнообразные по степени сложности жизненные проблемы; формирова­нии характера и моральной ответственности за принимаемые решения, со­вершаемые действия и их последствия в социальной и природной сферах; обеспечении возможностей для личностного и профессионального роста, самореализации; овладении средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии, счастья.

4. Целостность образования.

Образованию присуще внутреннее единство всех его компонентов при их относительной автономности.

Существуют различные подходы к проблеме целостности образователь­ного процесса. Есть точка зрения, согласно которой целостность процесса образования состоит в единстве обучения и воспитания. Целостный обра­зовательный процесс сводится в этом случае к воспитывающему обучению, реализации в педагогической деятельности образовательных и воспитатель­ных функций.

Другая точка зрения базируется на понимании целостности не только как единства обучения и воспитания, но и воспитания как единства на­правлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, эстети­ческого, физического и др.).

Целостность образовательного процесса прослеживается и в характере взаимодействия воспитателей и воспитанников: в единстве отношений пе­дагогов и воспитанников; воспитанников между собой; в единстве «алго­ритмов управления» и «алгоритмов функционирования»; в специально ре­гулируемом взаимодействии на основе личностных отношений.

Ряд ученых сводит образовательный процесс к педагогической деятель­ности. С этих позиций его целостность представляется как единство ком­понентов деятельности педагога: диагностики, планирования, организации, регулирования, контроля и оценки результатов педагогического процесса.

5. Системность образования.

Рассмотрение педагогического (образовательного) процесса как целост­ного возможно только с позиций системного подхода. Система — упорядо­ченная совокупность элементов (компонентов), объединенных общей це­лью функционирования и образующих некоторое целостное явление (П. К. Анохин, В. Н. Садовский). Под педагогической системой понимает­ся множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном образовательном процессе. Структурными компонентами обра­зовательной системы являются цель образования, педагог, воспитанник, содержание образования, средства образования. Данная система характери­зуется как большая, сложная, выражаемая бесконечным разнообразием со­стояний, поведения и связей.


6. Процессуальность образования.

Процессуальность образования — это сменяемость одного состояния дру­гим, движение от целей образования к его результатам посредством педагоги­ческого взаимодействия участников образовательного процесса. В индиви­дуально-личностном аспекте образование как процесс представляет собой ос­воение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений.

7. Диалектичность образования.

Понятие «образование» находится в диалектическом движении. Оно из­меняется, развивается и совершенствуется в историческом и социальном плане. Это свойство образования можно проиллюстрировать разнообрази­ем подходов к определению данного понятия. Под образованием понима­ется процесс и результат усвоения систематизированных знаний и спосо­бов познавательной деятельности. К образованию относят и формирование мировоззрения1.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией дости­жения гражданином (обучающимся) установленных государством образова­тельных уровней (образовательных цензов).

8. Непрерывность образования.

На непрерывный характер образования личности на протяжении всей жизни человека указывает тот факт, что процесс становления личности со­знательно и подсознательно происходит непрерывно при обучении в учеб­ных заведениях различных ступеней, самообразовании, на работе, в об­щении с родителями и сверстниками. Это обстоятельство обусловливает необходимость создания условий для реализации образовательных потреб­ностей личности на всех возрастных этапах.

В заключение отметим, пожалуй, самое главное: образование изучается педагогикой и другими науками не в связи с чисто теоретическим интере­сом, не как явление само по себе, а только в связи с его важнейшим значе­нием в судьбах конкретных людей, составляющих судьбу человечества.








Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 495;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.